МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 октября 1999 г. N 579
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа
Минобразования РФ от 12.01.2000 N 79)
В целях развития
системы образования в Российской Федерации и оказания государственной поддержки
инновационному движению приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о федеральной экспериментальной площадке Министерства
образования Российской Федерации.
2. Считать
утратившим силу Приказ Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации от 17.07.97 N 1577 "Об утверждении Положения о
федеральной экспериментальной площадке в системе образования Российской
Федерации".
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Министерства образования
Российской
Федерации
от 18.10.99 N 579
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа
Минобразования РФ от 12.01.2000 N 79)
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
Положение определяет условия присвоения Министерством образования Российской
Федерации статуса федеральной экспериментальной площадки образовательному
учреждению, деятельность которого направлена на реализацию культурно -
образовательной инициативы с целью развития системы образования в Российской
Федерации, опережающего решения вопросов ее научного, организационного,
правового, финансово - экономического, кадрового и материально - технического
обеспечения.
1.2. Под культурно
- образовательной инициативой (далее - инициатива) понимается деятельность
образовательного учреждения или органа управления образованием, направленная на
развитие средствами образования социокультурной среды и учитывающая историко -
педагогический опыт и современное состояние теории и практики образования,
порождающая новое содержание, методы, формы организации образовательного
процесса и адекватные им системы управления.
Федеральный
статус инициативы определяется значимостью разрабатываемых проблем для
обеспечения культурного, научного, информационного пространства России;
направленностью деятельности авторов инициативы на решение задач по обновлению
содержания, методов и организационных форм образования; разработке и апробации
путей, обеспечивающих развитие личности обучающегося, воспитанника, его
способности к саморазвитию, самоопределению и самообразованию; выработке
перспективных концепций и моделей гуманистического и гуманитарного образования; формированию у обучающихся, воспитанников общечеловеческих ценностей,
демократических установок и гражданской ответственности в социальной жизни.
1.3. Автором
(авторами) инициативы могут быть педагогические и научные коллективы, а также
научно - исследовательские и образовательные учреждения всех форм
собственности, государственные и местные (муниципальные) органы управления
образованием.
1.4. В той мере, в
какой инициатива представляет собой объект авторского права, на нее
распространяется действие соответствующих норм гражданского законодательства.
2.
Федеральная экспериментальная площадка
2.1. Федеральной
экспериментальной площадкой Министерства образования Российской Федерации
(далее - ФЭП) может быть реализующее образовательные программы образовательное
учреждение (группа образовательных учреждений), его структурные подразделения.
2.2. Статус ФЭП
дает автору (авторам) инициативы право вносить изменения в:
цели, содержание,
способы, систему средств воспитания и обучения;
формы подготовки и
переподготовки педагогических кадров;
режим функционирования
образовательного учреждения, на базе которого планируется развертывание
эксперимента;
систему управления
образовательным учреждением.
2.3. Присвоение
статуса ФЭП не влечет за собой изменения статуса образовательного учреждения,
его организационно - правовой формы и подчиненности.
3. Порядок
присвоения статуса
федеральной
экспериментальной площадки
3.1. Для присвоения
статуса ФЭП автор (авторы) обращается в Министерство образования Российской
Федерации с письменной заявкой.
Заявка должна
содержать: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес,
контактные телефоны) образовательного учреждения, на базе которого планируется
проведение эксперимента; изложение сути инициативы, обоснование ее значимости
для развития системы образования Российской Федерации;
программу
эксперимента (основные идеи эксперимента, цели, исходные теоретические
положения, этапы эксперимента и прогнозируемые результаты по каждому этапу,
методы исследования, необходимые условия проведения эксперимента, средства контроля
и обеспечения достоверности результатов эксперимента, перечень учебно -
методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента); предложения по
возможному распространению результатов инициативы по окончании эксперимента;
предварительные
расчеты по кадровому, экономическому, материально - техническому и научному
обеспечению эксперимента; источники финансирования.
3.2. Для оценки
значимости инициативы Министерством образования Российской Федерации создаются
экспертные группы, состав которых утверждается его приказом.
Количество
экспертных групп определяется содержанием инициатив. В формировании состава
экспертных групп участвуют автор (авторы) инициативы и Совет по федеральным
экспериментальным площадкам.
3.3. В состав
экспертных групп могут входить представители Министерства образования
Российской Федерации, Российской академии образования, других научных
учреждений, органов управления образованием субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, на территории которых проводится эксперимент,
педагогические и руководящие работники образовательных учреждений.
3.4. Экспертиза
инициативы проводится в три этапа:
первый этап
(осуществляется в период до 1 апреля) - первичная оценка представленной заявки
и принятие решения о приглашении автора (авторов) к участию во втором этапе;
второй этап
(осуществляется до 15 июня) - выработка совместно с автором (авторами)
инициативы методики проведения экспертизы и экспертиза проекта по одобренной на
I этапе заявке;
третий этап (заключительный,
осуществляется до 15 октября) - проведение итоговой экспертизы и оформление
экспертного заключения по каждой инициативе.
3.5. По результатам
третьего (заключительного) этапа экспертизы экспертной группой оформляется
заключение. Заключение подписывается всеми членами экспертной группы с
указанием особого мнения тех, кто не согласен с данным заключением.
3.6. На основании
заключений экспертных групп Совет по федеральным экспериментальным площадкам
осуществляет выбор образовательных учреждений - соискателей на присвоение
статуса ФЭП и дает рекомендации Министерству образования Российской Федерации о
возможности присвоения статуса ФЭП образовательному учреждению с обоснованием
целесообразности проведения эксперимента по каждой инициативе.
3.7. Приказом
Министерства образования Российской Федерации образовательному учреждению -
соискателю присваивается статус ФЭП, утверждаются тема, сроки эксперимента.
3.8. Срок
представления заявки - до 30 декабря года, предшествующего конкурсу культурно -
образовательных инициатив.
3.9. В случае
отрицательного заключения экспертной группы автор (авторы) инициативы может
подать заявку в Министерство образования Российской Федерации повторно не ранее
чем через год.
4.
Управление федеральной экспериментальной площадкой
4.1. В целях
выполнения программы эксперимента и обеспечения функционирования ФЭП приказом
Министерства образования Российской Федерации по согласованию с Российской
академией образования создается Совет по федеральным экспериментальным
площадкам (далее - Совет). В состав Совета входят представители научных
учреждений Министерства образования Российской Федерации, Российской академии
наук, Российской академии образования, палат Федерального Собрания,
педагогических ассоциаций.
4.2. Совет:
определяет приоритетные
направления экспериментальной работы, способствующие развитию образования в
Российской Федерации;
формирует банк
данных об основных направлениях инициатив, а также результатах их
экспериментальной проверки;
разрабатывает
механизм использования результатов эксперимента;
информирует
педагогическую общественность о проводимых экспериментах;
готовит предложения
Министерству образования Российской Федерации о финансировании программ
эксперимента;
проводит анализ
ежегодных отчетов федеральных экспериментальных площадок о результатах
выполнения программы эксперимента;
участвует в
формировании состава экспертных групп;
осуществляет выбор
образовательных учреждений - соискателей на присвоение статуса ФЭП.
4.3. Руководство
Советом осуществляет его председатель. В отсутствие председателя его функции
возлагаются на заместителя председателя Совета.
4.4. Член Совета не
может входить в состав экспертной группы.
4.5. Совет в своей
деятельности руководствуется настоящим Положением.
4.6.
Образовательное учреждение, получившее статус ФЭП, по вопросам, связанным с
проведением эксперимента, отчитывается перед Советом не реже одного раза в год.
4.7. Оценка
деятельности образовательного учреждения, получившего статус ФЭП, проводится
Министерством образования Российской Федерации.
4.8. Статус ФЭП
может быть снят в случаях:
завершения
программы эксперимента;
получения
отрицательных результатов эксперимента;
отсутствия
финансирования программы эксперимента.
4.9. Решение о
снятии статуса ФЭП принимается Министерством образования Российской Федерации.
4.10. Обеспечение
организационного и научно - методического сопровождения экспериментальной
деятельности образовательных учреждений, имеющих статус ФЭП, осуществляется
высшими учебными заведениями, перечень которых утверждается приказом
Министерства образования Российской Федерации.
(п. 4.10 введен
Приказом Мибразования РФ от 12.01.2000 N 79)
5. Участие
органов управления образованием
субъектов
Российской
Федерации и органов местного самоуправления
в организации и
деятельности федеральной
экспериментальной
площадки
Органы управления
образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
могут:
выступать совместно
с подведомственными образовательными учреждениями авторами культурно -
образовательных инициатив;
создавать условия,
необходимые для реализации программы эксперимента, а также принимать участие в
его организации и проведении.
6. Финансирование
программы эксперимента федеральной
экспериментальной
площадки
6.1. Финансирование
программы эксперимента может осуществляться за счет средств:
выделяемых Министерством образования Российской Федерации на научные
исследования;
выделяемых другими министерствами, ведомствами, организациями, отдельными
гражданами;
дополнительно
выделяемых из соответствующих фондов развития образования субъектов Российской
Федерации или органов местного самоуправления;
поступающих или
получаемых доходов от предоставляемых образовательным учреждением в
соответствии с его уставом платных дополнительных образовательных услуг.
6.2. В целях
стимулирования деятельности работников образовательных учреждений, участвующих
в проведении эксперимента, образовательное учреждение, получившее статус ФЭП, в
пределах имеющихся у него средств на оплату труда
работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры
ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат,
надбавок, премий и других мер материального стимулирования.