МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2001 г. N 1403
О КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство
культуры Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации с
участием заинтересованных организаций разработали и в соответствии с поручением
Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N ВМ-П8-17779
утвердили концепцию художественного образования в Российской Федерации
(прилагается).
Концепция
направлена на сохранение и развитие сложившейся в России системы образования в
сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и
общего художественного образования во всех типах и видах образовательных
учреждений для формирования созидательной, творческой личности.
В целях доведения
ее до сведения заинтересованных ведомств и принятия мер по ее реализации
приказываю:
1. Департаменту
науки, образования и развития социально-культурной инфраструктуры (Зива В.Ф.)
- обеспечить
доведение концепции художественного образования в Российской Федерации до
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, заинтересованных
организаций;
- для выработки
стратегии культурной политики Министерства культуры Российской Федерации в
области художественного образования до 1 марта 2002 г. представить предложения
по составу авторского коллектива для разработки программы развития
художественного образования до 2010 года.
Финансирование
работы авторского коллектива осуществить в рамках Федеральной целевой программы
"Культура России (2001 - 2005 гг.)".
2. Руководителям
федеральных образовательных учреждений высшего профессионального, среднего
профессионального и дополнительного профессионального образования обсудить
Концепцию на заседаниях советов и до 15 февраля 2002 г. внести предложения по
участию учебного заведения в ее реализации.
3. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры
совместно с органами управления образованием разработать программы реализации
концепции и до 1 марта 2002 г. представить их в Минкультуры России.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Министр
М.Е.ШВЫДКОЙ
Приложение
к Приказу
Министерства
культуры
Российской
Федерации
от 28.12.2001 N
1403
Утверждаю
Министр образования
Российской
Федерации
В.М.ФИЛИППОВ
26 ноября 2001 года
Министр культуры
Российской
Федерации
М.Е.ШВЫДКОЙ
26 ноября 2001 года
КОНЦЕПЦИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Художественное
образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной
культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и
формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности
интеллектуального и эмоционального богатства.
Концепция
художественного образования в Российской Федерации (далее - Концепция)
опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную
доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает
приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и
направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
Концепция отражает
волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и
гражданина России в области культуры и искусства:
право на участие в
культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным
ценностям;
свободу
литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану
интеллектуальной собственности;
обязанность
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники
истории и культуры.
Концепция
определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере,
указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей,
задач и путей их достижения.
Реализация
Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее
статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры
и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая
социально-культурную и творческую стороны личности.
Практическая
реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в
России систему художественного образования.
Система художественного
образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование
и профессиональное художественное образование. Реализация программ
художественного образования осуществляется во всех типах и видах
образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах,
учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского
профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования,
в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании
играют учреждения культуры и искусства.
ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целями
художественного образования на современном этапе являются:
- обеспечение
реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
- повышение общего
уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
- сохранение и
развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного
образования в области культуры и искусства.
Исходя из них,
художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:
- формирование и
развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп
населения;
- создание
эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей,
активизирующей художественную жизнь общества;
- подготовка
творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры,
а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- сохранение и
передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования
в области искусства;
- приобщение
граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры,
лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- реализация
нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития
этических принципов и идеалов личности и общества;
- широкое внедрение
художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования,
способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
- формирование
культуры межнационального общения через изучение художественных традиций
народов России;
- использование
возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях
коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и
других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
- привлечение
ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации
детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
- вовлечение всех
групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение
базовых художественно-практических навыков;
- выявление
художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий
для их образования и творческого развития.
Осуществление
вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения современных
проблем в области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые
российским обществом трудности в экономике и социальной сфере. К этим
специфическим проблемам относятся:
- недооценка в
социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как
влиятельных факторов динамического развития общества;
- культурный
нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их
эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
- усиление разрыва
между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более
элитарный характер;
- второстепенная
роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем
образовании на всех его ступенях;
- распространение
платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения,
невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических
средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования
в области искусства части одаренной молодежи;
- чрезвычайно
слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного
образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.
Преодоление
существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом,
являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной
системой художественного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
И ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание и
методологические принципы художественного образования должны соответствовать
актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного
процесса, способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов
личности.
Содержание
художественного образования включает:
- формирование
культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории и
истории искусства разных эпох и народов;
- формирование
художественно-практической компетентности, подразумевающей овладение средствами
художественной выразительности различных видов искусств;
- формирование
художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и
эстетических идеалов.
Реализация
содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
- формирование
отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего
развития собственной личности;
- формирование
потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных
видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
- формирование
навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой
деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Для каждого этапа
художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие,
ведущие, другие же - как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль
здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет
формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном
осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка,
органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В начальной школе
формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых
в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные
художественно-практические навыки ребенка. В основной средней школе подростки
овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность
самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки
для собственной художественной деятельности. В средних специальных и высших
учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной
самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному
слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на
основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном
художественном творчестве, независимо от его профессиональной или любительской
направленности.
Освоение содержания
художественного образования осуществляется на основе следующих методологических
принципов:
- начало обучения с
раннего возраста, непрерывность и преемственность различных уровней
художественного образования;
- мультикультурный подход, предполагающий включение в
программы по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и
национальных традиций с опорой на отечественную культуру;
- опора на
национально-культурные особенности при составлении учебных программ по
предметам искусства;
- комплексный
подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия
различных видов искусств;
- распространение
вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям
и возможностям каждого обучающегося;
- внедрение
личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности,
индивидуализированных подходов к особо одаренным личностям и другим категориям
учащихся.
ПУТИ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Внедрение данной
Концепции предполагает комплекс организационно-управленческих,
социально-психологических, материально-технических и кадровых условий,
основными из которых являются:
- формирование на
государственном уровне отношения к художественному образованию как особо
значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития
российского общества;
- взаимодействие
органов управления культурой и образованием на федеральном и региональном
уровнях на основе межведомственных координационных планов и программ;
- сохранение и
развитие сложившейся сети образовательных учреждений культуры и искусства;
- определение
правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений
культуры и искусства в общей системе российского образования;
- непрерывное
обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов
художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых
достижений;
- усиление роли
образовательной области "Искусство" на всех ступенях
общеобразовательной школы, увеличение количества часов и перечня
образовательных программ по видам искусства;
- активное участие
средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;
- издание новых
учебников, учебных пособий, монографий по искусству, истории и теории
художественной культуры;
- совершенствование
деятельности учреждений культуры и искусства по развитию массовых общедоступных
форм художественного образования и художественно-творческой деятельности для
различных групп населения;
- разработка и
внедрение целостной системы критериев оценки эффективности
функционирования системы художественного образования;
- проведение
социально-экономических и конкретно-социологических исследований для выявления
состояния и динамики развития художественного образования и художественной
культуры общества;
- повышение
качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с
учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии
российской художественной культуры, мирового опыта;
- существенное
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка
мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей
художественных дисциплин, устранение дискриминации в области предоставления им
социальных гарантий;
- создание льготных
условий налогообложения для учреждений и организаций, осуществляющих
благотворительную помощь сфере художественного образования;
- повышение роли
современных информационных средств и технологий в художественно-образовательном
процессе.
* * *
Настоящая Концепция
трактуется как целостная система, в которой цели и задачи художественного
образования, пути их реализации представляют собой комплекс взаимосвязанных
положений и принципов.
Для успешного
воплощения Концепции необходима разработка программы развития художественного
образования как комплекса мероприятий, направленных на подготовку документов,
конкретизирующих излагаемые в Концепции положения, обеспечивающих их внедрение
в практику.
Определяя
приоритеты в сфере художественного образования России, Концепция является
документом для выработки стратегии культурной политики российского государства
в данной сфере. Реализация ее будет служить всемерному росту творческого
потенциала всех граждан страны, процветанию отечественной культуры.