МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 8 июня 1998 г. N 30
О СТАТУСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В связи с
многочисленными запросами образовательных учреждений и органов управления
образованием о статусе образовательных учреждений, Минобразование
России разъясняет.
В соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального
закона от 13.01.96 N 12-ФЗ образовательное учреждение является юридическим
лицом (ст. 12).
Юридическим лицом
признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица
должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК Российской Федерации).
Юридическое лицо
считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК
Российской Федерации).
Образовательному
учреждению для осуществления в полной мере прав юридического лица необходимо
иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо и для участия в судах в
качестве истца или ответчика, заключения договоров и в других случаях.
Для производства
различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно
иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с
централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом, или с
органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным
подразделением.
Образовательное
учреждение, не имеющее статуса юридического лица, не может претендовать на
получение лицензии на право ведения образовательной
деятельности и последующие аттестацию и государственную аккредитацию.
Отсутствие у
образовательного учреждения статуса юридического лица может явиться основанием
для отказа органов социальной защиты засчитывать в стаж, дающий право на пенсию
за выслугу лет, периода работы в этих образовательных учреждениях, что приведет
к ущемлению прав педагогических работников.
Образовательное
учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении
денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у
образовательного учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по
его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом (п. 9 ст.
39 Закона Российской Федерации "Об образовании").
При этом важно
иметь в виду два момента. Во-первых, субсидиарная ответственность согласно абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК Российской Федерации наступает в тех
случаях, когда основной должник (в данной ситуации - государственное или
муниципальное образовательное учреждение) либо отказался удовлетворить
требование кредитора (поставщика), либо не ответил на это требование в разумный
срок. Применительно к субсидиарной ответственности собственников
образовательных учреждений закон выдвигает дополнительное условие -
недостаточность находящихся в их распоряжении денежных средств (а не только их
полное отсутствие). При подтверждении данного условия образовательное учреждение
перестает быть ответчиком, ибо возложить на него имущественную ответственность
действительно невозможно из-за недостатка имущества, на которое по закону можно
обратить взыскание. Поэтому ответчиком становится учредитель - собственник
(который и должен привлечь основного должника - образовательное учреждение - к
участию в деле в соответствии с п. 3 ст. 399 ГК Российской Федерации). Иск же
предъявляется к такому собственнику, а не к образовательному учреждению.
Во-вторых, следует
иметь в виду, что в роли собственника - учредителя выступают не органы
государственной власти (ибо в гражданско - правовых отношениях они сами
являются учреждениями - несобственниками), а
соответствующие публично - правовые образования в целом - Российская Федерация,
ее субъекты, муниципальные образования (п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК
Российской Федерации). Следовательно, именно об их ответственности идет речь.
От имени публично - правовых образований в гражданском обороте выступают их
органы в рамках имеющейся у них компетенции (п. п. 1 и 2 ст. 125, п. 3 ст. 214,
п. 2 ст. 215 ГК Российской Федерации). Имуществом, предназначенным для
удовлетворения претензий кредиторов публично - правовых образований, является
не распределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами
имущество, составляющее казну соответствующего публично - правового образования
(абз. 1 п. 1 ст. 126, абз.
2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК Российской
Федерации).
Подробнее о
некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской
Федерации, изложено в письме Минобразования России от 23.12.97 N 65.
Заместитель
Министра
В.А.БОЛОТОВ