МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 1996 г. N 01-266/16-12
О ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ И ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ
ДИСЦИПЛИН ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ,
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ
В связи с
проведением лицензирования, аттестации и аккредитации государственных и
муниципальных музыкальных, художественных, хоровых, хореографических,
театральных школ и других школ искусств (ниже - "школ искусств")
экспертные комиссии требуют соответствия образовательных программ, реализуемых
этими образовательными учреждениями, государственным образовательным
стандартам.
Министерство
разъясняет, что обучение детей, подростков и взрослых в школах искусств
государственных и муниципальных органов управления культуры не сопровождается
повышением уровня их образования. Профессиональная подготовка особо одаренных
учащихся в школах искусств имеет целью предоставить им возможность продолжения
образования в средних профессиональных образовательных учреждениях искусства и
культуры.
В связи с этим
Министерство направляет примерные учебные планы детской музыкальной,
художественной школы и школы искусств, традиционно применяемые в педагогической
практике этих образовательных учреждений. Согласно Типовому положению о
государственной, муниципальной школе искусств (утверждено Приказом Минкультуры
России от 04.09.95 N 617) организация образовательного процесса в школе
искусств регламентируется учебными планами, годовым календарным учебным
графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой
самостоятельно и согласованными с органами управления культуры по подчиненности
школы. Следовательно, школа искусств в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании" имеет право
адаптировать рекомендованные учебные планы к самостоятельной организации
педагогического процесса (по договоренности с учредителем). Учебные
планы инструментальных классов предусматривают возможность обучения детей игре
на музыкальном инструменте с любым из указанных сроков (7 (8) лет; 5 (6) лет в
зависимости от возраста учащегося и других его индивидуальных особенностей.
Каждый педагогический коллектив (дирекция совместно с педсоветом)
самостоятельно устанавливает необходимые педагогические и концертмейстерские
учебные часы помимо тех, которые уже предусмотрены в учебном плане (так же как,
например, часы, необходимые на проведение сводных занятий оркестров, ансамблей,
хоров, предметов по выбору).
В учебном плане
подготовительных групп традиционно предусматривается еженедельное проведение
занятий по сольфеджио, ритмике, хору и музыкальному инструменту. Директора
(педсоветы) школ искусств самостоятельно определяют количество часов по этим
дисциплинам и наполняемость групп в зависимости от местных условий,
педагогического опыта, при этом общий объем учебной нагрузки не должен
превышать 5 часов в неделю в расчете на одного ученика.
Учебные
программы по перечисленным в учебных планах дисциплинам, утвержденные и
рекомендованные Минкультуры СССР, РСФСР, кафедрами ведущих вузов искусства и
культуры, могут служить примерными образцами, придерживаясь которых руководство
школ искусств, педагогические советы самостоятельно, с учетом известных
достижений педагогической мысли, сложившейся практики, местных традиций и
экзаменационных требований для поступающих в средние профессиональные
образовательные учреждения культуры и искусства, разрабатывают и утверждают
различные учебные программы. Все
учебные планы и программы должны свободно приспосабливаться к индивидуальным
способностям и склонностям учащихся - обеспечивать развитие разносторонней
творческой одаренности детей и подростков, их общее эстетическое воспитание, а
также профессиональную направленность учащихся, изъявивших желание (и
проявивших способность) поступить в специальные образовательные учреждения.
Министерство культуры
России готово рассмотреть и рекомендовать к практическому применению авторские
учебные программы, будут приниматься меры к систематической подготовке учебных
программ для школ искусств в учреждениях Министерства.
Заместитель
Министра
В.П.ДЕМИН
Приложение
к письму
Министерства
культуры
Российской
Федерации
от 23 декабря 1996
г. N 01-266/16-12
ПРИМЕРНЫЕ
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ,
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ,
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ШКОЛЫ, ШКОЛЫ ИСКУССТВ
ТИПОВЫЕ
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(МУЗЫКАЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)
Инструментальные
классы
Срок обучения: 7
(8) лет
┌───┬─────────────┬─────────────────────────────────────┬────────┐
│
N │Наименование │ Количество
учебных часов в неделю
│Экзамены│
│п/п│ предмета
├───┬────┬────┬────┬───┬────┬────┬────┤прово- │
│ │ │ I │ II │III
│ IV │ V │ VI │VII │VIII│дятся в │
│ │ │ │
│ │ │
│ │<*>
│ │классах
│
├───┼─────────────┼───┼────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼────────┤
│1 │Музыкальный │2
│2 │2 │2
│2 │2 │2
│2 │VII, │
│ │инструмент │
│ │ │
│ │ │
│ │VIII │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│2 │Сольфеджио │1,5│1,5 │1,5 │1,5
│1,5│1,5 │1,5 │2
│VII, │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│VIII │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│3 │Хор, оркестр,│1 │1
│1,5 │1,5 │3
│3 │3 │-
│ │
│ │ансамбли <**>│ │
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│4 │Музыкальная │-
│- │- │1
│1 │1 │1
│- │ │
│ │литература │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│5 │Предмет по │1
│1 │1 │1
│1 │1 │1
│1 │ │
│ │выбору <***> │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├───┼─────────────┼───┼────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼────────┤
│ │Всего: │5,5│5,5 │6 │7
│8,5│8,5 │8,5 │5 │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │<**>│ │
└───┴─────────────┴───┴────┴────┴────┴───┴────┴────┴────┴────────┘
--------------------------------
<*>
Выпускники VII класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств.
В VIII класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие
способности и склонность к продолжению профессионального образования.
<**> По
решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может
увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле.
<***>
Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный
инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы
дирижирования и др.
Предметы по выбору,
с учетом пожеланий учащихся (родителей), утверждаются дирекцией (педсоветом).
Примечания к
учебному плану "Инструментальные классы. Срок обучения - 7 (8) лет".
1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и
ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел.
или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам
от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп
по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально перспективных
учащихся.
Количественный
состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6
чел.
2. Помимо
регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в
месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (также и хора, отдельно -
младшего и старшего).
3. Помимо
педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:
педагогические часы
для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;
концертмейстерские
часы:
для проведения
групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий
(по 2 часа в месяц);
для проведения
занятий по предметам "музыкальный инструмент" (кроме фортепьяно,
баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;
для проведения
занятий по предметам по выбору.
Инструментальные
классы
Срок обучения: 5
(6) лет
┌───┬─────────────┬─────────────────────────────────────┬────────┐
│
N │Наименование │ Количество
учебных часов в неделю
│Экзамены│
│п/п│
предмета
├─────┬──────┬─────┬─────┬─────┬──────┤прово- │
│ │ │ I
│ II │ III │ IV │
V │ VI
│дятся в │
│ │ │ │ │ │
│ <*> │ │классах
│
├───┼─────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼────────┤
│1 │Музыкальный │2
│2 │2 │2
│2 │2 │V, VI │
│ │инструмент │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │
│2 │Сольфеджио │1,5
│1,5 │1,5 │1,5
│1,5 │2 │V, VI │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │
│3 │Хор, оркестр,│1 │1,5
│3 │3 │3
│<**> │ │
│ │ансамбли │
│ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │
│4 │Музыкальная │-
│1 │1 │1
│1 │- │ │
│ │литература │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│5 │Предмет по │1
│1 │1 │1
│1 │1 │ │
│ │выбору <***> │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼─────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┼────────┤
│ │Всего: │5,5 │7
│8,5 │8,5 │8,5
│5 <**>│
│
└───┴─────────────┴─────┴──────┴─────┴─────┴─────┴──────┴────────┘
--------------------------------
<*>
Выпускники V класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств. В
VI класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие
способности и склонность к продолжению профессионального образования.
<**> По
решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может
увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле.
<***>
Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный
инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы
дирижирования и др.
Предметы по выбору,
с учетом пожеланий учащихся (родителей), утверждаются дирекцией (педсоветом).
Примечания к
учебному плану "Инструментальные классы. Срок обучения - 5 (6) лет".
1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и
ритмике в среднем 6 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел.
или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам
от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с III класса возможно выделение
групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 3 чел.) профессионально перспективных
учащихся.
Количественный
состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6
чел.
2. Помимо
регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в
месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (также и хора, отдельно -
младшего и старшего).
3. Помимо
педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:
педагогические часы
для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;
концертмейстерские
часы:
для проведения
групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий
(по 2 часа в месяц);
для проведения
занятий по предметам "музыкальный инструмент" (кроме фортепьяно,
баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;
для проведения
занятий по предметам по выбору.
ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ
ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(МУЗЫКАЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ)
Хоровой класс
Срок обучения: 7
(8) лет
┌───┬────────────┬──────────────────────────────────────┬────────┐
│
N │Наименование│ Количество
учебных часов в неделю
│Экзамены│
│п/п│ предметов
├────┬────┬───┬────┬────┬────┬────┬────┤прово- │
│ │ │ I │ II │III│ IV │
V │ VI │VII
│VIII│дятся в │
│ │ │ │
│ │ │
│ │<*>
│ │классах
│
├───┼────────────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼────┼────┼────────┤
│1 │Хор │3,5 │3,5
│3,5│3,5 │3,5 │3,5 │3,5 │3,5 │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│2 │Сольфеджио │1,5 │1,5 │1,5│1,5
│1,5 │1,5 │1,5 │1,5 │VII, │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│VIII │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│3 │Музыкальный │1 │1
│1 │1 │1
│1 │1 │2
│ │
│ │инструмент │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│4 │Музыкальная │- │-
│- │1 │1
│1 │1 │-
│ │
│ │литература │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
│5 │Предмет по │1
│1 │1 │1
│1 │1 │1
│1 │ │
│ │выбору <**> │ │
│ │ │
│ │ │
│ │
├───┼────────────┼────┼────┼───┼────┼────┼────┼────┼────┼────────┤
│ │Всего: │7
│7 │7 │8
│8 │8 │8
│8 │ │
└───┴────────────┴────┴────┴───┴────┴────┴────┴────┴────┴────────┘
--------------------------------
<*>
Выпускники VII класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств.
В VIII класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие
способности и склонность к продолжению профессионального образования.
<**>
Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный
инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы
дирижирования и др.
Предметы по выбору,
с учетом пожеланий учащихся (родителей), утверждаются дирекцией (педсоветом).
Примечания к
учебному плану "Хоровой класс. Срок обучения - 7 (8) лет".
1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и
ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел.
или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам
от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп
по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально перспективных
учащихся.
Количественный
состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6
чел.
2. Время, отведенное по учебном плану на хор, может быть использовано
как на групповые, так и на сводные занятия в соответствии с планом работы
хорового отдела.
3. Помимо
педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть
концертмейстерские часы:
для проведения
групповых занятий с хорами по группам и на сводные занятия;
для проведения
занятий по предметам по выбору.
ТИПОВОЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЕТСКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ
ШКОЛЫ ИСКУССТВ
┌───┬────────────────────────┬────────────────────┬─────┬────────┐
│
N │ Наименование предметов │ Количество учебных │Ито- │Экзаме- │
│п/п│ │ часов в неделю │говые│национ- │
│ │
├───┬────┬───┬───┬───┤прос-│ные про-│
│ │ │ I │ II
│III│IV │ V │мотры│смотры │
│ │ │ │
│ │ │
├─────┴────────┤
│ │ │ │
│ │ │
│ В классах │
├───┼────────────────────────┼───┼────┼───┼───┼───┼─────┬────────┤
│1 │Рисунок │3 │3
│4 │4 │3
│I, │IV, V │
│ │ │ │
│ │ │
│II, │ │
│ │ │ │
│ │ │
│III │ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │
│2 │Живопись │3 │3
│3 │3 │3/0│I, │IV, V │
│ │ │ │
│ │ │<*>│II, │
│
│ │ │ │
│ │ │
│III │ │
│ │ │ │
│ │
│ │ │ │
│3 │Композиция <**> │2/1│2/1
│2/1│2/1│2/1│I,
│IV, V │
│ │(станковая/прикладная) │
│ │ │
│ │II, │
│
│ │ │ │
│ │ │
│III │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│4 │Скульптура │2 │2
│1 │1 │0/3│I, II│IV, V │
│ │ │ │
│ │ │
│ │
│5 │История изобразительного│1 │1
│1 │1 │-
│Собеседование │
│ │искусства │ │
│ │ │
│ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │
│6 │Предмет по выбору │1
│1 │1 │1
│4 │IV │V │
├───┼────────────────────────┼───┼────┼───┼───┼───┼─────┼────────┤
│ │Всего: │13 │13 │13 │13 │13 │ │ │
├───┼────────────────────────┼───┼────┼───┼───┼───┼─────┼────────┤
│ │Учебная практика: │28 │28 │28 │28 │- │
│ │
│
│(2 недели ежегодно,
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │на группу) │ │
│ │ │
│ │ │
└───┴────────────────────────┴───┴────┴───┴───┴───┴─────┴────────┘
--------------------------------
<*> По
желанию учащихся в V классе разрешается заменить предмет "живопись" на
"скульптуру".
<**> По
решению дирекции и педсовета часы станковой и прикладной композиции могут быть
переставлены. По желанию учащихся в V классе могут проводиться занятия только
по станковой или прикладной композиции.
Пояснительная
записка
к типовому учебному
плану детской художественной школы
и художественного
отделения детской школы искусств
1. В 1 класс
детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств принимаются дети 10 - 12 лет. Срок обучения в школе - 4
(5) лет. Первые 4 года - основной курс обучения, 5 год - класс профориентации.
В него зачисляются учащиеся, проявившие профессиональные способности и
склонность к продолжению художественного образования, по решению руководства
школы и педагогического совета.
Количественный
состав групп в 1 - 4 классах - 10 - 15 человек, в малонаселенных пунктах - от 8
до 15 человек. Количественный состав групп в 5 классе - 6 - 9 человек, в
малонаселенных пунктах - от 4 до 7 человек.
2. Предмет по
выбору (отдельные предметы учебного плана, предметы профориентации)
определяется администрацией школы и педсоветом и утверждается до начала
учебного года. В 5 классе разрешается распределение времени, отведенного на
предмет по выбору, между несколькими предметами, предусмотренными учебным
планом.
По желанию учащихся
и их родителей директор школы имеет право освобождать учащихся от занятий
предметом по выбору, однако без изменения размера
платы за обучение.
3. Учебная практика
проводится в форме пленэра в течение 2 недель в летний или осенний период. Она
может быть рассредоточена на протяжении всего учебного года. В школах,
ориентированных на преподавание прикладного искусства, в особенности -
расположенных в центрах народных художественных промыслов, часть учебной
практики (пленэра) может быть заменена на практические занятия по прикладному
искусству - на производстве, в мастерских школы и т.д.
4. Для учащихся
второй смены общеобразовательной школы количественный состав групп определяется
школой (не менее 4-х человек), при сохранении количества групп по школе в
целом.
5. При ДХШ и ДШИ,
по решению администрации, могут быть организованы подготовительные группы на
основе самоокупаемости со сроком обучения 1 - 4 года (см. ниже).
Для учащихся,
желающих продолжить занятия после окончания основного курса обучения или класса
профориентации, при ДХШ и ДШИ могут создаваться вечерние классы со сроком
обучения 1 - 3 года на основе самоокупаемости (см. ниже).
6. Сроки начала и
окончания учебного года, каникул должны совпадать со сроками, устанавливаемыми
для общеобразовательных школ (следует также учитывать время проведения учебной
практики).
7. Текущий просмотр
учебных работ проводится по итогам каждого полугодия, итоговый - в конце
учебного года и экзаменационный просмотр - по итогам 4 и 5 классов.
8. Количество часов
на оплату натуры определяется учебными программами (не более 30% от учебного
времени, отведенного на каждый предмет).
Задачами класса
профориентации являются:
целенаправленная
подготовка учащихся к поступлению в художественные и художественно-промышленные
училища;
подготовка к работе
на предприятиях, требующей соответствующей художественной грамотности.
Учащимся, успешно
завершившим занятия на основном курсе обучения (1 - 4 классы), выдается
свидетельство об окончании школы, а прошедшим обучение в 5 классе и сдавшим
экзамены, в свидетельство вносится соответствующая запись об окончании класса
профориентации.
ТИПОВОЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЕТСКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)
Срок обучения 1 - 4
года
┌───┬────────────────────┬──────────────────────────┬────────────┐
│
N │ Наименование │Количество часов в неделю
│ Итоговые │
│п/п│
предметов
├──────────────────────────┤
просмотры │
│ │ │ год обучения │ │
│ │ │ 1
2 3 4
│ │
│ │
├──────┬──────┬─────┬──────┼────────────┤
│ │ │ I
│ II │ III │ IV
│Год обучения│
├───┼────────────────────┼──────┼──────┼─────┼──────┼────────────┤
│1 │Изобразительное │
2 │ 2
│ 2 │
3 │1, 2, 3, 4 │
│ │искусство │ │ │
│ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│2 │Лепка │ 1
│ 2 │
1 │ 1
│1, 2, 3, 4 │
│ │ │ │ │
│ │ │
│3 │Декоративно- │
1 │ 1
│ 1 │
1 │1, 2, 3, 4 │
│ │прикладное искусство│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│4 │Предмет по выбору │
2 │ 3
│ 3 │
3 │1, 2, 3, 4 │
│ │<**> │ │ │ │ │ │
├───┼────────────────────┼──────┼──────┼─────┼──────┼────────────┤
│ │Всего: │ 6
│ 7 │
7 │ 8
│ │
└───┴────────────────────┴──────┴──────┴─────┴──────┴────────────┘
--------------------------------
<*> Срок
обучения определяется администрацией школы (в пределах 1 - 4 лет).
<**> Предмет
по выбору определяется администрацией школы и педсоветом (отдельные предметы
учебного плана, предметы профориентации и др.) и утверждается до начала
учебного года.
ТИПОВОЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЕТСКОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ
ИСКУССТВ (ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ) <*>
--------------------------------
<*> Срок
обучения определяется администрацией школы (в пределах 1 - 3 лет).
Срок обучения 1 - 3
года
┌───┬────────────────────┬──────────────────────────┬────────────┐
│
N │ Наименование │Количество часов в неделю
│ Итоговые │
│п/п│
предметов
├──────────────────────────┤
просмотры │
│ │ │ 1
2 3 │ │
│ │
├────────┬────────┬────────┼────────────┤
│ │ │ I
│ II │
III │Год обучения│
├───┼────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────────┤
│1 │Рисунок │2 │2 │2
│1, 2, 3 │
│ │ │ │ │ │ │
│2 │Живопись <**> │2/0 │2/0 │2/0 │1, 2, 3 │
│ │ │ │ │ │ │
│3 │Композиция <***> │1/1 │1/2 │1/1 │1, 2, 3 │
│
│(станковая/
│ │ │ │ │
│ │прикладная) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│4 │Скульптура │0/2 │0/2 │0/2 │1, 2, 3 │
│ │ │ │ │ │ │
│5 │Предмет по выбору │3 │3 │3 │3 │
│ │<****> │ │ │ │ │
├───┼────────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────────┤
│ │Всего: │9 │9 │9 │ │
└───┴────────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────────┘
--------------------------------
<**> По
желанию учащихся разрешается заменять предмет "живопись" на
"скульптуру".
<***>
Администрация школы имеет право проводить занятия только по станковой или
только по прикладной композиции.
<****>
Предмет по выбору (отдельные предметы учебного плана, предметы профориентации и
др.) определяется администрацией школы и педсоветом школы и утверждается до
начала учебного года.
УЧЕБНЫЕ
ПЛАНЫ
ДЕТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ, ХОРОВОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
И ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Срок обучения - 8
лет.
1) Первый класс
(подготовительный цикл):
Вариант первый -
для музыкальной школы:
Предметы:
Хоровое пение │по 2 часа в неделю на
каждый
Ритмика (танец) │предмет (всего 6 часов в
неделю)
Сольфеджио и слушание музыки │
Вариант второй -
для школы искусств:
Предметы:
Музыка │по 2 часа в неделю на каждый
предмет (всего
Ритмика и танец │6 часов в неделю)
Рисование и лепка │
2) II - VIII классы
- (основные циклы):
МУЗЫКАЛЬНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ МУЗЫКАЛЬНАЯ
ШКОЛА
Хоровое пение
┌──────────────────────┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────────────┐
│Наименование
предмета │II │III│IV │ V │VI
│VII│VIII│
Экзамены │
├──────────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┤
│Хоровой
класс │4 │4
│4 │4 │4
│4 │4 │IV, VI, VIII│
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Сольфеджио │2 │2
│2 │2 │2
│2 │2 │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Музыкальная
литература│- │- │-
│1 │1 │1
│1 │ │
├──────────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┘
│Итого: │6 │6
│6 │7 │7
│7 │7 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Факультативные │ │
│ │ │
│ │ │
│дисциплины
по выбору: │ │ │
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Фортепьяно
или │1 │1
│1 │1 │1
│1 │1 │
│другой
инструмент
│(2)│(2)│(2)│(2)│(2)│(2)│(2)
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Основы
дирижирования │- │-
│- │- │-
│0,5│0,5 │
└──────────────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘
Фортепьяно
┌───────────────────────┬──┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────────────┐
│
Наименование предмета │II│III│IV │ V │VI
│VII│VIII│ Экзамены │
├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┤
│Фортепьяно │2 │2 │2
│2 │2 │2
│2 │IV, VI,
VIII│
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Ансамбль
и │-
│0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│0,5 │ │
│аккомпанемент │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Сольфеджио │2 │2 │2
│2 │2 │2
│2 │IV, VI,
VIII│
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Музыкальная
литература │- │-
│- │1 │1
│1 │1 │ │
├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┘
│Итого: │4
│4,5│4,5│5,5│5,5│5,5│5,5 │
│ │ │
│ │
│ │ │
│
│Факультативные │ │
│ │ │
│ │ │
│дисциплины: │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Коллективное │2 │2 │2
│2 │2 │2
│2 │
│музицирование (хор, │
│ │ │
│ │ │
│
│оркестр,
ансамбль) │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Дополнительный муз.
│- │-
│0,5│0,5│0,5│0,5│- │
│инструмент │ │
│ │ │
│ │ │
└───────────────────────┴──┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘
Оркестровые
инструменты
(народные, духовые,
смычковые)
┌───────────────────────┬──┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────────────┐
│
Наименование предмета │II│III│IV │ V │VI
│VII│VIII│
Экзамены │
├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┤
│Музыкальный
инструмент │2 │2
│2 │2 │2
│2 │2 │IV, VI, VIII│
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Ансамбль │-
│0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│0,5 │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Оркестровый
класс │- │- │-
│2 │2 │2
│2 │IV, VI,
VIII│
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Сольфеджио │2 │2 │2
│2 │2 │2
│2 │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Музыкальная
литература │- │-
│- │1 │1
│1 │1 │ │
├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┘
│Итого: │4
│4,5│4,5│7,5│7,5│7,5│7,5 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Факультативные │ │
│ │ │
│ │ │
│дисциплины
по выбору: │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Общее фортепьяно (или │- │0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│- │
│другой
муз. инструмент)│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Ансамбль
(оркестр) │- │- │1
│1 │1 │1
│1 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Хоровой
класс │2 │2 │-
│- │- │-
│- │
└───────────────────────┴──┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
ИЛИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА
┌───────────────────────┬──┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────────────┐
│
Наименование предмета │II│III│IV │ V │VI
│VII│VIII│
Экзамены │
├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┤
│Классический
танец │-
│4,5│4 │3 │3
│3 │4 │III, V, VIII│
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Народно-сценический │- │- │2
│2 │3 │3
│3 │VI, VIII │
│танец │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Историко-бытовой
и │- │2 │2
│2 │1 │1
│1 │VI, VIII │
│соврем. бальный танец │
│ │ │
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Беседы
о хореографиче- │- │-
│- │1 │1
│1 │1 │ │
│ском
искусстве
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Ритмика
(и танец) │4 │- │-
│- │- │-
│- │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Музыкальная
грамота и │1 │1 │1
│1 │1 │1
│2 │VII │
│слушание
музыки │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Индивидуальные
занятия │- │0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│0,5
│ │
│по
танцу │ │
│ │ │
│ │ │ │
├───────────────────────┼──┼───┼───┼───┼───┼───┼────┼────────────┘
│Итого: │5 │8
│9,5│9,5│9,5│9,5│9,5 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Факультативные │ │
│ │ │
│ │ │
│дисциплины
по выбору: │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Музыкальный
инструмент │1 │1
│1 │1 │1
│1 │1 │
└───────────────────────┴──┴───┴───┴───┴───┴───┴────┘
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ШКОЛА
┌───────────────────────────┬──┬───┬──┬──┬──┬───┬────┬───────────┐
│ Наименование предмета │II│III│IV│V
│VI│VII│VIII│
Экзамены │
│ │ │
│ │ │
│ │ │(просмотры)│
├───────────────────────────┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼───────────┤
│Основы
изобразительной │2
│2 │- │- │-
│- │- │III │
│грамоты │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Прикладное
искусство │2 │2 │- │- │- │- │-
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Лепка │2 │2 │- │- │- │- │-
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Беседы
по искусству │1
│1 │- │- │-
│- │- │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Рисунок │- │- │3 │3 │3 │3 │3
│VI, VII │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Живопись │- │- │2 │2 │2 │2 │2
│VI, VII │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Станковая
композиция │- │- │2 │2 │- │- │-
│V │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│Композиция
декоративно- │- │- │2 │2 │- │- │-
│V │
│прикладного
и │ │
│ │ │
│ │ │ │
│оформительского
искусства │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Скульптура │- │- │2 │2 │2 │2 │2
│V │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│История
изобразительного
│- │- │1
│1 │1 │1 │2 │VIII │
│искусства │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│Предметы
по выбору │- │- │- │- │4 │4 │4
│VI, VII, │
│ │ │
│ │ │
│ │ │VIII │
├───────────────────────────┼──┼───┼──┼──┼──┼───┼────┼───────────┘
│Итого: │7 │7 │12│12│12│12
│12 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Летняя учебная практика (2 │-
│-
│56│56│56│56 │56 │
│недели
ежегодно на группу) │ │ │
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Предметы
по выбору: │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
Вариант I: │ │
│ │ │
│ │ │
│
Скульптура │-
│- │- │- │2
│2 │2 │
│ Композиция (станковая или │-
│- │- │- │2
│2 │2 │
│ декоративно-прикладная) │
│ │ │
│ │ │
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
Вариант II: │ │
│ │ │
│ │ │
│
Станковая композиция │-
│- │- │- │4
│4 │4 │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│
Вариант III: │ │
│ │ │
│ │ │
│
Композиция │-
│- │- │- │4
│4 │4 │
│
декор.-прикладного и │
│ │ │
│ │ │
│
│
оформительского искусства │
│ │ │
│ │ │
│
└───────────────────────────┴──┴───┴──┴──┴──┴───┴────┘
ОТДЕЛЕНИЕ
ОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЫ ИСКУССТВ
┌─────────────────────────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐
│ Наименование предмета │ II │III │ IV │
V │ VI │
VII│VIII│
├─────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Музыка (хоровое пение, │ 2 │ 2
│ 2 │ - │ -
│ - │ - │
│сольфеджио,
слушание) │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Изобразительное
искусство │ 2 │ 2
│ 2 │ - │ -
│ - │ - │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Танец
(ритмика) │ 2 │ 2
│ 2 │ - │ -
│ - │ - │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Предметы
по выбору <*> │ - │ -
│ - │ 6 │ 6
│ 6 │ 6 │
├─────────────────────────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Итого: │ 6
│ 6 │ 6 │ 6
│ 6 │ 6 │ 6
│
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Факультативные
дисциплины: │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│Музыкальный
инструмент │ 1 │ 1
│ 1 │ 1 │ 1
│ 1 │ 1 │
│История
искусств │ - │ -
│ - │ 1 │ 1
│ 1 │ 1 │
└─────────────────────────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘
--------------------------------
<*> Предметы
по выбору (примерный перечень дисциплин).
Хоровой или
оркестровый класс
Ансамбль и
аккомпанемент
Сольфеджио
Слушание музыки
Рисование
Лепка (скульптура)
Прикладное
искусство
Беседы об
изобразительном искусстве
Танец
Беседы о
хореографическом искусстве
Художественное
слово
Сценическое
действие
Беседы о
театральном искусстве
Примечание к
учебному плану отделения общего эстетического образования:
С V по VIII классы
за счет часов, предусмотренных учебным планом для предметов по выбору,
администрация школы может формировать различные общеэстетические циклы
(направления по видам искусства), используя приведенный выше перечень дисциплин
с учетом пожеланий и склонностей учащихся.
ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ К
УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ХОРОВОЙ
ШКОЛЫ И ШКОЛЫ
ИСКУССТВ
1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и
ритмике в среднем 10 человек; в школах с контингентом учащихся менее 100 чел.
или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам
от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп
по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессионально перспективных
учащихся.
Количественный
состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6
чел.
2. 0,5 часа по
классам ансамбля и аккомпанемента (состав ансамбля от 2-х до 4-х человек) даны на каждого ученика.
3. Помимо
регулярных занятий оркестра и хора, предусмотренных учебным планом, 1 раз в
месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно -
младшего и старшего).
4. Помимо
педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:
- педагогические
часы:
для проведения
занятий по предметам факультативного цикла (в соответствии с учебным планом);
для проведения
сводных занятий оркестра, хоров и ансамблей;
-
концертмейстерские часы:
для проведения
групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий
(по 2 часа в месяц);
для проведения
занятий по предметам "музыкальный инструмент" (кроме фортепьяно,
баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика;
для проведения
занятий по предметам по выбору;
для проведения
занятий по основам дирижирования (в соответствии с учебным планом);
для проведения
занятий по ритмике и всем танцевальным дисциплинам (в соответствии с учебным
планом).
5. Факультативные
занятия по обучению игре на инструменте рекомендуется проводить со всеми
желающими учащимися. Выбор того или иного инструмента осуществляется по
рекомендации преподавателей с учетом пожеланий учащихся.
6. В школе искусств
помимо занятий по предметам, указанным в учебном плане, могут проводиться
групповые занятия по смежным видам искусств. Такие группы могут
организовываться за счет часов, предусмотренных в целом для предметов
факультативного цикла (без превышения общего количества часов).
УЧЕБНЫЙ
ПЛАН
ДЕТСКОЙ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (ОТДЕЛЕНИЯ)
Срок обучения - 5
лет
┌───┬─────────────────────────────┬───────────────────┬──────────┐
│
N │ Наименование предметов │Количество учебных │Экзамены в│
│п/п│ │ часов в неделю │
классах │
│ │
├───┬───┬───┬───┬───┤ │
│ │ │ I
│II │III│IV │ V │ │
├───┼─────────────────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼──────────┤
│1 │Классический танец │4,5│3 │3
│3 │3 │I, V │
│ │ │ │
│ │ │
│ │
│2 │Народно-сценический танец │-
│2 │2 │3
│3 │III, V │
│ │ │ │
│ │ │
│ │
│3 │Историко-бытовой и │2 │2
│2 │1 │1
│IV │
│ │современный бальный танец │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │
│4 │Беседы по истории │- │-
│1 │1 │1
│- │
│ │хореографического искусства │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │
│5 │Ритмика │1 │1
│- │- │-
│- │
│ │ │ │
│ │ │
│ │
│6 │Музыкальная грамота и │1 │1
│1 │1 │1
│- │
│ │слушание музыки │ │
│ │ │
│ │
│ │ │ │
│ │ │
│ │
│7 │Подготовка отдельных
│0,5│0,5│0,5│0,5│0,5│- │
│ │концертных номеров
(практика)│<*>│
│ │ │
│ │
├───┼─────────────────────────────┼───┼───┼───┼───┼───┼──────────┤
│ │Всего: │ 9
│9,5│9,5│9,5│9,5│ │
├───┴─────────────────────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴──────────┤
│ Факультативные
дисциплины │
├─────────────────────────────────┬───┬───┬───┬───┬───┬──────────┤
│Музыкальный
инструмент │1 │1
│1 │1 │1
│ │
│(по
выбору) │ │
│ │ │
│ │
└─────────────────────────────────┴───┴───┴───┴───┴───┴──────────┘
--------------------------------
<*> 0,5
индивидуальных занятий на каждого учащегося.
Примечания
к учебному плану
детской хореографической школы
(отделения)
Детская
хореографическая школа (отделение школы искусств) ставит своей целью дать детям
общую хореографическую подготовку, способствовать воспитанию эстетического
вкуса детей. Школа призвана развивать танцевальные и музыкальные способности,
содействовать общему физическому развитию детей, укреплению их здоровья, а
также выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в средние
профессиональные учебные заведения культуры и искусства.
В хореографическую
школу принимаются дети в возрасте 9 - 10 лет. Срок обучения - 5 лет.
Класс состоит из 26
- 28 учащихся.
Занятия по
классическому танцу во всех классах и по народно-сценическому во II и III
классах могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками. Наполняемость
групп по этим дисциплинам 12 - 14 человек, что должно учитываться как
соответственное увеличение педагогической нагрузки преподавателя. Наполняемость
групп на занятиях по историко-бытовому и современному бальному танцу во всех
классах и народно-сценическому в IV и V классах - 6 - 7 пар.
Помимо
педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть:
концертмейстерские
часы - для проведения занятий по классическому, народно-сценическому,
историко-бытовому и современному бальному танцам, ритмике и подготовке
концертных номеров (практике) - в соответствии с учебным планом (100% учебного
времени).
Индивидуальные
часы, предусмотренные на предмет "Подготовка отдельных концертных номеров
(практика)", разрешается использовать на занятиях по отдельным предметам
танцевального цикла (классический танец, народно-сценический танец,
историко-бытовой и современный бальный танец).
Теоретические
занятия (Беседы по истории хореографического искусства) проводятся для всей
группы (класса). Занятия по музыкальной грамоте и слушанию музыки проводятся с
группами 12 - 14 человек.
В классах, где
учебным планом экзамены не предусмотрены, проводятся контрольные уроки. В конце
учебного года рекомендуется проводить отчетные концерты, в которых принимают
участие по возможности все учащиеся хореографической школы.