ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 1997 г. N 1204
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить
прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении для детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 19 сентября 1997 г. N 1204
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
I. Общие
положения
1. Образовательное
учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (далее именуется
- учреждение) является образовательным учреждением, реализующим
общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования.
2. Основные цели
учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения
преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных
условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития
воспитанников и обучающихся.
3. Учреждение
создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в
исключительных случаях - с более раннего возраста.
4. Настоящее
Положение является типовым для следующих видов государственных и муниципальных
учреждений:
начальной школы -
детского сада;
начальной школы -
детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной
коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся;
прогимназии - с
приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития
воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического,
физического и др.).
Для иных
образовательных учреждений этого типа настоящее Типовое положение является
примерным.
5. На основе
настоящего Типового положения учреждение разрабатывает свой устав.
6. В своей
деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, настоящим Типовым положением.
7. Учреждение несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его
уставом; нарушение конституционного права воспитанников и обучающихся на
получение бесплатного дошкольного и начального общего образования в пределах
государственного образовательного стандарта; реализацию не в полном объеме
образовательных программ и их качество; соответствие применяемых форм,
методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психо-физиологическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам и потребностям воспитанников и обучающихся; жизнь и здоровье
воспитанников и обучающихся, работников учреждения во время образовательного
процесса.
8. Учреждение
создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным
органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
9. Учредителем
(учредителями) государственного учреждения могут быть федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителем
муниципального учреждения является орган местного самоуправления.
10. Отношения между
учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключенным
между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Право на
ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством
Российской Федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии
(разрешения).
12. Учреждение
является юридическим лицом, владеет на праве оперативного управления
закрепленным за ним имуществом, имеет устав, самостоятельный баланс, расчетный
и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп,
бланки со своим наименованием.
13. Аттестация и
государственная аккредитация учреждения осуществляются в порядке, установленном
Законом Российской Федерации "Об образовании".
14. Учреждение
может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
При реорганизации
(изменении организационно-правовой формы, статуса) учреждения его устав,
лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
Ликвидация
учреждения может осуществляться по решению его учредителя (учредителей) либо
органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по
решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо
деятельности, не соответствующей его уставным целям.
Ликвидация
сельского учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных
пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
15. В порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, учреждение вправе
устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и
организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные
счета в банковских и других кредитных организациях.
II.
Организация деятельности учреждения
16. Учреждение
может размещаться как в одном, так и в нескольких отдельно стоящих зданиях.
Помещения
(групповые и классные комнаты, спальни, медицинские кабинеты, раздевальни,
пищеблоки, санитарные узлы и другие необходимые помещения) должны отвечать
санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивающим условия для разных видов
двигательной, игровой и умственной активности воспитанников и обучающихся.
17. Количество
групп и классов в учреждении определяется учредителем (учредителями) и
устанавливается в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для
осуществления образовательного процесса (исходя из предельной наполняемости,
принятой при расчете норматива бюджетного финансирования).
Предельная
наполняемость определяется в зависимости от возраста воспитанников и
обучающихся:
в группах от 3 до 6
лет - 20 воспитанников;
в разновозрастных
группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10
воспитанников;
при наличии в
группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;
в классах - 25
обучающихся.
18. Количество и
наполняемость групп и классов учреждения (включая малокомплектное),
расположенного в сельской местности, определяется исходя из потребностей
населения.
19. При наличии
необходимых условий и средств возможно комплектование групп и классов с меньшей
наполняемостью.
При
проведении занятий по иностранному языку в 1 - 4 классах допускается деление
класса на две группы при наполняемости 25 обучающихся в городских учреждениях,
не менее 20 обучающихся - в сельских.
20. При приеме в
учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с
уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного
процесса в учреждении.
21. Учреждение с
учетом интересов родителей (законных представителей) и по согласованию с
учредителем (учредителями) может открывать группы продленного дня, дошкольные
группы компенсирующего вида, классы компенсирующего обучения, а также
специальные (коррекционные) группы и классы для воспитанников и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья при наличии условий для коррекционной
работы.
Перевод
(направление) воспитанников и обучающихся в специальные (коррекционные) группы
и классы, а также группы и классы компенсирующего обучения осуществляется
только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической
комиссии.
22. Медицинское
обслуживание воспитанников и обучающихся обеспечивается штатным или специально
закрепленным органами здравоохранения за учреждением медицинским персоналом,
который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое
развитие воспитанников и обучающихся, проведение лечебно-профилактических
мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Учреждение
предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского
персонала.
Штатные работники
учреждения проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое
проводится за счет средств учредителя (учредителей).
23. Организация
питания в учреждении возлагается органами местного самоуправления на
администрацию учреждения и организации общественного питания.
Режим и кратность
питания воспитанников и обучающихся устанавливаются в соответствии с
длительностью их пребывания в учреждении и рекомендациями органов
здравоохранения.
III.
Организация образовательного процесса
24. Участниками
образовательного процесса являются воспитанники, обучающиеся, их родители
(законные представители), педагогические работники.
25. Взаимоотношения
между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников
регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и
ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения.
Взаимные права,
обязанности и ответственность учреждения и родителей (законных представителей)
обучающихся, возникающие в процессе воспитания и обучения, могут закрепляться в
заключенном между ними договоре в соответствии с уставом учреждения.
26. Преемственность
общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования
обеспечивается по следующим направлениям:
развитие
любознательности у воспитанника дошкольного возраста как основы развития
познавательных способностей обучающегося;
формирование
творческого воображения как направления интеллектуального и личностного
развития воспитанника и обучающегося;
развитие
коммуникативности - умения общаться со взрослыми и
сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности.
27. На основе
реализуемых общеобразовательных программ в учреждении обеспечивается:
формирование и
развитие воспитанников и обучающихся;
обучение грамоте,
овладение навыками чтения, письма, счета;
развитие
познавательных и речевых способностей;
формирование
интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;
формирование
культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной
гигиены и здорового образа жизни.
Общеобразовательные
программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и
обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др.
28. Содержание
образования в учреждении определяется образовательными программами,
разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми им самостоятельно на основе
государственных образовательных стандартов.
Организация
образовательного процесса в учреждении по программе начального общего
образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным
графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и
утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным
планом.
29. Режим работы
дошкольных групп, длительность пребывания в них воспитанников, а также учебные
нагрузки обучающихся определяются уставом учреждения и не должны превышать
нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций
органов здравоохранения.
30.
Продолжительность каникул для обучающихся устанавливается в течение учебного
года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в
течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
31. Дисциплина в
учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства
воспитанников, обучающихся и педагогов. Применение методов физического и
психического насилия по отношению к воспитанникам и обучающимся не допускается.
32. Язык (языки),
на котором ведется воспитание и обучение в учреждении, определяется учредителем
(учредителями) и (или) уставом учреждения.
Во всех имеющих
государственную аккредитацию учреждениях изучение русского языка как
государственного языка Российской Федерации при реализации программы начального
общего образования регламентируется государственным образовательным стандартом.
33. Деятельность
воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время организуется с учетом
особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение
их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание
на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.
34. Учреждение
самостоятельно в выборе форм, средств, методов воспитания и обучения,
определенных законодательством Российской Федерации, а также в выборе системы
оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации
обучающихся в соответствии со своим уставом.
35. Учреждение в
соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать
дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные
образовательные услуги за пределами определяющих его статус соответствующих
образовательных программ.
Виды и формы
дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом
учреждения.
Платные
образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной
образовательной деятельности, финансируемой учредителем (учредителями).
IV.
Управление учреждением
36. Управление
учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и
самоуправления.
Формами
самоуправления учреждения являются совет учреждения, попечительский совет,
общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов
самоуправления учреждения и их компетенция определяются уставом учреждения.
37.
Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую
аттестацию директор.
38. Прием на работу
директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с уставом и
законодательством Российской Федерации.
Директор
муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления,
если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного
самоуправления.
39. Подбор
директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе с учетом специфики
учреждения осуществляется исходя из того, что один из них должен быть
специалистом в области общего образования, другой - в области дошкольного
образования.
40. Порядок
комплектования работников учреждения регламентируется его уставом.
На педагогическую
работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую
квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по
должности и полученной специальности и подтвержденную документами об
образовании.
Для обеспечения
образовательного процесса и при наличии необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог-психолог и
учитель-логопед.
41. К
педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена
приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость
за определенные преступления.
42. Права,
социальные гарантии и льготы работников учреждения определяются
законодательством Российской Федерации, уставом учреждения, трудовым договором
(контрактом), условия которого не могут противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
43. Работники
учреждения имеют право:
на участие в
управлении учреждением в порядке, определяемом уставом;
на защиту
профессиональной чести и достоинства.
44. Педагогические
работники учреждения имеют право:
свободно выбирать и
использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы,
учебники, методы оценки знаний обучающихся;
повышать
квалификацию;
аттестовываться на
добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию;
на сокращенную
рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, получение пенсии за выслугу лет
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
на дополнительные
льготы, предоставляемые педагогическим работникам общеобразовательных
учреждения по месту нахождения учреждения.
V.
Имущество и средства учреждения
45. Собственник
имущества (уполномоченный им орган) закрепляет за учреждением землю, здания,
сооружения, имущество, оборудование.
46. Земельные
участки закрепляются за государственным и муниципальным учреждением в
постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты
собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном
управлении.
47. Учреждение
несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной
за ним собственности.
48. Изъятие и (или)
отчуждение собственности, закрепленной за учреждением, допускается только в
случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
49. Финансирование
учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных)
и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного
воспитанника и обучающегося в зависимости от вида учреждения.
Для малокомплектных
сельских учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не
зависящие от количества воспитанников и обучающихся.
50. Привлечение
учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и
(или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя
(учредителей).
51. Учреждению
принадлежит право самостоятельно распоряжаться денежными средствами, имуществом
и иными объектами собственности, переданными ему физическими и (или)
юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также
доходами от собственной деятельности учреждения и приобретенными на эти доходы
объектами собственности.
52. При ликвидации
учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на
праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств
направляются на цели развития образования в соответствии с уставом учреждения.
53. Источниками
формирования имущества и финансовых средств учреждения являются:
собственные
средства учредителя (учредителей);
бюджетные и
внебюджетные средства;
имущество,
переданное учреждению собственником (уполномоченным им органом);
плата, взимаемая в
соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом с родителей
(законных представителей) воспитанников и обучающихся;
добровольные пожертвования
физических и юридических лиц;
кредиты банков и
других кредитных организаций;
другие источники в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
54. Взимание платы
с родителей (законных представителей) за содержание воспитанников учреждения
производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер
указанной платы определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в
учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы
учреждения.
55. Учреждение устанавливает
заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности,
количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные
выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты
(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные
выплаты), структуру управления деятельностью учреждения, штатное расписание,
распределение должностных обязанностей.