ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 1997 г. N 1117
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ
ЛЕЧЕНИИ, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
И ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемое Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
2. В абзаце втором
пункта 1 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995
г. N 612 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст.
2671), исключить слова: "санаторно-лесных школ, санаторных
школ-интернатов".
3. В пункте 1
Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 676 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2693), исключить абзац шестой.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 28 августа 1997
г. N 1117
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ
I. Общие
положения
1. Настоящее
Типовое положение регулирует образовательную, финансово-хозяйственную,
реабилитационную и лечебно-оздоровительную деятельность оздоровительных
образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении.
Настоящее Положение
является типовым для государственных и муниципальных оздоровительных
образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении (санаторных школ-интернатов, санаторно-лесных школ, санаторных детских
домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Для оздоровительных
образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном
лечении, иной организационно-правовой формы настоящее Типовое положение
выполняет функции примерного.
На основе
настоящего Типового положения оздоровительное образовательное учреждение
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (далее именуется -
учреждение), разрабатывает свой устав.
2. Учреждение
создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования,
обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий,
адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития
детей, нуждающихся в длительном лечении.
3. Деятельность учреждения
осуществляется на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, автономности и
светского характера образования.
4. Учреждение несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность перед органами государственной власти,
органами местного самоуправления, обучающимися и их родителями (законными
представителями) за реализацию конституционного права граждан на получение
бесплатного образования, качество образования и его соответствие
государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм,
методов и средств организации образовательного процесса, реабилитационной и
лечебно-оздоровительной работы возрастным психофизиологическим особенностям,
склонностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и
здоровья детей.
5. Учреждение в
своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, настоящим Типовым положением.
II.
Организация деятельности учреждения
6. Учреждение
создается учредителем (учредителями) при наличии необходимых условий для обучения,
воспитания, лечения и проживания детей и регистрируется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
7. Порядок
открытия, реорганизации и ликвидации учреждения определяется законодательством
Российской Федерации.
8. Статус учредителя
(учредителей) определяет организационно-правовую форму учреждения.
Учредителями
государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями
муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.
Допускается
совместное учредительство учреждения.
Учредительными
документами учреждения являются решение о его создании или договор учредителей,
а также устав учреждения.
Передача
государственного учреждения в ведение органов местного самоуправления
допускается только с согласия этих органов.
9. Отношения между
учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключенным
между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Права
юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной
деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают у
учреждения с момента его регистрации. Как юридическое лицо оно имеет устав,
закрепленное за ним имущество, расчетный и другие счета в банковских
учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим
наименованием.
11. Право на
ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые
законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи
ему лицензии (разрешения).
12. Учреждение
проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном
Законом Российской Федерации "Об образовании".
13. Учреждение в
соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в
образовании объединений в форме ассоциаций и союзов.
14. Количество
классов в учреждении определяется в зависимости от санитарных норм и условий,
необходимых для осуществления образовательного процесса и
лечебно-оздоровительной работы.
При наличии
соответствующих санитарно-гигиенических условий в учреждении могут открываться
группы для детей дошкольного возраста. Работа в них осуществляется в
соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
15. В городском
учреждении предельная наполняемость классов не должна превышать 20 человек, а воспитательных
групп - 10, в сельских учреждениях - соответственно 15 и 7 человек.
При наличии
необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно
комплектование классов и воспитательных групп с меньшей наполняемостью.
При проведении
занятий в 4 - 11 классах по иностранному языку, в 5 - 11 классах по трудовому
обучению, в 10 - 11 классах по информатике, вычислительной технике, физике и
химии (во время практических занятий), в 1 - 11 классах по лечебной физической
культуре, в бассейне допускается деление класса на две группы.
При наличии
необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на
группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1 - 3 классов при изучении
иностранного языка.
III.
Образовательный процесс
16. Учреждение
реализует образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования.
Образовательный
процесс в учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого
и утверждаемого учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием
занятий, составляемым с учетом лечебно-охранительного режима,
предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий
с детьми.
17. Режим дня,
обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда, лечения и отдыха,
составляется с учетом продолжительности пребывания детей в учреждении.
Продолжительность
каникул устанавливается в течение учебного года не менее 36 календарных дней,
летом - не менее 10 недель.
Для обучающихся в первом классе в течение года устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
18. Трудовое
воспитание детей осуществляется на основе соединения обучения с приобретением
трудовых навыков с учетом медицинских показаний и рекомендаций
врачей-специалистов учреждения.
19. В учреждении
могут создаваться различные клубы, секции, кружки, студии и другие объединения
по интересам.
20. В соответствии
с законодательством Российской Федерации об образовании учреждение может
реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать платные
дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих
образовательных программ и государственных образовательных стандартов.
IV.
Участники учебно-воспитательного процесса,
работники
учреждения, их права и обязанности
21. Участниками
учебно-воспитательного процесса в учреждении являются дети, педагогические и
медицинские работники, родители (законные представители).
22. Направление
детей в учреждение осуществляется органами управления образованием в порядке,
установленном Министерством образования и науки Российской Федерации и
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при
согласии родителей (законных представителей).
Прием детей в
учреждение осуществляется в порядке, определяемом его уставом.
23. Зачисление
детей в учреждение производится по заявлению родителей (законных
представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и
попечительства, муниципальных органов управления образованием в соответствии с
заключением клинико-экспертной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения
или комиссии противотуберкулезного диспансера по месту жительства ребенка на
основании документов, перечень которых определяется уставом учреждения.
24. Срок пребывания
детей в учреждении зависит от медицинских показаний по перечню, утверждаемому
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Конкретные сроки пребывания детей в учреждении определяются
врачами-специалистами данного учреждения.
25. Плата за
содержание детей в учреждении с родителей (законных представителей) не
взимается.
26. При поступлении
в учреждение дети должны иметь необходимый комплект одежды и обуви, указанный в
путевке (направлении), выданной соответствующим органом управления
образованием.
27. Администрация
учреждения при поступлении детей в учреждение обязана ознакомить родителей
(законных представителей) с уставом данного учреждения.
28. Права и обязанности
детей, их родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения и
иными, предусмотренными этим уставом актами.
29. Порядок
комплектования работниками учреждения регламентируется его уставом. Для
работников учреждения работодателем является администрация данного учреждения.
На педагогическую и
медицинскую работу принимаются лица, имеющие необходимую
профессионально-педагогическую и медицинскую квалификацию, соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании.
30. Отношения
работника и администрации учреждения регулируются трудовым договором
(контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.
Срок действия
трудового договора (контракта) определяется работником и работодателем при его
заключении.
31. Работники
учреждения имеют право на участие в управлении учреждением в порядке,
определяемом уставом учреждения, а также на защиту своей профессиональной чести
и достоинства.
32. Права и
обязанности работников учреждения, а также предоставляемые им социальные
гарантии и льготы определяются законодательством Российской Федерации,
настоящим Типовым положением, уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка,
квалификационными характеристиками работников образовательных учреждений и
учреждений здравоохранения.
33. Психологическую
реабилитацию детей, консультативную и психопрофилактическую работу с
педагогическими и медицинскими работниками, родителями (законными
представителями) в учреждении осуществляет педагог-психолог.
34. Медицинские
работники доводят до сведения педагогических работников результаты углубленных
осмотров детей, дают рекомендации по их медико-педагогической реабилитации;
совместно с педагогами решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и
профориентации детей, их участия в трудовой деятельности.
35. Медицинские работники совместно с педагогом-психологом оказывают
помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного
подхода к детям при осуществлении образовательного процесса с учетом
особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении
медико-психологических рекомендаций; ведут просветительскую работу среди детей,
родителей (законных представителей), педагогических работников по ознакомлению
с санитарно-гигиеническим режимом учреждения, особенностями медицинской
реабилитации, формирования у детей навыков здорового образа жизни.
V.
Организация лечебно-оздоровительной работы
36. Лечебно-оздоровительные,
реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия,
направленные на оздоровление детей, осуществляются в учреждении штатными
медицинскими или закрепленными за учреждением органами здравоохранения
медицинскими работниками, а также педагогическими работниками учреждения.
В своей работе
медицинские работники руководствуются соответствующими нормативными и
методическими материалами органов здравоохранения.
37. Под
руководством врачей-специалистов в учреждении проводятся лечебно-оздоровительные
и реабилитационные мероприятия, направленные на профилактику рецидивов болезни
и улучшение здоровья детей.
Учреждение помимо
осуществления медико-оздоровительных программ и гарантированного объема
бесплатной медицинской помощи может оказывать в установленном порядке
дополнительно платные лечебные услуги.
Занятия по лечебной
физкультуре проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем,
имеющим соответствующую подготовку.
38. Режим дня
устанавливается с учетом максимального пребывания детей на воздухе, где
предусматривается проведение уроков и внеклассных мероприятий, большой перемены
и дневной сон.
Принятие процедур,
определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при
условии согласования с расписанием занятий.
В целях охраны
здоровья детей в период проведения лечения медицинские работники могут
рекомендовать детям со сниженной работоспособностью щадящий режим с
предоставлением дополнительных дней отдыха в течение недели, а также выделение
одного дня в неделю на проведение занятий физической культурой, спортивных
мероприятий на воздухе, прогулок, походов, посещение выставок.
39. В учреждении на
каждого ребенка заводится медицинская карта, выписка из которой выдается
родителям (законным представителям) по окончании срока пребывания ребенка в
учреждении.
40. Контроль за организацией и проведением комплекса
реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий в учреждении
осуществляется органами управления здравоохранением по месту нахождения данного
учреждения.
Органы управления
здравоохранением оказывают помощь учреждению в укомплектовании его штата
медицинским персоналом, повышении квалификации медицинских работников,
привлечении научно-исследовательских и медицинских институтов для оказания
консультативной помощи и во внедрении современных методов
лечебно-оздоровительной работы.
VI.
Управление учреждением
41. Управление учреждением
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
уставом учреждения.
42. Управление
учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Формами
самоуправления учреждения являются совет учреждения, попечительский совет,
общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов
самоуправления учреждения и их компетенция определяются его уставом.
43.
Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую
аттестацию директор.
Найм (прием) на работу директора государственного учреждения
осуществляется в порядке, определяемом уставом учреждения, и в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
44. Директор
учреждения несет ответственность за исполнение своих функциональных
обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями, трудовым
договором (контрактом) и уставом учреждения.
VII.
Имущество и средства учреждения
45. Собственник
имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, закрепляет имущество за учреждением.
Земельные участки
закрепляются за учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты
собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном
управлении.
Учреждение владеет,
пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления
имуществом в соответствии с назначением имущества, уставом, законодательством
Российской Федерации.
Изъятие и (или)
отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в
случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской
Федерации.
46. Учреждение в
соответствии с установленными нормативами должно иметь необходимые помещения,
сооружения для организации образовательного процесса, лечебно-оздоровительной
работы, трудового обучения, быта и отдыха обучающихся.
Оснащение, монтаж и
установка медицинского оборудования, контроль за его
эксплуатацией и ремонт проводятся по договорам организациями, имеющими
государственную лицензию на выполнение этих работ.
47. Учреждение
несет ответственность перед собственником имущества (уполномоченным им органом)
за сохранность и эффективное использование имущества. Контроль
за деятельностью учреждения в этой области осуществляется собственником
имущества (уполномоченным им органом).
48. Деятельность
учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с
договором между ними.
Источниками
формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные
средства учредителя (учредителей);
бюджетные и
внебюджетные средства;
имущество,
закрепленное за учреждением собственником имущества (уполномоченным им
органом);
кредиты банков и
других кредитных организаций;
средства спонсоров;
добровольные пожертвования физических и юридических лиц и другие источники в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование
учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных)
и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида
учреждения.
Привлечение
учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и
(или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя
(учредителей).
49. Учреждение вправе
осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться
доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставом и с
законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую
деятельность.
50. Учреждение
устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации,
сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также
компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты), структуру управления деятельностью учреждения,
штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
51. Учреждение
может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
52. При ликвидации учреждения учитываемые на отдельном балансе доходы,
полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих
доходов имущество за вычетом платежей, связанных с выполнением обязательств,
направляются на развитие образования в соответствии с уставом учреждения.