ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 1998 г. N 867
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить
прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
С.КИРИЕНКО
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 31 июля 1998 г.
N 867
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
I. Общие
положения
1. Настоящее
Типовое положение регулирует образовательную, реабилитационную, оздоровительную
и финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений для детей,
имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Настоящее Типовое
положение является типовым для государственных и муниципальных образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центров: диагностики и
консультирования; психолого-медико-социального сопровождения;
психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации
и профориентации; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других.
Образовательное
учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее именуется - учреждение),
создается для детей и подростков от 3 до 18 лет и реализует программы
общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального
образования.
Для
негосударственных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.
2. Основными
задачами учреждения являются:
оказание помощи
детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
осуществление
индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной,
медицинской и юридической помощи детям;
оказание помощи
другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей
с проблемами школьной и социальной адаптации.
3. Основными
направлениями деятельности учреждения являются:
организация
образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным,
дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического
и психического здоровья;
диагностика уровня
психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
организация
коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение
комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии,
трудоустройстве и трудовой адаптации;
анонимное
консультирование детей с целью снятия стресса.
4. Учреждение несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность перед органами государственной власти,
органами местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов и
средств организации образовательного процесса, коррекционно-реабилитационной и
оздоровительной работы возрастным психофизиологическим особенностям,
способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей.
5. В своей
деятельности учреждение руководствуется международными актами в области защиты
прав и законных интересов ребенка, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российский Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением,
своим уставом.
II.
Организация деятельности и учреждения
6. Учреждение
создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
7. Учредителями
государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.
Отношения между
учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключаемым
между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Права
юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной
деятельности, направленной на организацию образовательного процесса, возникают
у учреждения с момента его государственной регистрации.
Учреждение является
юридическим лицом и имеет устав, закрепленное за ним имущество, расчетный и
другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп и
бланки со своим наименованием.
Учреждение имеет
самостоятельный баланс, осуществляет бухгалтерский учет и предоставляет
информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым
органам, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом учреждения.
9. Право на ведение
образовательной деятельности и получение льгот, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, возникает у учреждения с момента выдачи
ему лицензии (разрешения).
10. Учреждение в
соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать
дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные
образовательные услуги (на договорной основе).
11. Учреждение
создается из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе
(районе). При необходимости учреждение может быть создано для меньшего
количества детей, проживающих в городе (районе).
Наполняемость
классов и воспитательных групп в учреждении должна быть не более 9 - 12
человек.
Для детей
дошкольного возраста в учреждении могут организовываться разновозрастные
воспитательные группы.
12. Дети,
проживающие в учреждении, обеспечиваются питанием по нормам, предусмотренным
для воспитанников образовательных учреждений интернатного
типа.
III.
Образовательный процесс
13. Содержание
образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми и
реализуемыми учреждением самостоятельно.
14. Организация
образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, годовым
календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми
и утверждаемыми учреждением самостоятельно.
15. Образовательный
процесс в учреждении осуществляется с использованием
индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных
программ.
16. Для детей
дошкольного возраста организация образовательного процесса осуществляется в
соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
17. Государственная
(итоговая) аттестация обучающихся в учреждении может
проводиться общеобразовательным учреждением, имеющим государственную
аккредитацию, на основе договора, заключенного между учреждением и
общеобразовательным учреждением.
18.
Общеобразовательное учреждение с согласия детей и их родителей (законных
представителей) по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями,
организациями может проводить профессиональную подготовку детей в качестве
дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии
соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности.
19.
Профессиональное обучение в учреждении осуществляется исходя из региональных и
местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом
интересов и индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся.
20. В учреждении
могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения
по интересам.
IV.
Участники образовательного процесса
21. Участниками
образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители),
педагогические, медицинские, инженерно-педагогические работники, юристы
учреждения.
22. В учреждение
принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе
родителей (законных представителей), направленные другим образовательным
учреждением с согласия родителей (законных представителей):
с высокой степенью
педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные
учреждения;
с нарушением
эмоционально-волевой сферы;
подвергшиеся
различным формам психического и физического насилия;
вынужденные
покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;
из семей беженцев,
вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и
техногенных катастроф и другие.
23. Зачисление
детей в учреждение производится на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии в порядке, определяемом уставом
учреждения.
24. Перевод детей
из учреждения в другие образовательные учреждения осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации об образовании.
25. Дети могут
продолжить обучение в том общеобразовательном учреждении, где они обучались
ранее. Они принимаются в соответствующий класс на основе документов об их
промежуточной аттестации, выданных учреждением.
26. Родители
(законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей,
принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его уставом,
знакомиться с материалами наблюдений, характером реабилитационных методов
обучения, воспитания и оздоровления детей.
27. В зависимости
от содержания и основных направлений деятельности в штате учреждения могут
предусматриваться должности методиста, педагога-психолога, социального
педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врачей-специалистов,
медицинской сестры, специалиста по ЛФК, социолога, лаборанта и других.
28. На работу в
учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
29. Отношения между
работниками и администрацией учреждения регулируются трудовым договором
(контрактом), условия которого не могут противоречить законодательству
Российской Федерации о труде.
30. Социальные педагоги учреждения осуществляют комплекс мероприятий по
выявлению причин социальной дезадаптации детей и
оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами
и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их
жильем, пособиями и пенсиями.
31. Юристы
учреждения осуществляют правовое обеспечение деятельности учреждения в области
защиты интересов и социальных прав детей, проводят работу по правовому
воспитанию детей и консультируют их родителей (законных представителей) по
вопросам охраны прав детей.
32. Медицинское
обеспечение в учреждении осуществляет штатный или специально закрепленный
органом здравоохранения медицинский персонал, который совместно с
администрацией учреждения проводит мероприятия лечебно-профилактического
характера, углубленную диагностику состояния физического и психического
здоровья детей, оздоровительные мероприятия, консультативную помощь детям, их
родителям, педагогам по вопросам гигиены, профилактики наркомании,
токсикомании, алкоголизма и других заболеваний.
33. Работники учреждения
имеют право:
участвовать в
управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;
повышать
квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования, а также в учреждениях повышения квалификации;
проходить медицинское
обследование за счет средств учредителя (учредителей) учреждения.
34. Педагогические,
инженерно-педагогические и медицинские работники учреждения пользуются правами
и льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а
также дополнительными льготами, предоставляемыми в регионе педагогическим,
инженерно-педагогическим и медицинским работникам образовательных учреждений.
35. Учреждение
устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации,
сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также
компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты), структуру управления деятельностью учреждения,
штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
V.
Управление учреждением
36. Управление
учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и
самоуправления. Формами самоуправления являются совет учреждения,
попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция определяются
уставом учреждения.
37.
Непосредственное руководство учреждением осуществляет директор, прошедший
соответствующую аттестацию.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
уставом учреждения.
Директор
муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления,
если этим органом не предусмотрен иной порядок.
38. Директор
учреждения несет ответственность за свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации, уставом учреждения, функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и трудовым
договором (контрактом).
VI.
Имущество и средства учреждения
39. Собственник
имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, закрепляет имущество за учреждением.
Земельные участки
закрепляются за государственным или муниципальным учреждением в постоянное
(бессрочное) пользование.
Объекты
собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном
управлении.
Учреждение владеет,
пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с
назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством
Российской Федерации.
Изъятие и (или)
отчуждение собственности, закрепленной за учреждением, допускается только в
случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
40. Деятельность
учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с
договором между ними.
Источниками
формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные
средства учредителя (учредителей);
бюджетные и
внебюджетные средства;
имущество,
закрепленное за учреждением;
кредиты банков и
других кредиторов;
средства спонсоров,
добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
другие источники в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Учреждение
отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении
денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих
средств по обязательствам учреждения отвечает его учредитель (учредители) в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.
42. Финансирование
учреждения осуществляется в соответствии с государственными и местными
нормативами финансирования, которые устанавливаются с учетом затрат, не
зависящих от количества детей.
Привлечение
учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и
(или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его
учредителя (учредителей).
43. Учреждение
вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и распоряжаться доходами
от этой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации,
регулирующим предпринимательскую деятельность и предусмотренную его уставом.
44. Учреждение
может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
45. При ликвидации
учреждения денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве
собственности, за вычетом платежей на покрытие обязательств, используются в
соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.