ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 1998 г. N 1046
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить
прилагаемое Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с
первоначальной летной подготовкой.
И.о. Председателя
Правительства
Российской
Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 5 сентября 1998
г. N 1046
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
I. Общие
положения
1. Настоящее
Типовое положение регламентирует образовательную, воспитательную и
финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных
общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой (далее
именуется - школа-интернат).
2. Школа-интернат
создается в целях обеспечения возможности получения воспитанниками среднего
(полного) общего образования в пределах государственных образовательных
стандартов, интеллектуального, культурного, физического и нравственного
развития, адаптации к жизни, служению Отечеству на военном и гражданском
поприще.
3. Школа-интернат
реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования и
дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку
несовершеннолетних граждан, получение ими знаний и навыков первоначальной
летной (инженерно-технической) подготовки.
4. Школа-интернат в
своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательной
школе-интернате, настоящим Типовым положением и уставом школы-интерната.
5. Школа-интернат
создается учредителем (учредителями) при наличии необходимых условий для
обучения, воспитания, военной и летной подготовки, проживания, охраны жизни и
здоровья воспитанников.
6. Порядок
открытия, регистрации, реорганизации и ликвидации школы-интерната определяется
законодательством Российской Федерации.
7. Учредителями
государственной школы-интерната могут быть федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями
муниципальной школы-интерната являются органы местного самоуправления.
Допускается
совместное учредительство школы-интерната.
Учредительными
документами школы-интерната являются решение учредителя или договор учредителей
о ее создании, а также устав школы-интерната.
8. Отношения между
учредителем и школой-интернатом определяются договором.
9. Школа-интернат
получает права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной
деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, с момента
ее государственной регистрации, а право на ведение образовательной деятельности
и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для
образовательных учреждений, - с момента выдачи ей лицензии (разрешения).
10. Школа-интернат
как юридическое лицо имеет расчетный, текущий и иные счета в банковских
учреждениях, печать установленного образца, штамп и бланки со своим
наименованием.
II.
Образовательный процесс и организация
быта воспитанников
11. Школа-интернат
осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем
общеобразовательных программ 3-й ступени общего образования - среднего
(полного) общего образования. Срок обучения два года.
Продолжительность
учебного года - не менее 34 недель без учета времени, отводимого на
первоначальную летную (инженерно-техническую) подготовку.
По окончании
учебного года для воспитанников 10 класса проводятся практические занятия в
рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную
подготовку.
12. Количество
воспитанников школы-интерната составляет, как правило, не более 300 человек.
Все воспитанники
параллельных классов сводятся в роту, численностью до 150 человек. Рота состоит
из взводов (классов), взвод (класс) - из 3 отделений.
Количество
воспитанников во взводе (классе) не должно превышать 25 человек. При
численности воспитанников школы-интерната не более 150 человек воспитанники 10
и 11 классов сводятся в одну роту.
13. На занятиях по
физической подготовке, иностранному языку, а также во время практических
занятий по информатике, вычислительной технике, физике и химии взвод (класс)
делится на две группы.
14. Командирами
отделений и заместителями воспитателей - командиров взводов (классов) приказом
директора школы-интерната назначаются лучшие по успеваемости и поведению
воспитанники.
15. Военная
подготовка воспитанников школы-интерната включает подготовку по основам военной
службы и первоначальную летную (инженерно-техническую) подготовку. Занятия по
основам военной службы (в том числе факультативные) проводят лица, имеющие опыт
военно-педагогической работы.
16. Первоначальная
летная (инженерно-техническая) подготовка воспитанников школы-интерната
включает теоретическую подготовку по специальным дисциплинам (аэродинамике,
авиатехнике, воздушной навигации, авиационной метеорологии и др.) и летную
(инженерно-техническую) практику.
Теоретическая
подготовка и летная (инженерно-техническая) практика осуществляются в объеме
программы первоначальной летной (инженерно-технической) подготовки Российской
оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), согласованной с отделом
военного образования Военно-воздушных сил. Качество и методика проведения
занятий по теоретической подготовке и организации летной (инженерно-технической)
практики контролируется заместителем директора школы-интерната по
военно-специальной (летной) подготовке по согласованию с начальниками
авиационных организаций РОСТО, в которых обучаются воспитанники
школы-интерната.
17. Занятия по
теоретической подготовке проводятся в составе взвода (класса) в специально
оборудованных кабинетах преподавателями специальных дисциплин, военными
специалистами школы-интерната, авиационных воинских частей, учреждений, военных
авиационных образовательных учреждений профессионального образования.
Летная
(инженерно-техническая) практика воспитанников школы-интерната проводится в
авиационных организациях РОСТО в соответствии с договором в составе эскадрильи
(взвода), звеньев (отделений), летных (технических) экипажей (3 - 4
воспитанника) в специально оборудованных учебных местах и на аэродромах.
18. В период летной
(инженерно-технической) практики в авиационных организациях РОСТО воспитатели -
командиры взводов (классов) или старшие воспитатели - командиры рот обязаны
находиться с воспитанниками первые 7 дней для согласования вопросов организации
быта и досуга воспитанников с начальником авиационной организации РОСТО.
Проезд
воспитанников к месту проведения летной (инженерно-технической) практики и
обратно производится за счет средств школы-интерната.
По окончании летной
(инженерно-технической) практики администрация школы-интерната организует
отправку воспитанников из места ее проведения на каникулы или к месту учебы.
III.
Участники образовательного процесса
19. Участниками образовательного процесса в школе-интернате являются
воспитанники, преподаватели общеобразовательных предметов и специальных
дисциплин, старшие воспитатели - командиры рот, воспитатели - командиры взводов
(классов), старшины рот, руководители кружков, родители (законные
представители) воспитанников.
20. В
школу-интернат принимаются юноши, имеющие основное общее образование, которым
на 1 июля года поступления исполнилось не менее 15 лет, годные по состоянию
здоровья к летному обучению.
21. Юноши, желающие
поступить в школу-интернат, прибывают в военный комиссариат района или города
(без районного деления) с направлением государственного или муниципального
органа управления образованием.
Военные
комиссариаты районов или городов (без районного деления) на договорных условиях
с органом управления (учреждением) здравоохранения субъекта Российской
Федерации запрашивают из медицинских учреждений документы, характеризующие
состояние здоровья юношей, и направляют юношей в государственные или
муниципальные медицинские учреждения для выполнения обязательных
диагностических исследований, определяемых Министерством обороны Российской
Федерации.
Медицинское
освидетельствование при отборе юношей для обучения в школах-интернатах
проводится военно-врачебными комиссиями военных комиссариатов субъектов
Российской Федерации по месту жительства юношей. При отсутствии в
военно-врачебных комиссиях необходимых специалистов освидетельствование юношей
проводится в учреждениях здравоохранения на договорных условиях с органом
управления (учреждением) здравоохранения. Юноши, поступающие в школы-интернаты,
по состоянию здоровья должны соответствовать требованиям, предъявляемым для
курсантов военных авиационных образовательных учреждений профессионального
образования.
Медицинское
освидетельствование в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации
проводят врачи - специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр,
окулист, отоларинголог, стоматолог, дерматовенеролог и в случае необходимости
врачи других специальностей.
22. Для отбора
юношей в школе-интернате приказом соответствующего органа управления
образованием создается приемная комиссия во главе с директором школы-интерната
с участием представителей военного комиссариата, офицеров авиационных воинских
частей, учреждений, военных авиационных образовательных учреждений
профессионального образования и представителя медицинской службы
Военно-воздушных сил.
23. Школа-интернат
посылает кандидату вызов с указанием даты прибытия для прохождения тестирования
на профессиональную пригодность к первоначальной летной подготовке (далее
именуется - профессиональный отбор).
24. Кандидаты
прибывают в школу-интернат за свой счет. В период прохождения профессионального
отбора они обеспечиваются жильем (бесплатно) и питанием (за плату). Кандидаты
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
обеспечиваются жильем и питанием за счет средств школы-интерната.
25.
Преимущественным правом при зачислении в школу-интернат при условии успешного
прохождения профессионального отбора пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся
без попечения родителей, и дети, получившие предварительную авиационную
подготовку в школах юных летчиков и космонавтов и авиационных организациях
РОСТО.
26. Порядок приема
в школу-интернат в части, не урегулированной Законом Российской Федерации
"Об образовании", определяется учредителем и закрепляется в уставе
школы-интерната.
27. Выпускникам
школы-интерната, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими
государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного
образца о среднем (полном) общем образовании.
Выпускникам,
выполнившим в полном объеме программу первоначальной летной подготовки,
Российским оборонным спортивно-техническим обществом выдается свидетельство авиационного
спортсмена.
28. Выпускники,
имеющие отличные и хорошие оценки по профилирующим предметам (алгебре,
геометрии, основам информатики и вычислительной техники, физике, иностранному
языку, физической подготовке), получают направление в авиационные военные
образовательные учреждения профессионального образования.
29. За содержание
воспитанников в школе-интернате с родителей (законных представителей) взимается
плата в установленном порядке.
Стоимость
первоначальной летной (инженерно-технической) подготовки в стоимость содержания
воспитанника в школе-интернате не включается.
В исключительных
случаях по решению учредителя родители (законные представители) могут быть
освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или
частично.
30. Воспитанники из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на
полном государственном обеспечении и пользуются льготами, установленными
законодательством Российской Федерации для данной категории детей.
31. Воспитанники
школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными для
общеобразовательной школы-интерната нормами мягким инвентарем, предметами
личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями,
хозяйственным инвентарем.
Кроме того,
воспитанники школы-интерната обеспечиваются форменной одеждой, установленной
для воспитанников суворовских военных училищ, с размещением на погонах букв
"ПЛП" вместо "СВУ" и заменой красного цвета погон, околыша
фуражки и лампасов на брюках на голубой.
Заявка на получение
форменной одежды для воспитанников ежегодно подается школой-интернатом
командующему войсками военного округа, на территории которого она расположена.
Воспитанники
школы-интерната обеспечиваются питанием по установленным Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормам.
32. Перевод
воспитанника в другую школу-интернат с первоначальной летной подготовкой или в
иные общеобразовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы,
производится по желанию воспитанника, с согласия родителей (законных
представителей), по решению педагогического совета школы-интерната при наличии
согласия образовательного учреждения, в которое желает перевестись воспитанник.
33. Порядок
комплектования школы-интерната педагогическими и другими работниками
регламентируется его уставом, а в отношении военных специалистов -
законодательством о прохождении военной службы.
34. Старший
воспитатель - командир роты назначается в соответствии с законодательством о
прохождении военной службы из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное
образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как
правило, опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального
образования.
35. Старший
воспитатель - командир роты ставится на все виды довольствия в установленном
порядке в авиационную воинскую часть, учреждение или авиационное военное
образовательное учреждение профессионального образования, в районе дислокации
которых расположена школа-интернат.
Он подчиняется
непосредственно заместителю директора школы-интерната по военно-специальной
(летной) подготовке, отвечает за организацию начальной военной подготовки,
использование и сохранность учебного оружия, контролирует и анализирует ход
летной (инженерно-технической) практики, осуществляет
работу по военно-профессиональной ориентации воспитанников, ведению ротного
хозяйства, выполнению правил ношения установленной формы одежды, руководит
учебно-воспитательной работой в роте, проводит учебно-методическую работу с
воспитателями - командирами взводов (классов) и старшинами рот.
36. Старшина роты
содержится за счет численности и средств Министерства обороны Российской
Федерации. Он назначается в соответствии с законодательством о прохождении
военной службы из числа прапорщиков (мичманов), имеющих среднее (полное) общее
образование, военную специальность, соответствующую должности, подтвержденные
соответствующими документами, и опыт воспитания личного состава. Старшина роты
подчиняется старшему воспитателю - командиру роты и отвечает за поддержание
дисциплины, внутреннего распорядка, за сохранность военного имущества роты.
Старшина роты в
установленном порядке ставится на все виды довольствия в авиационную воинскую часть,
учреждение или авиационное военное образовательное учреждение профессионального
образования, в районе дислокации которых расположена школа-интернат.
37. Старший
воспитатель - командир роты и старшина роты заключают (перезаключают) контракт
о прохождении военной службы в соответствии с законодательством о прохождении
военной службы.
38. Воспитатель -
командир взвода (класса) назначается директором школы-интерната из числа
офицеров запаса, проходивших военную службу в авиационных воинских частях,
учреждениях или авиационных военных образовательных учреждениях
профессионального образования, имеющих военную (авиационную) специальность,
подтвержденную соответствующим документом. Воспитатель - командир взвода
(класса) ведет постоянный учет успеваемости по общеобразовательным предметам и
специальным дисциплинам, летной (инженерно-технической) практике, всесторонне
изучает индивидуальные качества каждого воспитанника и осуществляет работу по
военно-профессиональной ориентации воспитанников.
39. Обязанности старшего
воспитателя - командира роты, старшины роты, воспитателя - командира взвода
(класса) определяются уставом школы-интерната.
40. Основные права
и обязанности, а также социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам
школы-интерната, определяются законодательством Российской Федерации об
образовании, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим
Типовым положением, уставом школы-интерната, правилами внутреннего распорядка,
тарифно-квалификационными характеристиками работников образовательных
учреждений, а также должностными инструкциями.
41. Медицинское
обслуживание воспитанников школы-интерната осуществляется штатными или
специально закрепленными за школой-интернатом органом здравоохранения
медицинскими работниками, которые наряду с администрацией школы-интерната несут
ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников, контролируют
соблюдение санитарно-гигиенических норм и противоэпидемического режима,
организацию и качество питания, соблюдение рационального режима учебной и
внеучебной деятельности воспитанников.
42. Медицинское
обеспечение офицеров и прапорщиков (мичманов) - военных специалистов
школы-интерната осуществляется медицинской службой авиационной воинской части,
учреждения, авиационного военного образовательного учреждения профессионального
образования, в которые они поставлены на довольствие.
IV.
Управление школой-интернатом
43. Управление
школой-интернатом строится в соответствии с уставом школы-интерната на
принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления школы-интерната
являются совет школы-интерната, попечительский совет, общее собрание,
педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и
их компетенция определяются уставом школы-интерната.
44.
Непосредственное управление школой-интернатом осуществляет прошедший
соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу
директора государственной школы-интерната осуществляется в порядке,
определяемом ее уставом, в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Директор
муниципальной школы-интерната назначается решением органа местного
самоуправления, если этим органом не предусмотрен другой порядок.
45. Заместитель
директора школы-интерната по военно-специальной (летной) подготовке содержится
за счет численности и средств Министерства обороны Российской Федерации. Он
назначается в соответствии с законодательством о прохождении
военной службы по согласованию с учредителем и директором
школы-интерната из числа наиболее подготовленных офицеров, имеющих
военно-учетную специальность летного состава и опыт командной или
педагогической работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального
образования или авиационных воинских частях.
46. Заместитель
директора по военно-специальной (летной) подготовке школы-интерната подчиняется
директору и несет ответственность за планирование, организацию и состояние
начальной военной подготовки, физического и военно-патриотического воспитания,
организацию внутреннего распорядка в школе-интернате, совершенствование
военной, специальной и методической подготовки старших воспитателей -
командиров рот и воспитателей - командиров взводов (классов). Он обеспечивает взаимодействие школы-интерната с авиационными
организациями РОСТО, осуществляющими первоначальную летную
(инженерно-техническую) подготовку, и поддерживает непосредственную связь с
военными комиссариатами, с закрепленными в порядке, определяемом Министерством
обороны Российской Федерации, за школой-интернатом авиационными воинскими
частями, учреждениями или авиационными военными образовательными учреждениями
профессионального образования.
V.
Имущество и средства школы-интерната
47. Собственник
имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, в целях обеспечения образовательной деятельности в
соответствии с уставом школы-интерната закрепляет за ней объекты права
собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также
другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного,
медицинского и иного назначения).
Земельные участки
закрепляются за школами-интернатами в постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты
собственности, закрепленные за школой-интернатом, находятся в ее оперативном
управлении.
Школа-интернат
владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного
управления имуществом в соответствии с назначением имущества, уставом и
законодательством Российской Федерации.
Школа-интернат
несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное
использование закрепленной за ней собственности. Контроль деятельности
школы-интерната в этой части осуществляется собственником и (или) органом,
уполномоченным собственником.
Изъятие и (или)
отчуждение собственности, закрепленной за школой-интернатом, допускается в
случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
48. Для
осуществления уставной деятельности школа-интернат имеет военный кабинет,
комнаты для хранения учебного оружия, плац для проведения строевых занятий,
площадку со специальной тренировочной аппаратурой, парашютный городок, классы
конструкции самолета (вертолета), двигателя и оборудования самолета
(вертолета), тренажную площадку на четыре самолета (вертолета) для проведения
практических занятий.
Для проведения
первоначальной летной (инженерно-технической) подготовки могут использоваться
аналогичные классы, площадки авиационных частей, учреждений, авиационных
военных образовательных учреждений профессионального образования, закрепленных
за школой-интернатом.
Материально-техническое
обеспечение и оснащенность образовательного процесса по общеобразовательной
подготовке в школе-интернате осуществляются за счет средств учредителя; по
первоначальной летной (инженерно-технической) подготовке - за счет средств
Министерства обороны Российской Федерации.
49. Деятельность
школы-интерната финансируется ее учредителем в соответствии с договором между
ними.
Источниками
формирования имущества и финансовых ресурсов школы-интерната являются:
собственные
средства учредителя;
бюджетные и
внебюджетные средства;
кредиты банков и
других кредиторов;
имущество,
закрепленное за школой-интернатом собственником (уполномоченным им органом);
добровольные
пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе
иностранных;
иные источники, не
запрещенные законодательством Российской Федерации.
50. Финансирование
школы-интерната осуществляется на основе государственных (в том числе
ведомственных) и местных нормативов, определяемых в расчете на одного
воспитанника.
Привлечение
школой-интернатом дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров ее финансирования за счет средств учредителя.
51. Финансирование
расходов на первоначальную летную (инженерно-техническую) подготовку
воспитанников школ-интернатов и их содержание в авиационных организациях РОСТО
в период летной (инженерно-технической) практики производится на основании
договора, заключаемого Министерством обороны Российской Федерации с РОСТО, за
счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской
Федерации.
52. Школа-интернат
устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации,
сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также
компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты), структуру управления деятельностью
школы-интерната, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
53. Школа-интернат
может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.