МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 мая 1997 г. N 866
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН,
ПРИНИМАЕМЫХ НА ОБУЧЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение
Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.95 N 1039 "О
развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования" и от
25.04.95 N 418 "О концепции государственной политики поддержки партнерства
образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений,
созданных при содействии СССР" для обеспечения предвузовской подготовки
специалистов для зарубежных стран приказываю:
1. Утвердить
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и
отделений предвузовского обучения иностранных граждан (далее - Требования),
разработанные Координационным советом центров предвузовской подготовки
иностранных специалистов Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации и рабочей группой, включающей представителей Московского
государственного университета, Российского университета дружбы народов,
Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического
университета), Санкт-Петербургского государственного технического университета,
Тверского государственного технического университета.
2. Управлению
подготовки специалистов для зарубежных стран (Слепцову М.А.), Управлению
лицензирования, аккредитации и нострификации (Гуничеву В.Н.), Управлению
образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) совместно с
Координационным советом центров (Ременцовым А.Н.):
2.1. Осуществлять
контроль за реализацией Требований, проводить тестовую оценку уровня подготовки
кандидатов на обучение в соответствии с выбранной специальностью.
2.2. Обеспечить
аттестацию подготовительных факультетов (отделений, центров предвузовской
подготовки) в соответствии с Требованиями.
2.3. Создать
рабочую группу из представителей вузов, имеющих большой опыт подготовки
специалистов для зарубежных стран, для модернизации учебных планов и программ
предвузовской подготовки. Проекты учебных планов и программ представить на
утверждение до 01.07.97.
3. Управлению
подготовки специалистов для зарубежных стран (Слепцову М.А.) направлять
иностранных граждан, принятых в государственные учреждения высшего
профессионального образования Российской Федерации для прохождения
предвузовской подготовки, только на аттестованные подготовительные факультеты
(отделения, центры предвузовской подготовки).
Министр
В.Г.КИНЕЛЕВ
Утверждены
Приказом
Минобразования России
от 8 мая 1997 г. N
866
ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ФАКУЛЬТЕТОВ И ОТДЕЛЕНИЙ ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ)
Требования к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений
предвузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт) предназначены
для центров и факультетов предвузовской подготовки иностранных граждан и
устанавливают основные организационные и методические нормативы процесса
обучения.
Работа над
академическими требованиями к образовательной программе предвузовской
подготовки иностранных граждан осуществлялась по решению Координационного
совета центров предвузовской подготовки иностранных граждан при Министерстве
общего и профессионального образования Российской Федерации.
В работе принимали
участие:
- Институт
международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного
технического университета;
- подготовительный
факультет Московского государственного автомобильно-дорожного института
(технического университета);
- подготовительный
факультет Российского университета дружбы народов;
- факультет
иностранных студентов Тверского государственного технического университета;
- центр
международного образования Московского государственного университета.
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Предвузовская
подготовка иностранных граждан - подготовка лиц, не владеющих русским языком,
имеющих право поступления в высшие учебные заведения, подтвержденное
соответствующим документом об образовании, к обучению в российском высшем
учебном заведении на русском языке.
1.1.
Содержание и область применения отраслевого стандарта
1.1.1. Настоящий
отраслевой стандарт устанавливает:
1) общие требования
к программе предвузовской подготовки иностранных граждан и условиям ее
реализации;
2) общие нормативы
учебной нагрузки студента и ее объем;
3) перечень
профилей предвузовской подготовки иностранных граждан;
4) требования к
уровню подготовленности студентов, завершивших обучение по образовательной
программе предвузовской подготовки (по профилям);
5) обязательный
минимум содержания образовательной программы предвузовской подготовки (по
профилям);
6) приложения.
1.1.2. Приложения
содержат:
1) соответствие
профилей предвузовской подготовки направлениям и специальностям высшего
профессионального образования;
2) возможности вуза
по изменению сроков и объема обучения;
3) документы о
предвузовской подготовке иностранных граждан и их форму;
4) образец (форму)
свидетельства о предвузовской подготовке.
1.2. Общие
требования к предвузовской подготовке и условиям
ее реализации
1.2.1. Завершение
предвузовской подготовки должно позволить иностранному студенту продолжить
обучение на русском языке в высшем учебном заведении России по направлению или
специальности, соответствующим профилю предвузовской подготовки. Соответствие
профилей предвузовской подготовки и направлений (специальностей) высшего
профессионального образования устанавливается классификатором профилей
предвузовской подготовки.
1.2.2. Образовательная
программа предвузовской подготовки должна предусматривать изучение иностранным
студентом русского языка (не менее 50% общего количества учебных часов) и
общеобразовательных дисциплин на русском языке как иностранном в соответствии с
профилем подготовки. Конкретный перечень дисциплин образовательной программы
предвузовской подготовки и их объем отражаются в итоговом документе
(сертификате) о предвузовской подготовке.
1.2.3. Обязательный
минимум содержания образовательной программы предвузовской подготовки по
профилям устанавливается настоящими государственными академическими
требованиями к предвузовской подготовке. Образовательная программа
предвузовской подготовки иностранных граждан наряду с обязательными
дисциплинами может включать обязательные дисциплины по выбору студента и
факультативные дисциплины.
1.3. Общие
нормативы учебной нагрузки студента и ее объем
1.3.1. Объем
учебной нагрузки студента измеряется в академических часах. 1 академический час
- 45 минут.
1.3.2. Максимальный
объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 академических часов в
неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы.
1.3.3. Максимальный
объем обязательных аудиторных занятий не должен превышать 36 (при сокращенных
сроках обучения - 40) академических часов в неделю в период теоретического
обучения.
В указанные в
данном пункте объемы не входят обязательные занятия по физической культуре и
занятия по факультативным дисциплинам.
1.3.4. Нормативный
срок реализации образовательной программы предвузовской подготовки - 52 недели,
из которых 38 недель теоретического обучения, 4 недели - аттестация (1 неделя -
промежуточная, 3 недели - итоговая), 10 недель каникул (из них 2 - в зимний
период).
1.4.
Перечень профилей
1.4.1.
Образовательная программа предвузовской подготовки имеет следующие профили:
1) гуманитарный;
2)
естественнонаучный;
3)
медико-биологический;
4) технический;
5) экономический.
2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ
2.1. Общие
требования к подготовленности студентов,
завершивших
предвузовскую подготовку
Иностранный
студент, завершивший обучение по образовательной программе предвузовской
подготовки, должен быть способен продолжать обучение на русском языке в вузах
Российской Федерации, то есть:
- владеть русским
языком в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность
на русском языке и необходимом для общения в учебно-профессиональной и
социально-культурной сферах;
- владеть системой
предметных знаний, необходимых для продолжения образования в российском вузе;
- быть
психологически готовым к учебной деятельности в условиях новой для него
социокультурной среды.
2.2.
Обязательный минимум содержания и требования
к подготовленности
выпускника
2.2.1. Обязательный
минимум содержания и требования
к подготовленности
выпускника, общие для всех
профилей подготовки
2.2.1.1. Русский язык (для всех профилей подготовки)
Обязательный
минимум содержания
Языковой материал
Фонетика. Русский
алфавит. Звуко-буквенное соответствие. Ударение и ритмика. Интонационные
конструкции русского языка.
Морфология. Системы
склонения имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений,
основные значения падежей и употребление их в русском языке, инфинитив, система
спряжения, видовременные формы глагола, глаголы движения, глагольные формы:
причастие и деепричастие. Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы и их
функции в русском языке.
Словообразование.
Основа слова и окончание. Приставка, суффикс и их назначение.
Синтаксис. Простое
и сложное предложение. Субъект и предикат в предложении и их согласование.
Порядок слов в предложении. Виды сложного предложения. Выражение
определительных отношений, времени, места, причины, условия, уступки, цели в
простом и сложном предложении. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи
косвенной. Активные и пассивные конструкции.
Требования
к знаниям и речевым умениям
Студент должен
знать:
- основы
фонетической системы, правила современного русского литературного произношения;
- основы грамматики
русского языка;
- основные правила
речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Студент должен
уметь:
Применительно к
чтению:
- понять основное
содержание прочитанного текста учебно-бытовой, страноведческой и учебно-научной
тематики и его отдельные факты, положения, логические и причинно-следственные
связи между ними;
- читать со
скоростью 150 - 180 слов в минуту при ознакомительном чтении;
- читать со
скоростью 50 - 60 слов в минуту при изучающем чтении учебно-научных текстов.
Применительно к
аудированию:
- понять на слух
основное содержание и отдельные факты, положения и связи между ними в
монологической и диалогической речи, в тексте учебно-бытовой, страноведческой и
учебно-научной тематики;
- понять на слух
учебную лекцию по профилю будущего обучения;
- воспринимать на
слух тексты при темпе 180 - 240 слогов в минуту и однократном предъявлении.
Применительно к
говорению:
- воспроизводить
содержание прочитанного или прослушанного текста учебно-бытовой и
страноведческой тематики, учебно-научного текста с опорой на план, вопросы;
- построить
собственное высказывание по одной из тем, предложенных программой;
- принять участие в
диалоге по предложенной ситуации, в беседе по изученной теме;
- говорить со
скоростью речи 150 - 180 слогов в минуту.
Применительно к
письму:
- записать
предъявленный на слух учебный материал или материал учебника;
- составить план
прочитанного или прослушанного текста;
- изложить
письменно собственное высказывание по предложенной теме;
- законспектировать
учебно-научный текст, учебную лекцию.
Форма итогового
контроля
Экзамен (письменный
и устный, с выставлением общей оценки).
2.2.1.2.
Общеобразовательные дисциплины
Общие
требования к языковым знаниям и речевым умениям (для всех профилей подготовки)
Студент должен
владеть:
- языком предмета
как средством получения учебной информации.
Студент должен
уметь:
Применительно к
чтению:
- прочитать
учебно-научный текст по предмету и понять его содержание, отдельные факты,
положения, логические и причинно-следственные связи между ними;
- читать со
скоростью 50 - 60 слов в минуту при изучающем чтении учебно-научных текстов.
Применительно к аудированию:
- понять на слух
основное содержание и отдельные факты, положения и связи между ними в учебном
материале (лекции) по предмету;
- воспринимать
тексты при темпе 180 - 240 слогов в минуту и однократном предъявлении.
Применительно к
говорению:
- отвечать на
вопросы по изученной теме;
- передать
содержание прочитанного или прослушанного учебно-научного текста с опорой на
план, вопросы, наглядность (графики, схемы, таблицы и т.д.);
- построить
собственное высказывание по изученной теме с опорой на план, вопросы,
наглядность (графики, схемы, таблицы и т.д.);
- говорить со
скоростью речи 150 - 180 слогов в минуту.
Применительно к
письму:
- записать
(законспектировать) учебно-научный текст, предъявленный в устной или письменной
форме, с использованием принятых сокращений и символики.
2.2.2.
Обязательный минимум содержания и требования
к подготовленности
выпускника по профилям подготовки
2.2.2.1.
Гуманитарный профиль
Русский
язык (1008 ч / 672 ч) <*>
--------------------------------
<*> Число
часов теоретического обучения указывается в виде дроби: в числителе - общий
объем учебной нагрузки студента, включающей все виды занятий, в знаменателе -
число часов обязательных аудиторных занятий.
См. п. 2.2.1.1.
Литература
(324 ч / 216 ч)
Обязательный
минимум содержания
Фольклор.
Древнерусская литература X - XVII вв. "Слово о полку Игореве",
"Хождение за три моря", "Повесть временных лет".
Агиографическая литература. Русская литература XVIII в. Творчество М.В.
Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Д.Н. Фонвизина, Н.М. Карамзина.
Русская литература XIX в.: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.
Тургенев, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Русская
литература XX в. Основные направления в русской литературе начала XX в. А.
Блок, А. Ахматова, В. Маяковский. Проза начала века: А.М. Горький, И.А. Бунин,
А.И. Куприн. Русская советская литература. А.М. Горький, М.А. Булгаков, М.А.
Шолохов. Литература периода Великой Отечественной войны. А. Твардовский, К.
Симонов, М.А. Шолохов. Современная литература (общее представление). Основные
направления в литературе последних десятилетий. Творчество Ф. Искандера, А.
Битова, А.И. Солженицына. Литература русского зарубежья.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о закономерностях
развития литературных процессов;
- об основных
периодах развития русской литературы;
- о творчестве
выдающихся русских писателей;
- об основных
сведениях из области теории литературы;
- об основных литературных
направлениях: классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме.
Студент должен
знать:
- минимум
литературоведческой терминологии.
Студент должен
уметь:
- читать
адаптированные художественные и учебные тексты по литературе;
- пересказать
прочитанный, воспринятый на слух учебный текст, ответить на вопросы по тексту;
- построить
монологическое высказывание по изученной теме с опорой на план, вопросы;
- принять участие в
диалоге, в беседе по изученной теме;
- понимать на слух
монологическую и диалогическую речь на литературную тему;
- записать
содержание воспринимаемой на слух информации на литературную тему;
- конспектировать
учебно-научный текст по литературе;
- изложить
письменно собственное высказывание на заданную литературную тему.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
Страноведение
(204 ч / 136 ч)
Обязательный
минимум содержания
Общественно-исторический
аспект. Из истории России и СССР. От древнерусского государства до российской
империи начала XX века. Октябрь 1917 года. Образование, становление и развитие
советского социалистического государства. Распад СССР. Образование суверенной
России. Накануне XXI века.
Экономический
аспект. Место России в системе мировых цивилизаций. Экономические реформы в
России на разных этапах исторического развития государства. Экономические
реформы в России сегодня.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о месте России в
истории мировых цивилизаций;
- о важных периодах
исторического и экономического развития страны;
- об основных
методах и способах государственного, социального и экономического
реформирования страны на разных этапах исторического развития;
- о выдающихся
государственных, общественных, военных деятелях России;
- о причинах
распада социалистического лагеря, СССР и об образовании суверенной России;
- о месте России в
мировой цивилизации накануне XXI века.
Студент должен
знать:
- основную
общественно-научную и социально-экономическую терминологию;
- основную
хронологию становления и развития российского государства;
- о роли личности в
истории государства;
- о месте и роли
России в системе мировых цивилизаций;
- о значении
социальных и экономических преобразований в историческом развитии государства.
Студент должен
уметь:
- оперировать
общественно-научной и социально-экономической терминологией;
- распознавать
причинно-следственные связи фактов, событий, процессов;
- анализировать
факты и явления с позиции логического суждения.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
География
(180 ч / 120 ч)
Обязательный
минимум содержания
Россия на карте
мира. Основы физической географии. Географическая среда. Природная среда и
человек. География населения. Промышленность. Агропромышленный комплекс.
Транспорт. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда.
Внешняя торговля. Международные экономические отношения.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о влиянии
физических, социальных факторов на развитие страны и ее экономики;
- о специфических
особенностях международного разделения труда и о месте России в МРТ;
- о структуре
мирового хозяйства;
- о месте и роли
России в международных экономических отношениях.
Студент должен
знать:
- влияние
географической и природной среды на экономическое развитие страны и ее
регионов;
- характеристику
основных экономических регионов России;
- структуру
мирового хозяйства по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства;
- влияние
демографической ситуации стран, регионов на экономическое развитие;
- место и роль
России в международном разделении труда и в международных экономических
отношениях.
Студент должен
уметь:
- оперировать
научной терминологией предмета;
- анализировать
статистические таблицы, коэффициенты, графики;
- работать с
картами, понимать их условные обозначения;
- выполнять
лабораторные работы и типовые тестовые задания.
Форма итогового
контроля
Зачет или экзамен.
Дисциплины,
устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные
дисциплины по выбору студента (282 ч / 188 ч)
Рекомендуемые
дисциплины:
- естествознание;
- информатика;
- культурология;
- спорт.
Факультативы
(54 ч / 36 ч)
Общий объем
теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч
Минимальный объем
теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч
2.2.2.2.
Естественнонаучный профиль
Русский
язык (966 ч / 644 ч)
См. п. 2.2.1.1.
Математика
(300 ч / 200 ч)
Обязательный
минимум содержания
Числовые множества,
их свойства. Математические действия. Тождественные преобразования
математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы
уравнений и неравенств. Числовые последовательности. Предел последовательности
и функции. Производная функции. Основные понятия элементарной геометрии.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о математике как
особом методе познания;
- о базисных
понятиях элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной
геометрии: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, функция,
предел, производная, первообразная, интеграл, геометрическая фигура;
- о базисных
методах решения математических задач.
Студент должен
знать:
- определения
основных понятий элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной
геометрии;
- основные теоремы
элементарной алгебры, начал математического анализа, элементарной геометрии и
методы математических доказательств;
- определения,
свойства и графики элементарных функций;
- основные формулы
элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной геометрии;
- методы вычислений
и тождественных преобразований математических выражений;
- методы решения
основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
- методы
исследования основных свойств функций;
- основные методы
геометрических построений.
Студент должен
уметь:
- оперировать
языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику;
- выполнять
вычисления и тождественные преобразования математических выражений;
- решать основные
типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств;
- доказывать
теоремы элементарной алгебры и геометрии, выводить формулы, выражающие основные
математические соотношения;
- исследовать
функции и строить их графики;
- находить
простейшие производные и интегралы;
- решать основные
задачи комбинаторики;
- решать типовые
задачи элементарной геометрии.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
Физика (240
ч / 160 ч)
Обязательный
минимум содержания
Механика:
кинематика (физическое тело и его модели, виды движения); динамика (сила,
механические свойства физических тел, законы Ньютона, Гука); импульс, работа,
энергия, замкнутые системы, законы сохранения. Механические колебания.
Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория строения вещества, законы
идеального газа, температура, давление). Термодинамика (внутренняя энергия,
теплота, фазовые переходы). Электростатика (электрический заряд, законы
сохранения заряда, Кулона; электрическое поле; проводники, диэлектрики).
Постоянный электрический ток (сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома,
Джоуля - Ленца). Магнитное поле тока (индукция магнитного поля, явление
электромагнитной индукции). Основные законы геометрической оптики.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о материальности
природы, о формах существования материи и ее эволюции;
- о состояниях в
природе и их изменениях со временем;
- о категории
времени;
- об измерениях
физических величин и их специфике в различных разделах физики.
Студент должен
знать:
- основные понятия,
законы и модели механики, молекулярной физики, термодинамики, электричества,
магнетизма и оптики;
- законы
сохранения;
- фундаментальные
константы физики.
Студент должен
уметь:
- употреблять
физическую терминологию для выражения количественных и качественных отношений
физических объектов;
- применять законы
физики при решении расчетных и качественных задач по изученным темам;
- пользоваться
простейшими физическими и измерительными приборами;
- использовать
основные приемы обработки экспериментальных данных;
- оценивать
численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;
- работать с
графиками физических величин.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
Информатика
(108 ч / 72 ч)
Обязательный
минимум содержания
Базисные понятия
информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа.
Основные сведения о технических и программных средствах реализации
информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью
компьютера.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- об информатике и
ее месте в будущей профессиональной деятельности;
- о базисных
понятиях информатики;
- об основных
возможностях компьютера;
- о классификации и
основных возможностях программного обеспечения;
- о базисных
методах обработки информации с помощью компьютера.
Студент должен
знать:
- определения
основных понятий информатики;
- укрупненную
структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов;
- структуру
файловой системы хранения информации;
- основные типы
алгоритмов;
- этапы решения
вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера;
- элементы языка
программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция,
операторы: присваивания, ввода/вывода, перехода, условный, цикла);
- элементы методов
алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач
обработки информации.
Студент должен
уметь:
- взаимодействовать
с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки
информации;
- составлять
информационную модель и алгоритм решения задачи;
- ориентироваться в
файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и
каталогами;
- программировать
простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня.
Форма итогового
контроля
Зачет или экзамен.
Химия (150
ч / 100 ч)
Обязательный
минимум содержания
Общая химия.
Основные понятия и законы химии. Важнейшие классы неорганических соединений.
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение
атома. Химическая связь и строение вещества. Растворы. Электролитическая
диссоциация. Окислительно-восстановительные реакции.
Неорганическая
химия. Металлы. Неметаллы.
Органическая химия.
Номенклатура органических соединений. Основные свойства различных классов
органических соединений (в соответствии с узкой специализацией).
Химия будущему
специалисту. Химическая наука и химическая технология для решения глобальных
проблем современности: сырьевой, экологической, продовольственной,
энергетической.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о химии как науке
о веществах и процессах их превращения;
- о современных
достижениях химии и месте химии в системе наук о природе;
- об экохимии и
экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.
Студент должен
знать:
- основные понятия
и законы химии;
- классификацию
неорганических соединений;
- состав,
номенклатуру, получение и свойства представителей важнейших классов
неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей;
- периодический
закон, структуру периодической системы химических элементов, закономерности
формирования электронной оболочки атома;
- типы химической
связи, механизм ее образования и основные характеристики;
- основные
закономерности протекания химических реакций;
- основные понятия
химии растворов, теорию электролитической диссоциации;
- сущность
окислительно-восстановительных реакций и основные понятия, связанные с ОВР;
- общие свойства
металлов и неметаллов;
- состав, строение,
номенклатуру и свойства представителей различных классов органических
соединений.
Студент должен
уметь:
- формулировать и
применять основные законы, принципы и понятия химии в соответствии с
программой;
- решать расчетные
и качественные задачи;
- писать уравнения
химических реакций (молекулярные, ионно-молекулярные, электронные);
- пользоваться
таблицами и графиками, специальной химической посудой, лабораторными приборами
и оборудованием;
- составлять отчеты
по лабораторным работам.
Форма итогового
контроля
Зачет или экзамен.
Дисциплины,
устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные
дисциплины по выбору студента (234 ч / 156 ч)
Рекомендуемые
дисциплины:
- спорт;
- биология;
- география;
- страноведение.
Факультативы
(54 ч / 36 ч)
Общий объем
теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч.
Минимальный объем
теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч.
2.2.2.3.
Медико-биологический профиль
Русский
язык (966 ч / 644 ч)
См. п. 2.2.1.1.
Биология
(34 ч / 156 ч)
Обязательный
минимум содержания
Общая биология.
Строение, химический состав и функции клетки; обмен веществ и энергии; деление
клетки. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Основные понятия и
законы генетики. Эволюция органического мира.
Ботаника.
Прокариотические организмы (бактерии, цианеи) и неклеточные организмы (вирусы).
Грибы. Общая характеристика растений. Низшие растения. Водоросли и лишайники.
Высшие растения. Ткани и органы. Основные отделы.
Зоология.
Беспозвоночные животные. Основные типы. Общая характеристика и представители.
Позвоночные животные. Тип хордовые, его подтипы. Классы позвоночных животных.
Анатомия и
физиология человека. Основные типы тканей. Органы и системы органов человека.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- об уровнях
организации живой материи;
- о закономерностях
эволюции органического мира;
- об основных
физиологических процессах живых организмов.
Студент должен
знать:
- научную лексику
предмета;
- основные понятия
и закономерности живой природы;
- строение и
классификацию живых организмов.
Студент должен
уметь:
- пользоваться
микроскопом;
- применять
основные понятия общей биологии при объяснении строения, жизни и развития живых
организмов;
- устанавливать
связь между строением и функцией органов и их систем.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
Химия (237
ч / 158 ч)
Обязательный
минимум содержания
Общая химия.
Основные понятия и законы химии. Важнейшие классы неорганических соединений.
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение
атома. Химическая связь и строение вещества. Закономерности протекания
химических реакций. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции.
Органическая химия.
Теоретические основы органической химии. Углеводороды. Кислородсодержащие
соединения. Азотсодержащие соединения.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о химии как науке
о веществах и процессах их превращения;
- об
основополагающих связях химии с медициной, биологией, биохимией, фармакологией
и т.д.
Студент должен
знать:
- основные понятия
и законы химии;
- классификацию
неорганических и органических соединений;
- состав,
номенклатуру, получение и свойства представителей важнейших классов
неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей;
- периодический
закон, структуру периодической системы химических элементов, закономерности
формирования электронной оболочки атома;
- типы химической
связи, механизм ее образования и основные характеристики;
- основные
закономерности протекания химических реакций;
- основные понятия
химии растворов, теорию электролитической диссоциации;
- сущность
окислительно-восстановительных реакций и основные понятия, связанные с ОВР;
- теоретические
основы органической химии: классификацию, номенклатуру, изомерию, типы
органических реакций;
- состав, строение
и свойства представителей классов органических соединений: углеводородов
(алканов, алкенов, алкинов, аренов); кислородсодержащих соединений (спиртов,
фенолов, альдегидов, карбоновых кислот, эфиров, жиров, углеводов);
азотсодержащих соединений (аминов, аминокислот, белков).
Студент должен
уметь:
- формулировать и
применять основные законы, принципы и понятия химии в соответствии с
программой;
- решать расчетные
и качественные задачи;
- писать уравнения
химических реакций (молекулярные, ионно-молекулярные, электронные);
- пользоваться
таблицами и графиками, специальной химической посудой, лабораторными приборами
и оборудованием;
- составлять отчеты
по лабораторным работам.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
Физика (171
ч / 114 ч)
Обязательный
минимум содержания
Механика: динамика
(сила, механические свойства физических тел); импульс, энергия, замкнутые
системы, закон сохранения и превращения энергии. Законы гидро- и аэростатики,
давление. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория строения
вещества, законы идеального газа, температура, давление). Основы термодинамики
(внутренняя энергия, теплота). Элементы акустики (колебания, звук, аудиометрия,
порог слышимости). Электростатика (электрический заряд, законы сохранения
заряда, Кулона; электрическое поле; проводники, диэлектрики). Постоянный
электрический ток (сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома, Джоуля -
Ленца). Магнитное поле тока (индукция магнитного поля, явление электромагнитной
индукции). Элементы электроники в медицине. Оптика (основные законы, оптика
зрения).
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о материальности
природы, о формах существования материи и ее эволюции;
- о состояниях в
природе и их изменениях со временем;
- о категории
времени;
- об измерениях
физических величин и их специфике в различных разделах физики.
Студент должен
знать:
- основные понятия,
законы, модели и формулы механики, молекулярной физики, термодинамики,
электричества и магнетизма;
- законы
сохранения;
- фундаментальные
константы физики.
Студент должен
уметь:
- употреблять
физическую терминологию для выражения количественных и качественных отношений
физических объектов;
- применять законы
физики при решении расчетных и качественных задач по изученным темам;
- пользоваться
простейшими физическими и измерительными приборами;
- использовать
основные приемы обработки экспериментальных данных;
- оценивать
численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;
- работать с
графиками физических величин.
Форма итогового
контроля
Зачет или экзамен.
Математика
(162 ч / 108 ч)
Обязательный
минимум содержания
Математические
действия. Тождественные преобразования математических выражений. Элементарные
функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Числовые
последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции.
Интеграл.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о математике как
особом методе познания;
- о базисных
понятиях элементарной алгебры и начал математического анализа: число,
множество, выражение, уравнение, неравенство, функция, предел, производная,
интеграл;
- о базисных
методах решения математических задач.
Студент должен
знать:
- определения
основных понятий элементарной алгебры и начал математического анализа;
- основные свойства
и графики элементарных функций;
- основные формулы
элементарной алгебры и начал математического анализа;
- методы решения
основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств.
Студент должен
уметь:
- оперировать
языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику;
- выполнять
вычисления и тождественные преобразования математических выражений;
- решать основные
типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств;
- строить графики
функций;
- находить
простейшие производные и интегралы.
Форма итогового
контроля
Зачет или экзамен.
Информатика
(51 ч / 34 ч)
Обязательный
минимум содержания
Базисные понятия
информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа.
Основные сведения о технических и программных средствах реализации
информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью
компьютера.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- об информатике и
ее месте в будущей профессиональной деятельности;
- о базисных
понятиях информатики;
- об основных
возможностях компьютера;
- о классификации и
основных возможностях программного обеспечения;
- о базисных
методах обработки информации с помощью компьютера.
Студент должен
знать:
- определения
основных понятий информатики;
- укрупненную
структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов;
- структуру
файловой системы хранения информации;
- этапы решения
функциональных задач с помощью компьютера;
- элементы языка
программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция,
операторы: присваивания, ввода/вывода, перехода, условный, цикла);
- элементы методов
алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач
обработки информации.
Студент должен
уметь:
- взаимодействовать
с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки
информации;
- составлять
информационную модель и алгоритм решения задачи;
- ориентироваться в
файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и
каталогами;
- программировать
простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня.
Форма итогового
контроля
Зачет.
Дисциплины,
устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные
дисциплины по выбору студента (177 ч / 118 ч)
Рекомендуемые
дисциплины:
- спорт;
- страноведение;
- медицинская
графика;
- история медицины.
Факультативы
(54 ч / 36 ч)
Общий объем
теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч.
Минимальный объем
теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч.
2.2.2.4.
Технический профиль
Русский
язык (966 ч / 644 ч)
См. п. 2.2.1.1.
Математика
(258 ч / 172 ч)
Обязательный
минимум содержания
Числовые множества,
их свойства. Математические действия. Тождественные преобразования
математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы
уравнений и неравенств. Числовые последовательности. Предел последовательности
и функции. Производная функции. Элементы векторной алгебры.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о математике как
особом методе познания;
- о базисных
понятиях элементарной алгебры и начал математического анализа: число,
множество, выражение, уравнение, неравенство, функция, предел, производная,
первообразная, интеграл;
- о базисных
методах решения математических задач.
Студент должен
знать:
- определение
основных понятий элементарной алгебры и начал математического анализа;
- основные теоремы
элементарной алгебры и начал математического анализа;
- определения,
свойства, графики элементарных функций;
- основные формулы
элементарной алгебры и начал математического анализа;
- методы вычислений
и тождественных преобразований математических выражений;
- методы решения
основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
- методы
исследования основных свойств функций.
Студент должен
уметь:
- оперировать
языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику;
- выполнять
вычисления и тождественные преобразования математических выражений;
- решать основные
типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств;
- доказывать
теоремы элементарной алгебры, выводить формулы, выражающие основные
математические соотношения;
- исследовать
функции и строить их графики;
- находить
простейшие производные и интегралы.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
Физика (246
ч / 164 ч)
Обязательный
минимум содержания
Механика:
кинематика (физическое тело и его модели, движение); динамика (сила,
механические свойства физических тел, законы Ньютона, Гука); импульс, работа,
энергия, замкнутые системы, законы сохранения. Молекулярная физика
(молекулярно-кинетическая теория строения вещества, законы идеального газа,
температура, давление). Термодинамика (внутренняя энергия, теплота, фазовые
переходы). Электростатика (электрический заряд, законы сохранения заряда,
Кулона; электрическое поле; проводники, диэлектрики). Постоянный электрический
ток (сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома, Джоуля - Ленца).
Магнитное поле тока (индукция магнитного поля, явление электромагнитной
индукции).
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о материальности
природы, о формах существования материи и ее эволюции;
- о состояниях в
природе и их изменениях со временем;
- о категории
времени;
- об изменениях
физических величин и их специфике в различных разделах физики.
Студент должен
знать:
- основные понятия,
законы и модели механики, молекулярной физики, термодинамики, электричества и
магнетизма;
- законы
сохранения;
- фундаментальные
константы физики.
Студент должен
уметь:
- употреблять
физическую терминологию для выражения количественных и качественных отношений
физических объектов;
- применять законы
физики при решении расчетных и качественных задач по изученным темам;
- пользоваться
простейшими физическими и измерительными приборами;
- использовать
основные приемы обработки экспериментальных данных;
- оценивать
численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;
- работать с
графиками физических величин.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
Информатика
(81 ч / 54 ч)
Обязательный
минимум содержания
Базисные понятия
информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа.
Основные сведения о технических и программных средствах реализации
информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью
компьютера.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- об информатике и
ее месте в будущей профессиональной деятельности;
- о базисных
понятиях информатики;
- об основных
возможностях компьютера;
- о классификации и
основных возможностях программного обеспечения;
- о базисных
методах обработки информации с помощью компьютера.
Студент должен
знать:
- определения
основных понятий информатики;
- укрупненную
структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов;
- структуру
файловой системы хранения информации;
- основные типы
алгоритмов;
- этапы решения
вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера;
- элементы языка
программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция,
операторы: присваивания, ввода/вывода, перехода, условный, цикла);
- элементы методов
алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач
обработки информации.
Студент должен
уметь:
- взаимодействовать
с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки
информации;
- составлять
информационную модель и алгоритм решения задачи;
- ориентироваться в
файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и
каталогами;
- программировать
простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня.
Форма итогового
контроля
Зачет или экзамен.
Химия (150
ч / 100 ч)
Обязательный
минимум содержания
Общая химия.
Основные понятия и законы химии. Важнейшие классы неорганических соединений.
Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение
атома. Химическая связь и строение вещества. Закономерности протекания
химических реакций. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции.
Электрохимические процессы.
Неорганическая
химия. Металлы. Неметаллы.
Химия будущему
специалисту. Химическая наука и химическая технология для решения глобальных
проблем современности: сырьевой, экологической, продовольственной,
энергетической.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о химии как науке
о веществах и процессах их превращения;
- о современных
достижениях химии;
- об экохимии и
экологических принципах рационального природопользования и охраны природы.
Студент должен
знать:
- основные понятия
и законы химии;
- состав,
номенклатуру, получение и свойства представителей важнейших классов
неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей;
- периодический
закон, структуру периодической системы химических элементов, закономерности
формирования электронной оболочки атома;
- типы химической
связи, механизм ее образования и основные характеристики;
- основные
закономерности протекания химических реакций;
- основные понятия
химии растворов; теорию электролитической диссоциации;
- сущность
окислительно-восстановительных реакций и основные понятия, связанные с ОВР;
- основные
электрохимические процессы, явление коррозии металлов, процесс и законы
электролиза;
- общие свойства
металлов и неметаллов.
Студент должен
уметь:
- формулировать и
применять основные законы, принципы и понятия химии в соответствии с
программой;
- решать расчетные
и качественные задачи;
- писать уравнения
химических реакций (молекулярные, ионно-молекулярные, электронные);
- пользоваться
таблицами и графиками, специальной химической посудой, лабораторными приборами
и оборудованием;
- составлять отчеты
по лабораторным работам.
Форма итогового
контроля
Зачет или экзамен.
Инженерная
графика (123 ч / 82 ч)
Обязательный
минимум содержания
Техника чертежных
работ; геометрические построения; методы проецирования; комплексный чертеж;
аксонометрические проекции; построение технических форм; нанесение размеров;
эскизы и рабочие чертежи; построение разрезов и сечений.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о графических
моделях реальных объектов и способах их получения;
- о нормативах
графических работ.
Студент должен
знать:
- основные законы,
методы и приемы геометрического и проекционного черчения.
Студент должен уметь:
- использовать
основные законы, методы и приемы геометрического и проекционного черчения;
- употреблять
графическую символику;
- читать и
выполнять чертежи.
Форма итогового
контроля
Зачет.
Дисциплины,
устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные
дисциплины по выбору студента (174 ч / 116 ч)
Рекомендуемые
дисциплины:
- основы геометрии;
- спорт;
- страноведение.
Факультативы
(54 ч / 36 ч)
Общий объем
теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч.
Минимальный объем
теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч.
2.2.2.5.
Экономический профиль
Русский
язык (996 ч / 664 ч)
См. п. 2.2.1.1.
Математика
(306 ч / 204 ч)
Обязательный
минимум содержания
Числовые множества,
их свойства. Математические действия. Тождественные преобразования
математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы
уравнений и неравенств. Элементы линейной алгебры. Комплексные числа. Числовые
последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции.
Элементы векторной алгебры.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о математике как
особом методе познания;
- о базисных
понятиях элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной
геометрии: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, определитель,
матрица, функция, предел, производная, первообразная, интеграл, вектор;
- о базисных методах
решения математических задач.
Студент должен
знать:
- определения
основных понятий элементарной и линейной алгебры, начал математического
анализа;
- основные теоремы
элементарной и линейной алгебры, начал математического анализа и методы
математических доказательств;
- определения,
свойства и графики элементарных функций;
- основные формулы
элементарной и линейной алгебры, начал математического анализа;
- методы вычислений
и тождественных преобразований математических выражений;
- методы решения
основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
- методы
исследования основных свойств функций;
- основные методы
векторной алгебры.
Студент должен
уметь:
- оперировать
языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику;
- выполнять
вычисления и тождественные преобразования математических выражений;
- решать основные
типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств;
- доказывать
теоремы элементарной и линейной алгебры, выводить формулы, выражающие основные
математические соотношения;
- исследовать
функции и строить их графики;
- находить
простейшие производные и интегралы;
- решать основные
задачи комбинаторики;
- решать типовые
задачи векторной алгебры.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
Экономика
(180 ч / 120 ч)
Обязательный
минимум содержания
Структура
экономики. Экономические системы. Модели рынка.
Микроэкономика.
Рынок и фирмы. Спрос. Предложение. Цена. Равновесие рынка. Формы организации
бизнеса. Маркетинг.
Макроэкономика.
Макроэкономические показатели. Денежный рынок. Рынок труда. Деньги. Инфляция.
Кредитно-денежная политика. Банки. Экономический цикл. Совокупный спрос и
совокупное предложение.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- об экономике как
социально-экономической и гуманитарной науке;
- о базисных
понятиях, категориях и законах микро- и макроэкономики; о принципах
функционирования рыночной и смешанной экономики;
- о базисных
методах решения экономических задач.
Студент должен
знать:
- определения
основных категорий микро- и макроэкономики;
- основные законы
рыночной экономики;
- сущность явлений
микро- и макроэкономики в условиях рыночных отношений;
- методы расчета
основных макроэкономических показателей: ВОП, ВНП, НД, ЛД и других;
- методы построения
и чтения графиков.
Студент должен
уметь:
- оперировать
экономической терминологией;
- решать типовые
практические задания (задачи и тесты) по темам макро- и микроэкономики;
- оценивать
экономические ситуации.
Форма итогового
контроля
Зачет и экзамен
(устный).
География
(180 ч / 120 ч)
Обязательный
минимум содержания
Основы физической
географии. Географическая среда. Природная среда и человек. География
населения. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда.
Структура промышленности. Агропромышленный комплекс. Транспорт. Внешняя
торговля. Международные экономические отношения.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен
иметь представление:
- о влиянии
физических, социальных факторов на развитие экономики страны и ее регионов;
- о специфических
особенностях международного разделения труда;
- о месте России в
международном разделении труда;
- о структуре
мирового хозяйства и о месте России в ней;
- о месте России в
международных экономических отношениях.
Студент должен
знать:
- влияние
географической и природной среды на экономическое развитие страны и ее
регионов;
- характеристику
основных экономических регионов России;
- структуру
мирового хозяйства по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства;
- влияние
демографической ситуации стран, регионов на экономическое развитие;
- место России в
современном международном разделении труда и в международных экономических
отношениях.
Студент должен
уметь:
- оперировать
научной терминологией предмета;
- анализировать
статистические таблицы, коэффициенты;
- работать с
картами, понимать условные обозначения;
- выполнять
лабораторные работы и типовые тестовые задания.
Форма итогового
контроля
Зачет или экзамен.
Информатика
(81 ч / 54 ч)
Обязательный
минимум содержания
Базисные понятия
информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа.
Основные сведения о технических и программных средствах реализации
информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью
компьютера.
Требования
к знаниям и умениям
Студент должен иметь
представление:
- об информатике и
ее месте в будущей профессиональной деятельности;
- о базисных
понятиях информатики;
- об основных
возможностях компьютера;
- о классификации и
основных возможностях программного обеспечения;
- о базисных
методах обработки информации с помощью компьютера.
Студент должен
знать:
- определения
основных понятий информатики;
- укрупненную
структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов;
- структуру
файловой системы хранения информации;
- основные типы
алгоритмов;
- этапы решения
вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера;
- элементы языка
программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция,
операторы: присваивания, ввода/вывода, перехода, условный, цикла);
- элементы методов
алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач
обработки информации.
Студент должен
уметь:
- взаимодействовать
с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки
информации;
- составить
информационную модель и алгоритм решения задачи;
- ориентироваться в
файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и
каталогами;
- программировать
простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня.
Форма итогового
контроля
Зачет.
Дисциплины,
устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные
дисциплины по выбору студента (285 ч / 190 ч)
Рекомендуемые
дисциплины:
- спорт;
- страноведение;
- история России;
- экономика России;
- экология.
Факультативы
(54 ч / 36 ч)
Общий объем
теоретического обучения 2052 ч / 1368 ч.
Минимальный объем
теоретического обучения 1350 ч / 1000 ч.
3.
ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1.
Соответствие профилей
предвузовской
подготовки направлениям (специальностям)
высшего
профессионального образования
3.1.1. Таблица 1
устанавливает соответствие профилей предвузовской подготовки областям знаний
(направлениям) и группам специальностей (специальностям) высшего профессионального
образования классификатора направлений и специальностей высшего
профессионального образования.
3.2.
Возможности вуза по изменению сроков и объема обучения
3.2.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и принимает образовательную
программу предвузовской подготовки иностранных граждан на основе положений
настоящих академических требований.
3.2.2. Вуз
(факультет) имеет право изменять объем часов, отведенных на освоение учебного
материала для дисциплин, в пределах 10% без превышения максимального недельного
объема нагрузки.
3.2.3. Допускается
осуществлять обучение по образовательной программе предвузовской подготовки
лиц, не владеющих русским языком, с учетом их уровня образованности в
сокращенные относительно нормативных сроки, но не менее 25 недель
теоретического обучения или 1000 часов обязательных аудиторных занятий без
учета обязательных занятий по физической культуре и занятий по факультативным
дисциплинам. Сроки предвузовской подготовки лиц, владеющих русским языком,
определяются высшим учебным заведением в каждом конкретном случае и данными
академическими требованиями не нормируются.
3.2.4. При
реализации образовательной программы предвузовской подготовки в сокращенные
относительно нормативного сроки обучения число часов по дисциплинам
устанавливается вузом, но не должно составлять менее 70% от числа часов,
указанного в обязательном минимуме содержания по данной дисциплине для соответствующего
профиля. Обучение при этом должно вестись по специально разработанным
интенсивным программам.
3.3.
Документы о предвузовской подготовке
3.3.1. Лицам,
завершившим образовательную программу предвузовской подготовки, выдается
государственный документ (сертификат) установленного образца, который дает
студенту право продолжить образование в высшем учебном заведении Российской
Федерации по программе высшего профессионального образования в соответствии с
профилем предвузовской подготовки.
3.3.2. Лицам, не
завершившим образовательную программу предвузовской подготовки, по их просьбе
выдается академическая справка установленного образца, в которой отражается
перечень изучавшихся дисциплин и их объем.
3.3.3. Формы
документа о предвузовской подготовке и академической справки устанавливает
федеральный (центральный) орган управления высшим учебным образованием.
3.3.4. Форма
сертификата о предвузовкой подготовке (далее - сертификат) должна
соответствовать п. 3.4.
3.3.5. Бланки
сертификата должны быть высокого качества с необходимой степенью защиты от
подделки; без обложки; текст выполнен на русском языке.
Таблица 1
СООТВЕТСТВИЕ
ПРОФИЛЕЙ
ПРЕДВУЗОВСКОЙ
ПОДГОТОВКИ НАПРАВЛЕНИЯМ (СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ)
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>
--------------------------------
<*> Знаком
"+" отмечено соответствие профиля предвузовской подготовки
направлениям (специальностям) высшего профессионального образования, знаком
"-" - несоответствие.
┌─────────────────────────────┬──────┬───────┬────────┬────┬─────┐
│ │Гума-
│Естест-│Медико- │Тех-│Эко- │
│
│нитар-│венно- │биологи-│ни- │номи-│
│ │ный │научный│ческий │чес-│чес- │
│ │про- │профиль│профиль │кий │кий │
│ │филь │
│
│про-│про- │
│ │ │ │ │филь│филь │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│510000
Естественные науки │ │ │ │ │
│
│и
математика (кроме 510600, │ │ │ │ │
│
│510700) │ -
│ + │
- │ + │
- │
│510600
Биология │ -
│ - │
+ │ - │
- │
│510700
Почвоведение │ - │
- │ +
│ - │ -
│
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│520000
Гуманитарные и │ │ │ │ │
│
│социально-экономические
науки│ │ │ │ │
│
│(кроме
521500, 521600, │ │ │ │ │
│
│521900
- 522300) │ +
│ - │
- │ - │
- │
│521500
Менеджмент │ +
│ - │
- │ - │
+ │
│521600
Экономика │ -
│ - │
- │ - │
+ │
│521900
Физическая культура │ -
│ - │
+ │ - │
- │
│522000
Коммерция │ -
│ - │
- │ - │
+ │
│522100
Аграрная экономика │ │ │ │ │
│
│(Агроэкономика) │ -
│ - │
- │ - │
+ │
│522200
Статистика │ -
│ + │
- │ + │
+ │
│522300
Информационные │ │ │ │ │
│
│системы
в экономике │ -
│ + │
- │ + │
+ │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│540000
Образование │ │ │ │ │
│
│540100
Естествознание │ -
│ + │
+ │ + │
- │
│540200
Гуманитарные знания │ +
│ - │
- │ - │
- │
│540300
Социально-экономичес- │
│ │ │ │
│
│кие
знания │ +
│ - │
- │ - │
+ │
│540400
Профессиональное обу- │
│ │ │ │
│
│чение │ -
│ + │
- │ + │
- │
│540500
Педагогика │ +
│ - │
- │ - │
- │
│540600
Искусство │ +
│ - │
- │ - │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│550000
Технические науки │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│560000
Сельскохозяйственные │ │ │ │ │
│
│науки │ -
│ - │
+ │ - │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│010000
Естественнонаучные │ │ │ │ │
│
│специальности
(кроме │ │ │ │ │
│
│011600
- 012400, 013000) │ -
│ + │
- │ + │
- │
│011600
Биология │ -
│ - │
+ │ - │ -
│
│011700
Антропология │ -
│ - │
+ │ - │
- │
│011800
Зоология │ -
│ - │
+ │ - │
- │
│011900
Ботаника │ -
│ - │
+ │ - │
- │
│012000
Физиология │ -
│ - │
+ │
- │ - │
│012100
Генетика │ -
│ - │
+ │ - │
- │
│012200
Биофизика │ -
│ + │
+ │ + │
- │
│012300
Биохимия │ -
│ + │
+ │ + │
- │
│012400
Микробиология │ - │ -
│ + │
- │ - │
│013000
Почвоведение │ -
│ - │
+ │ - │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│020000
Гуманитарно-социальные│
│ │ │ │
│
│специальности
(кроме 022300) │ + │
- │ -
│ - │ -
│
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│022300
Физическая культура и │
│ │ │ │
│
│спорт │ -
│ - │
- │ - │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│030000
Образование (кроме │ │ │ │ │
│
│030100
- 030600) │ +
│ - │
- │ - │
- │
│030100
Информатика │ -
│ + │
- │ + │
- │
│030200
Естествознание │ -
│ + │
+ │ + │
- │
│030300
Экономика │ -
│ - │
- │ - │
+ │
│030400
Допризывная и физичес-│
│ │ │ │
│
│кая
подготовка │ -
│ - │
+ │ - │
- │
│030500
Профессиональное обу- │
│ │ │ │
│
│чение │ -
│ + │
- │ + │
- │
│030600
Технология и предпри- │
│ │ │ │
│
│нимательство │ -
│ - │
- │ + │
+ │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│040000
Здравоохранение │ -
│ - │
+ │ - │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│050000
Культура и искусство │ +
│ - │
- │ - │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│060000
Экономика и управление│ - │
- │ -
│ - │ +
│
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│070000
Междисциплинарные │ │ │ │ │
│
│естественнотехнические │ │ │ │ │
│
│специальности │ -
│ + │
- │ + │
+ │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│080000
Геология и разведка │ │ │ │ │
│
│полезных
ископаемых │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│090000
Разработка полезных │ │ │ │ │
│
│ископаемых │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│100000
Энергетика и энерго- │ │ │ │ │
│
│машиностроение │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│110000
Металлургия │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│120000
Машиностроение и │ │ │ │ │
│
│материалообработка │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│130000
Авиационная и ракетно-│
│ │ │ │
│
│космическая
техника │
- │ +
│ - │
+ │ - │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│140000
Морская техника │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│150000
Наземные транспортные │
│ │ │ │
│
│средства │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│170000
Технологические машины│
│ │ │ │
│
│и
оборудование │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│180000
Электротехника │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│190000
Приборостроение │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│2000000
Электронная техника, │
│ │ │ │
│
│радиотехника
и связь │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│210000
Автоматика и управле- │
│ │ │ │
│
│ние │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│220000
Информатика и вычисли-│
│ │ │ │
│
│тельная
техника │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│230000
Сервис (кроме 230500, │
│ │ │ │
│
│230600) │ -
│ + │
- │ + │
- │
│230500
Социально-культурный │ │ │ │ │
│
│сервис
и туризм │ +
│ - │
- │ - │
+ │
│230600
Домоведение │ -
│ - │
- │ - │
+ │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│240000
Эксплуатация │ │ │ │ │
│
│транспорта │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│250000
Химическая технология │ - │
+ │ -
│ + │ -
│
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│260000
Воспроизводство и │ │ │ │
│ │
│переработка
лесных ресурсов │ -
│ + │
+ │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│270000
Технология продоволь- │
│ │ │ │
│
│ственных
продуктов │ -
│ + │
+ │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│280000
Технология товаров │ │ │ │ │
│
│широкого
потребления │ -
│ + │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│290000
Строительство и архи- │
│ │ │ │
│
│тектура │ -
│ - │
- │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│300000
Геодезия и картография│ - │
+ │ -
│ + │ -
│
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│310000
Сельское и рыбное │ │ │ │ │
│
│хозяйство
(кроме 311300 - │ │ │ │ │
│
│311600) │ -
│ - │
+ │ - │
- │
│311300
Механизация сельского │
│ │ │ │
│
│хозяйства │ -
│ + │
- │ + │
- │
│311700
Электрификация и авто-│
│ │ │ │
│
│матизация
сельского хозяйства│ - │
+ │ -
│ + │ -
│
│311800
Механизация переработ-│
│ │ │ │
│
│ки
сельскохозяйственной про- │
│ │ │ │
│
│дукции │ -
│ + │
- │
+ │ - │
│311900
Инженерные системы │ │ │ │ │
│
│сельскохозяйственного │ │ │ │ │
│
│водоснабжения,
обводнения │ │ │ │ │
│
│и
водоведения │ - │
+ │ -
│ + │ -
│
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│320000
Экология и │ │ │ │ │
│
│природопользование │ -
│ + │
+ │ + │
- │
├─────────────────────────────┼──────┼───────┼────────┼────┼─────┤
│330000
Безопасность │ │ │ │ │
│
│жизнедеятельности │ -
│ + │
+ │ + │
- │
└─────────────────────────────┴──────┴───────┴────────┴────┴─────┘
3.4. Образец (форма) свидетельства
о предвузовской
подготовке
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
┌──────────────────────────────────────────┬─────────────────────┐
│ СЕРТИФИКАТ │ │
│ о предвузовской подготовке │_____________________│
│
│_____________________│
│Настоящий
сертификат выдан в том, что
│_____________________│
│__________________________________________│_____________________│
│ (фамилия, имя) │ (название учебного │
│__________________________________________│ заведения) │
│ (гражданство) │ │
│успешно
завершил(а) курс предвузовской
│Регистрационный номер│
│подготовки
│_____________________│
│
│
│
│Документ
об образовании, подтверждающий
│ Дата выдачи │
│право
поступления в высшее учебное
│_____________________│
│заведение: │ │
│__________________________________________│Выпускные
экзаменаци-│
│ (название документа) │онные испытания одно-│
│
│временно являются
│
│ Поступил(а) │вступительными испы-
│
│__________________________________________│таниями
в высшие │
│ (дата) │учебные заведения │
│__________________________________________│Российской
Федерации │
│ (название учебного заведения) │для получения высшего│
│
│профессионального об-│
│ Завершил(а) обучение │разования в соответ- │
│__________________________________________│ствии
с профилем │
│ (дата) │предвузовской подго-
│
│__________________________________________│товки. │
│ (название учебного заведения) │ │
│
│ РЕКТОР │
│Нормативный
период обучения по очной
│
│
│форме:
│Декан М.П.
│
│__________________________________________│ │
│ (срок обучения) │ Секретарь │
│
│
│
│Профиль
предвузовской подготовки:
│
│
│__________________________________________│ │
│
│
│
└──────────────────────────────────────────┴─────────────────────┘
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фамилия, имя
____________________
Дата рождения
___________________
За время обучения
сдал(а) зачеты, промежуточные и итоговые экзамены по следующим дисциплинам:
┌───────────────────────┬──────────────────────────────┬─────────┐
│Наименование
дисциплин │Число часов аудиторных занятий│Итоговая │
│ │ (общее число часов) │ оценка │
├───────────────────────┼──────────────────────────────┼─────────┤
│1.
Русский язык │ │ │
│ │ │ │
│2.
Математика │ │ │
│ │ │ │
│3.
Физика │ │ │
│ │ │ │
│4.
Органическая химия │ │ │
│ │ │ │
│5.
Неорганическая химия│ │ │
│ │ │ │
│6.
Основы маркетинга │ │ │
│ │ │ │
│7.
Черчение │ │ │
│ │ │ │
│8.
Информатика │ │ │
│ │ │ │
│9.
Биология │ │ │
│ │ │ │
│10.
Страноведение │ │ │
├───────────────────────┼──────────────────────────────┼─────────┤
│Всего: │ │ │
└───────────────────────┴──────────────────────────────┴─────────┘