Зарегистрировано в
Минюсте РФ 24 декабря 2002 г. N 4071
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 декабря 2002 г. N 4452
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С целью оказания
методической помощи учреждениям высшего, среднего и дополнительного
профессионального образования в использовании при организации образовательного
процесса современных информационных технологий приказываю:
1. Утвердить
прилагаемую Методику применения дистанционных образовательных технологий
(дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Л.С. Гребнева.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Утверждена
Приказом
Минобразования
России
от 18.12.2002 N
4452
МЕТОДИКА
ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО,
СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Дистанционное
обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий,
при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное
взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места
их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных
информационных технологий, прежде всего с использованием средств
телекоммуникации.
Основными
дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология,
интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание
основных видов технологий.
2. Целью
дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по
месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и
(или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и
среднего профессионального образования (далее - образовательные программы)
соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и
дополнительного профессионального образования (далее - образовательные
учреждения).
3. Образовательный
процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться
образовательным учреждением по очной,
очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме
экстерната или при сочетании указанных форм.
Повышение квалификации
и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении
повышения квалификации проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с
частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения <*>.
--------------------------------
<*>
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610 "Об
утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2580).
Образовательное
учреждение может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через
сеть своих обособленных структурных подразделений - филиалов и представительств
<*>.
--------------------------------
<*> Здесь и
далее понятие "представительство" образовательного учреждения
относится исключительно к представительствам высших учебных заведений.
4. Филиал
образовательного учреждения осуществляет свои функции в установленном порядке.
5. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения,
помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и
месту жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации,
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем
привлечения штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения
на основе учебно-материальной базы представительства <*>.
--------------------------------
<*>
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 N 264 "Об
утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем образовательном учреждении) Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16,
ст. 1595).
Указанная
деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием субъекта
Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых
находится представительство.
6. Образовательное
учреждение может реализовать одну или несколько образовательных программ с
использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения. По
отдельным направлениям (специальностям) <*> и профилям программ
дополнительного профессионального образования может вводиться ограничение на их
освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
--------------------------------
<*> Из числа
тех, по которым получение высшего профессионального образования в форме
экстерната не допускается.
Образовательные
программы признаются реализуемыми с использованием в полном объеме
дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% объема часов учебного
плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных
технологий. При этом для образовательных программ высшего и среднего профессионального
образования посредством дистанционных образовательных технологий реализуется не
менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально-экономических,
математических и общих естественно-научных дисциплин.
Организация
учебного процесса по очной форме получения образования с использованием в
полном объеме дистанционного обучения допускается с учетом установленных
требований к организации учебного процесса по данной форме получения
образования.
7. Лицам,
поступающим в образовательное учреждение на обучение по
образовательным программам, реализация которых осуществляется с использованием
в полном объеме дистанционного обучения, предлагается ознакомиться с этим
условием под роспись.
8. Права и
обязанности обучающихся, осваивающих образовательные
программы с использованием дистанционного обучения, определяются
законодательством Российской Федерации в соответствии с той формой получения
образования, на которую они зачислены.
9. Наряду с
традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного
обучения используются следующие средства дистанционного обучения:
специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные
учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные
пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные
практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи,
иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам
связи.
10. В качестве
основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически
(дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного
обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их
использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных
образовательных стандартов основных образовательных программ определенного
уровня или требованиям к содержанию дополнительных профессиональных
образовательных программ.
База данных
дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей
фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических
изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям
подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными
и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы,
представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю
каждой образовательной программы.
11. При дистанционном
обучении образовательное учреждение обеспечивает каждому обучающемуся
возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному
информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения
соответствующей образовательной программы или ее части.
С целью обеспечения
доступа обучающихся к базам данных дистанционного обучения, иным средствам
дистанционного обучения в базовом образовательном учреждении, филиалах,
представительствах и индивидуально образовательное учреждение использует
средства телекоммуникации.
При отсутствии
необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально
образовательное учреждение может предоставлять ему эти средства на условиях и в
порядке, предусмотренных действующим законодательством.
12. При дистанционном обучении образовательное учреждение осуществляет
научную и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации
квалифицированных преподавателей с использованием средств телекоммуникации.
13. Текущий
контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным
учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных
средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию
личности. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется
традиционными методами.
14. Профессорско-преподавательский и преподавательский состав,
осуществляющий дистанционное обучение, может состоять из педагогических
работников образовательного учреждения, его филиалов, проживающих в различных
городах и населенных пунктах, объединенных организационно и методически
средствами телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в филиалах и
осуществляющих консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах в сетевом
режиме с использованием телекоммуникационных и иных средств, независимо
от места нахождения педагогических работников.
15. Образовательное
учреждение может по одной или нескольким реализуемым им образовательным программам
организовать образовательный процесс с использованием в полном объеме
дистанционного обучения в сети своих филиалов и осуществлять консультации,
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной
форме обучения в представительствах, обеспечив единство образовательного
процесса.
16. Для
подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных
программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения
образовательное учреждение <*> может обратиться в Минобразование России с
заявлением о проведении проверки такой готовности в соответствии со следующими
и иными требованиями настоящей Методики:
--------------------------------
<*> Из
образовательных учреждений дополнительного профессионального образования
Минобразование России может подтверждать готовность реализовать образовательные
программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения тех
образовательных учреждений, которые находятся в ведении федеральных органов
исполнительной власти, а также иных образовательных учреждений дополнительного
профессионального образования по аккредитованным образовательным программам.
наличие электронных
учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине либо специальных
кейсов (индивидуальных комплектов учебно-методических материалов с
использованием мультимедийных средств);
наличие специальной
корпоративной информационной системы документооборота (в т.ч. электронного),
полностью обеспечивающей администрирование образовательного процесса;
наличие преподавателей,
специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной
среде;
наличие специальных
(в т.ч. электронных) форм проверки знаний обучающихся.
В этом случае объем
требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, при проведении
проверки и порядок ее проведения устанавливаются Минобразованием России с
учетом типа образовательного учреждения и особенностей используемой
дистанционной образовательной технологии.
При организации
проверки целесообразно участие государственных органов управления образованием
субъектов Российской Федерации, а для образовательных учреждений
дополнительного профессионального образования - также федеральных ведомственных
органов управления образованием, в ведении которых находятся образовательные
учреждения.
Отсутствие
подтверждения такой готовности не лишает образовательное учреждение права
реализовывать образовательные программы с использованием в полном объеме
дистанционного обучения.
17. Образовательное
учреждение осуществляет в установленном порядке прием на обучение по
образовательным программам, переводы и отчисление обучающихся.
18. При организации
дистанционного обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и
внутреннее делопроизводство вести в электронном виде с применением положений
Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой
подписи".
19. Количество и
пропускная способность каналов телекоммуникации, оснащенность учебного процесса
специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным, так и
арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в образовательном
учреждении, филиалах и индивидуально должны в реальном режиме времени или в
записи обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.
20. Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем
аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению (специальности)
подготовки с применением занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их
проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах.
При этом все
обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами, оснащенными для
дистанционного обучения с учетом сменности.
Оснащенные учебные
рабочие места обеспечивают обучающимся возможность доступа к средствам
дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.
21. Для проведения
предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий
образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность участия в этих
занятиях реально либо с применением дистанционного обучения (виртуальная
лабораторная работа или работа в лаборатории удаленного доступа).
22. В зависимости
от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному
учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений,
обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в
соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и
рабочие места должны соответствовать установленным требованиям.
23. Образовательное
учреждение обеспечивает обучающимся возможность
прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных
государственными образовательными стандартами. Учебные практики обучающиеся
проходят с применением традиционной технологии и (или) дистанционного обучения.
Производственные практики (включая технологические и преддипломные) обучающиеся
проходят, как правило, традиционно.
24.
Образовательному учреждению рекомендуется организовывать профессиональную
переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского
состава - для преподавания в новой информационно-образовательной среде,
преподавателей и учебно-вспомогательного персонала - для работы с дистанционной
образовательной технологией в филиалах и представительствах, с объемом обучения
не менее 72 часов и контроль за качеством обучения.
25. Для образовательного
учреждения (филиала), реализующего образовательные программы с использованием в
полном объеме дистанционного обучения, предельная численность контингента обучающихся рассчитывается и фиксируется в лицензии
образовательного учреждения с учетом применяемой дистанционной образовательной
технологии.