ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 1997 г. N 395
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Министерстве общего и профессионального образования
Российской Федерации.
2. Министерству
общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с
Министерством юстиции Российской Федерации в 2-месячный срок внести в
Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации
в связи с настоящим Постановлением.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 5 апреля 1997 г.
N 395
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной
власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере
общего, профессионального и дополнительного образования (далее именуется -
сфера образования), а также в сфере научной и научно - технической деятельности
учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных
организаций сферы образования (далее именуется - сфера научной деятельности).
Минобразование
России координирует деятельность в сфере образования иных федеральных органов
исполнительной власти.
2. Минобразование
России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
3. Минобразование
России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией
наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук,
научными организациями и общественными объединениями.
4. Основными
задачами Минобразования России являются:
1)
осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей
сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и
необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на
получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества
в работниках квалифицированного труда;
2) разработка и
реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно -
исследовательских и опытно - конструкторских работ в учреждениях и организациях
сферы образования;
3) реализация
кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;
4)
совершенствование организационно - экономического механизма
функционирования сферы образования;
5) информатизация
сферы образования;
6) организация и
развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в
формировании единого образовательного пространства в Содружестве Независимых
Государств.
5. Минобразование
России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие
функции:
1) разрабатывает и
реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития
образования, координирует и контролирует в пределах своей компетенции
выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
учреждениями и организациями сферы образования и другими исполнителями;
2) участвует в
реализации программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в
области образования в Содружестве Независимых Государств;
3) разрабатывает с
участием других федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций
сферы образования, общественных объединений целевые федеральные,
межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;
4) организует
работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной
техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует
программы научно - исследовательских работ в этой области и обеспечивает их
реализацию;
5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской
Федерации в сфере образования и сфере научной деятельности;
6) осуществляет
комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования;
7) осуществляет
научно - методическое обеспечение деятельности органов управления образованием
субъектов Российской Федерации;
8) выступает
учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных
учреждений и организаций в сфере образования и сфере научной деятельности;
9) разрабатывает
типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает
типовое положение о филиалах государственных учреждений высшего
профессионального образования и порядок их организации;
10) участвует в
изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов;
11) определяет с
участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень
профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и
профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
12) координирует
деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их
ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры
подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по
профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);
13) устанавливает
для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры
приема всех категорий обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование
количества граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения
начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств
федерального бюджета, учитывая направления (специальности) подготовки
соответствующих специалистов образовательными учреждениями других федеральных
органов исполнительной власти;
14) устанавливает
порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего
профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного
заведения в другое;
15) участвует в
установленном порядке в проведении психолого - педагогической экспертизы
детских игр и игрушек;
16)
определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно -
методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающей
реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов,
разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска
учебной и учебно - методической литературы, аудиовизуальных и технических
средств обучения;
17) координирует
издательскую деятельность подведомственных организаций и редакций, осуществляет
в пределах своей компетенции государственную поддержку учебного и научного
книгоиздания;
18) разрабатывает и
реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями,
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по
охране труда, направленный на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и
труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их
социальной защите;
19) организует с
участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных
педагогических программ и методик систему работы с детьми и подростками с
девиантным (общественно - опасным) поведением и отклонениями в физическом и
умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития
и социальной адаптации;
20) оказывает
методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный
учет детей, оставшихся без попечения родителей;
21) участвует в
разработке и реализации государственной научной и научно - технической
политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала сферы
образования, взаимодействию высшей школы и фундаментальной науки, повышению
качества образовательного процесса;
22) обеспечивает
сотрудничество подведомственных учреждений и организаций с Российской академией
наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук,
учреждениями и организациями в области интеграции науки и образования, создания
и внедрения наукоемких систем и технологий;
23) утверждает
межвузовские научные и научно - технические программы и проекты;
24) участвует
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
формировании рынков научной, научно - технической продукции и образовательных
услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального
образования и научно - исследовательских организаций сети аккредитованных
лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в сфере
образования;
25)
выступает заказчиком государственных научно - технических программ, выдает на
конкурсной основе организациям и учреждениям заказы на реализацию научно - технических
разработок, производственное освоение их результатов, организацию экспертизы,
заключает контракты (договоры) на выполнение этих работ, а также предоставляет
в установленном порядке гранты научным работникам подведомственных учреждений и
организаций на проведение конкретных научных исследований;
26) организует
проведение научно - технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и
конкурсов, в том числе международных, в сфере образования;
27) организует
разработку государственных образовательных стандартов и утверждение их
федеральных компонентов;
28) осуществляет
совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации
государственный контроль за качеством образования;
29) устанавливает
федеральные требования к содержанию образования и разработке
общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;
30) обеспечивает
разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных
образовательных программ, учебных планов и программ курсов;
31) утверждает
положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных
учреждений;
32) разрабатывает и
утверждает положение о золотой и серебряной медалях, а
также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской
Федерации;
33) утверждает
положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и
профессионального образования;
34) устанавливает
порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации
образовательных учреждений;
35) осуществляет
лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
36) координирует и
контролирует деятельность государственных органов управления образованием по
проведению ими аттестации отдельных типов образовательных учреждений,
предусмотренной законодательством Российской Федерации в области образования;
37) разрабатывает и
утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и
(или) квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы, связанные
с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в
соответствии с международными договорами Российской Федерации;
38) определяет
порядок признания эквивалентности документов о соответствующем образовании и об
ученых званиях, полученных в иностранных государствах, выдает в соответствии с
международными договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности
указанных документов;
39) осуществляет
информатизацию в сфере образования и сфере научной деятельности с учетом
современного мирового уровня развития информационных технологий;
40) определяет
порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным
доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней в сфере образования и сфере
научной деятельности, обеспечивает методическое руководство работами по
информационной безопасности деятельности подведомственных учреждений и
организаций;
41) организует
участие подведомственных учреждений и организаций в создании национальной сети
компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, связанной с
международными компьютерными сетями;
42) организует и
координирует работы по разработке и использованию новых информационных
технологий в образовательном процессе и научно - исследовательской деятельности
подведомственных учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы
дистанционного образования;
43) оказывает
методическую помощь библиотекам и службам научно - технической информации
образовательных учреждений;
44) организует
федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров
образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
45) разрабатывает и
осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер по
профессиональному образованию - подготовке, переподготовке и повышению
квалификации рабочих и служащих, а также профессиональному обучению и
переобучению высвобождающегося и незанятого населения;
46) организует
повышение квалификации и переподготовку научно - педагогических работников
государственных учреждений высшего профессионального образования,
государственных научных организаций, действующих в системе высшего и
послевузовского профессионального образования;
47) устанавливает
порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а
также образовательные цензы для педагогических работников;
48) утверждает
положение о подготовке научно - педагогических и научных кадров;
49) утверждает
положения о порядке замещения должностей педагогического и научно -
педагогического персонала государственных образовательных учреждений;
50) открывает в
соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших
учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной
принадлежности аспирантуру и докторантуру;
51) разрабатывает и
реализует систему поощрения кадров в сфере образования и сфере научной
деятельности;
52) присваивает в
установленном порядке ученые звания научно - педагогическим работникам
образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального
образования;
53) согласовывает
назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской
Федерации;
54) осуществляет контроль за исполнением и обобщает практику применения
федерального законодательства в сфере образования, разрабатывает предложения по
его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство
Российской Федерации;
55) разрабатывает в
пределах своей компетенции нормативную правовую базу, обеспечивающую
функционирование и развитие сферы образования, и контролирует соблюдение
государственных образовательных стандартов;
56) согласовывает
нормативные документы в области образования, издаваемые федеральными органами
исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения;
57) обеспечивает в
установленном порядке осуществление совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти полномочий собственника по распоряжению федеральным
имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
58) участвует в
разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и
инновационной политики в сфере образования;
59) разрабатывает
федеральные нормативы финансирования подведомственных учреждений и организаций;
60) осуществляет
разработку и контроль за выполнением государственных
нормативов материально - технического обеспечения образовательного процесса в
государственных образовательных учреждениях;
61) создает в
установленном порядке государственные фонды стабилизации и развития сферы образования;
62) готовит с
участием других федеральных органов исполнительной власти предложения по
установлению норм труда и государственных нормативов оплаты труда в
образовательных учреждениях;
63) участвует в
пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию налоговой
политики в отношении сферы образования и сферы научной деятельности;
64) осуществляет в
установленном порядке за счет средств федерального бюджета финансирование
деятельности подведомственных учреждений и организаций, а также капитального и
текущего ремонта закрепленного за ними имущества;
65) осуществляет за
счет средств федерального бюджета финансирование научных исследований,
проводимых государственными учреждениями высшего профессионального образования,
независимо от финансирования их образовательной деятельности;
66) обеспечивает
развитие материально - технической и экспериментально - производственной базы
учебного процесса и научных исследований в подведомственных учреждениях и
организациях;
67) осуществляет в
установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной
статистической отчетности в сфере образования и сфере научной деятельности;
68) представляет в
установленные сроки сводную ежемесячную, квартальную и годовую статистическую и
бухгалтерскую отчетность Министерства, подведомственных учреждений и
организаций;
69) проводит в
подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно -
ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и
осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым
расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета;
70) представляет в
установленном порядке интересы Российской Федерации в международных
организациях по вопросам образования и научной деятельности;
71) заключает в
соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры
межведомственного характера в сфере образования и сфере научной деятельности;
72) обеспечивает
выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из договоров с
иностранными государствами по вопросам образования, программ международного
научно - технического сотрудничества, межведомственных договоров и соглашений;
73) устанавливает
прямые связи с иностранными юридическими и физическими лицами и содействует развитию
международных связей подведомственных учреждений и организаций;
74) обеспечивает
прием иностранных граждан на обучение, стажировку и повышение квалификации в
соответствии с международными договорами Российской Федерации;
75) оказывает
помощь в получении виз иностранным студентам и специалистам, оформляет в
установленном порядке соответствующие документы для выезда за границу
обучающихся, воспитанников и работников сферы образования и обращается за
получением виз иностранных государств непосредственно в их дипломатические и
консульские представительства в г. Москве;
76) принимает
участие в подборе кандидатур на должности сотрудников аппарата по образованию,
науке и технологиям посольств Российской Федерации, соответствующих групп
постоянных представительств Российской Федерации при международных
организациях, российских центров науки, культуры и образования за рубежом и
рекомендует их Министерству иностранных дел Российской Федерации;
77) оказывает в
установленном порядке содействие соотечественникам, проживающим в государствах
- участниках СНГ, в получении ими основного общего образования на родном языке,
а также в изучении русского языка и литературы за рубежом.
6. Минобразование
России имеет право:
1) издавать
в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти, приказы, инструкции, другие нормативные
правовые и иные акты, включая акты, обязательные для исполнения всеми
федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные
учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним;
2) создавать,
переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке
подведомственные учреждения и организации;
3) участвовать в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в учреждении
фондов и организаций поддержки развития образования и научно - технической
деятельности, в том числе международных;
4) создавать в
установленном порядке при Министерстве научные и координационные советы, научно
- технические комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и
рабочие группы для решения вопросов развития сферы образования и сферы научной
деятельности;
5) запрашивать и
получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, учреждений и организаций (независимо от их организационно - правовой
формы и ведомственной принадлежности) сведения, материалы и документы,
необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций;
6) инспектировать в
пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые
образовательные учреждения и любой орган управления образованием, а также
предоставлять это право другим государственным органам управления образованием;
7)
централизовывать до 3 процентов ассигнований из федерального бюджета,
выделяемых министерству на содержание подведомственных учреждений и организаций
и проведение научно - исследовательских работ, и направлять эти средства на
приобретение научно - технического оборудования, бланочно - аттестационной
продукции, на обновление библиотечных фондов, а также на организацию
оздоровительной работы и санаторно - курортного лечения обучающихся и
работников сферы образования, международного сотрудничества, на реализацию
других задач, стоящих перед
Министерством;
8) осуществлять в
установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.
7. Минобразование
России возглавляет Министр общего и профессионального образования Российской
Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Министр
осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и
функций.
Министр имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Правительством Российской Федерации.
8. Министр:
1) распределяет
обязанности между заместителями Министра;
2) утверждает в
пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда
оплаты труда структуру и штатное расписание, положения о подразделениях
центрального аппарата министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных
ассигнований;
3) утверждает
уставы подведомственных учреждений и организаций, в установленном порядке
назначает (утверждает) на должность и освобождает от должности руководителей
этих учреждений и организаций, заключает (расторгает) контракты с ними;
4) назначает на
должность и освобождает от должности в установленном порядке работников
центрального аппарата Министерства;
5) издает в
пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской
Федерации приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения
работниками Министерства, подведомственными учреждениями и организациями, и
проверяет их исполнение;
6) вносит в
установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации
проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим
в компетенцию Министерства;
7) представляет в
установленном порядке работников сферы образования и сферы научной
деятельности, в том числе центрального аппарата Министерства, к государственным
наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников и
работников подведомственных учреждений и организаций;
8) осуществляет
другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. В Минобразовании
России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его
заместителей по должности, руководителей ведущих подразделений центрального
аппарата Министерства, ученых, специалистов и общественных деятелей.
Члены коллегии, за
исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Коллегия является
совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы,
отнесенные к компетенции Минобразования России. Решения коллегии оформляются
протоколами коллегии и проводятся в жизнь приказами Министра.
10. Финансирование
расходов на содержание центрального аппарата Минобразования России
осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на
государственное управление.
11. Минобразование
России является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета
в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати,
штампы и бланки.
Местонахождение
Минобразования России - г. Москва.