ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 января 2003 г. N ГКПИ 02-1399
Именем Российской
Федерации
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного
Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при
секретаре
Чумариной Ю.В.,
с участием
прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Растимешина
Д.В. о признании незаконными пункта 31, абз. 5 пп. 2 пункта 45 "Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении", утвержденного Постановлением Правительства РФ
от 1 июля 1995 г. N 667 (с изменениями от 14 февраля 1997 г.), а также абз. 5 пункта 53 и пункта 54 "Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего
школьного возраста", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19
сентября 1997 г. N 1204,
установил:
Растимешин Д.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше
требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты названных Типовых
положений не соответствуют требованиям ст. 43 Конституции РФ, ст. ст. 9, 12 и
17 Закона РФ "Об образовании", а также нормам других федеральных
законов и нарушают права детей и их родителей на общедоступность и бесплатность
дошкольного образования в муниципальных и
государственных образовательных учреждениях.
В судебном
заседании Растимешин Д.В. заявленное требование
поддержал в полном объеме.
Представитель
Правительства РФ Мурванидзе Г.И. с жалобой не
согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что
оспариваемые пункты положений действующему законодательству РФ не противоречат
и охраняемых законом прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения
заявителя, представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой
Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской
Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии со
ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым
актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (незаконными).
Как
установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 (с
изменениями от 14 февраля 1997 г.) было утверждено "Типовое положение о
дошкольном образовательном учреждении", в пункте 31 которого предусмотрено,
что взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном
учреждении производится в соответствии с законодательством РФ, а в абз. 5 пп. 2 пункта 45 этого же Положения указано на то, что источниками
формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного
учреждения являются также и средства родителей (законных представителей).
Позднее
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 было утверждено
"Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и
младшего школьного возраста", в абз. 5 пункта 53
и пункте 54 которого содержатся такие же правила, что и в указанных выше
пунктах "Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".
По утверждению
представителя Правительства РФ, указанные пункты Типовых положений Конституции
РФ и федеральным законам не противоречат.
Данные
положения соответствуют Постановлению Верховного Совета РФ N 2464-1 от 6 марта
1992 г. "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных
учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений", которым
установлена предельная величина размера оплаты родителями стоимости содержания
детей в указанных учреждениях - не более 20 процентов от всех затрат.
Взимание платы с
родителей за содержание детей в государственном или муниципальном дошкольном
образовательном учреждении не означает, что ребенок не получает бесплатного
дошкольного образования, поскольку плата в данном случае взимается лишь за
содержание детей в таких учреждениях, а не за дошкольное образование.
Эти утверждения
представителя Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.
Не представлено
каких-либо убедительных данных в их опровержение, кроме субъективных выводов
общего характера, и самим заявителем.
Анализ содержания
оспариваемых пунктов названных Типовых положений также свидетельствует о их соответствии требованиям действующего законодательства
РФ.
При таких
обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 13
Гражданского кодекса РФ оснований для признания оспариваемых пунктов указанных
Типовых положений незаконными не имеется.
Довод
заявителя Растимешина Д.В. о том, что оспариваемые
пункты Типовых положений, предусматривающие взимание платы с родителей за
содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, фактически
устанавливают и плату за получение детьми образования в этих учреждениях, не
может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и основан лишь
на личных выводах самого заявителя.
Кроме того, данный
довод опровергается объяснениями представителя Правительства РФ и содержанием
Постановления Верховного Совета РФ от 6 марта 1992 г. N 2464-1, из которого
следует, что с родителей подлежит взиманию плата только за содержание детей в
дошкольных учреждениях.
Данное Постановление
Верховного Совета РФ никем не отменено, продолжает действовать и как
нормативный правовой акт более высокого уровня обязателен к
исполнению Правительством РФ, что им и было сделано при утверждении
названных Типовых положений.
Требование о
необходимости внесения платы за содержание детей в дошкольных образовательных
учреждениях (детских садах) вытекает и из содержания п. 9 ст. 50 Закона РФ
"Об образовании", согласно которому на основе полного
государственного обеспечения осуществляется содержание в дошкольных
образовательных учреждениях только детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (законных представителей).
Из приведенной
нормы Закона следует, что родители (законные представители) не освобождены от
уплаты расходов, связанных с содержанием их детей в дошкольных образовательных
учреждениях.
При
разрешении жалобы заявителя суд принимает во внимание также и то
обстоятельство, что оспариваемыми пунктами Типовых положений плата за
содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях фактически не
устанавливается, а лишь обозначается, что одним из источников финансирования
дошкольных учреждений является оплата родителями содержания в них своих детей,
взимание которой производится в соответствии с законодательством Российской
Федерации, что действующему законодательству РФ не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Другие доводы, на
которые заявитель ссылался в судебном заседании, также не могут служить
основанием к удовлетворению жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК
РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Растимешина Д.В. о признании незаконными пункта 31, абз. 5 пп. 2 пункта 45
"Типового положения о дошкольном образовательном учреждении",
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 (с
изменениями от 14 февраля 1997 г.), а также абз. 5
пункта 53 и пункта 54 "Типового положения об образовательном учреждении
для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 сентября
1997 г. N 1204, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение
может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской
Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.