ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-52
Именем Российской
Федерации
Верховный Суд РФ в
составе:
председательствующего -
судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при
секретаре
Савченко Д.В.,
адвокатов Сычева
В.П.,
Шелеметьева К.Ф.
рассмотрел в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЖСК "Исток-2 /
вторая очередь" о признании недействующим пункта 8 Постановления
Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 312 "О неотложных
мерах по экономической и социальной защите системы образования",
установил:
жилищно-строительный
кооператив "Исток-2 / вторая очередь" обратился в Верховный Суд
Российской Федерации с заявлением о признании недействующим п. 8 Постановления
Правительства РФ от 13 мая 1992 г. N 312 "О неотложных мерах по
экономической и социальной защите системы образования".
Как указывает
заявитель, положения оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют
действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права и законные
интересы ЖСК, которому был выделен земельный участок для строительства жилого
дома, но решением арбитражного суда постановление администрации города о
предоставлении земельного участка признано недействительным.
В суде
представители ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" адвокаты Шелеметьев К.Ф. и Сычев В.П. поддержали заявленные
требования и пояснили, что федеральное законодательство не предусматривает
участие отраслевых министерств в изъятии земель, поэтому наделение пунктом 8
Постановления Правительства РФ Минобразования России полномочиями по
регулированию земельных отношений в части изъятия земель, предоставленных
учреждениям образования, противоречит действующему законодательству.
Представители
заинтересованного лица Правительства РФ Сергунина
Н.А., Федорова О.В. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду,
что оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов
заявителя и соответствует действующему законодательству.
Выслушав объяснения
представителей ЖСК "Исток-2 (вторая очередь)" адвокатов Шелеметьева К.Ф., Сычева В.П., представителей
заинтересованного лица Правительства РФ Сергуниной
Н.А., Федоровой О.В., исследовав материалы дела и заслушав судебные прения,
Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения
заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК
РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий
закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые
законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом
недействительным.
Федеральный
конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"
предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской
Федерации.
Правительство
Российской Федерации 13 мая 1992 г. издало Постановление N 312 "О
неотложных мерах по экономической и социальной защите системы
образования".
Пунктом 8
Постановления установлено, что не допускается изъятие или изменение служебного
назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и
организациями системы образования, предоставленных им земельных участков без
согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством
науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению,
пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с
ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено
земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об
охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Федеральный закон
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",
Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О разграничении
государственной собственности на землю" устанавливают, что земельные
участки, не переданные в частную собственность (собственность физических и
юридических лиц) на момент принятия указанных законодательных актов, находятся
в неразграниченной государственной собственности.
Из объяснений
представителя заинтересованного лица Правительства РФ Сергуниной
Н.А. следует, что земельные участки, находящиеся в неразграниченной
государственной собственности, могут передаваться в федеральную собственность,
собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность в
порядке, предусмотренном земельным законодательством.
В силу пункта 10
статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
до разграничения государственной собственности на землю порядок распоряжения
указанными землями может быть определен Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8
Постановления предусмотрено обязательное предварительное согласование с
Министерством образования Российской Федерации предоставленных учреждениям
системы образования земельных участков в случае их изъятия.
В
соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона РФ "Об образовании" за
образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в
соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности
(землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое
имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения),
принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего
лица (собственника).
Земельные участки
закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями
в бессрочное бесплатное пользование.
Федеральный закон
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в пункте 3
статьи 27 также предусматривает, что за государственным и муниципальным высшим
учебным заведением закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование
выделенные ему в установленном порядке земельные участки.
Земельный кодекс РФ
в статье 20 устанавливает, что право постоянного (бессрочного) пользования
находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными
участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие
настоящего Кодекса, сохраняется.
При этом граждане
или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного
(бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Лицо, которому
земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение
и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми
актами и актом о предоставлении участка в пользование (статья 269 Гражданского
кодекса РФ).
Из анализа
гражданского законодательства, земельного, законодательства в сфере образования
следует, что распоряжение учреждениями системы образования
предоставленными им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными
участками может регулироваться нормативными правовыми актами высшего
исполнительного органа государственной власти.
Согласно пункту 2
статьи 2 Земельного кодекса РФ Правительство Российской Федерации принимает
решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных
настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента
Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
При таких
обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителя о несоответствии
пункта 8 Постановления требованиям действующего законодательства.
Ссылки
представителей ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" на то, что порядок
изъятия земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности,
предусмотрен Земельным кодексом РФ (статьи 28 - 31), а порядок изъятия земель,
находящихся в муниципальной собственности, также регулируется Законом РФ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" (статьи 6, 29), не могут служить основанием для удовлетворения
заявленных требований.
Как указывалось
выше, Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предоставлено
право до разграничения государственной собственности на землю определять Порядок распоряжения указанными землями.
Предусмотренные
пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ основания для отказа в предоставлении
в собственность граждан и юридических лиц земельных участков предполагают
регулирование отношений по предоставлению свободных земельных участков, а не
тех, которые уже предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное)
пользование.
Принятие
арбитражным судом решения о признании постановления администрации города о
предоставлении заявителю земельного участка для строительства жилого дома
недействительным не может рассматриваться как нарушение гражданских прав и
охраняемых законом интересов юридического лица, т.к. последнее не лишено
возможности обжаловать состоявшиеся судебные постановления в порядке,
установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Учитывая, что
положения оспариваемого нормативного правового акта изданы в пределах
компетенции Правительства РФ, соответствуют действующему законодательству и не
нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или
юридических лиц, заявление ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" не подлежит
удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК
РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ЖСК
"Исток-2 / вторая очередь" о признании недействующим пункта 8
Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 г. N 312
"О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы
образования" оставить без удовлетворения.
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.