ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 февраля 1997 г. N ЕВ-09-28/744
О ПРИМЕНЕНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 28.08.96 N 1274
Пенсионный фонд
Российской Федерации в связи с поступающими запросами региональных отделений о
применении Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274
"О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов
учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней"
разъясняет следующее.
Действие Указа
Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274 распространяется
только на одну организационно - правовую форму юридического лица, а именно,
учреждение. Как следует из текста Указа, учреждения финансируются за счет
средств бюджетов всех уровней и эти средства идут в
том числе на оплату труда работников этих учреждений. Следовательно, данный
Указ распространяется только на государственные (федеральные) и муниципальные
учреждения (далее - государственные и муниципальные) и не распространяется на
органы управления, входящие в систему органов власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления (системы здравоохранения, культуры, науки,
социальной защиты населения).
К числу
государственных и муниципальных учреждений относятся учреждения, которые
создаются в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях". При этом органы государственной
власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные
учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их
полное или частичное финансирование.
При рассмотрении
вопроса о применении Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 к
тому или другому юридическому лицу региональным отделениям необходимо
определить:
является ли это
юридическое лицо государственным или муниципальным учреждением в соответствии с
его государственной регистрацией;
финансируется ли
оплата труда работников учреждения из бюджета (всех уровней);
относится ли это
учреждение к учреждениям науки, просвещения, здравоохранения, культуры, системы
социальной защиты населения.
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
учреждение является юридическим лицом (статья 50 ГК РФ), действует на основании
устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного
договора, а также на основании общего положения об организации данного вида,
имеет имущество на праве оперативного управления (ст. ст. 296, 299 ГК РФ), а
также самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).
В соответствии со
статьей 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его
государственной регистрации.
В настоящее время
закон о регистрации юридических лиц пока не принят, действует Положение о
порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности,
утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482 "Об
упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на
территории Российской Федерации". По данному Положению подлежат
государственной регистрации учреждения, имеющие право в соответствии с
учредительными документами заниматься предпринимательской деятельностью.
Учреждения, которым не предоставлено право осуществлять
предпринимательскую деятельность, в настоящее время регистрируются в субъектах
Российской Федерации на основании положений о регистрации, утверждаемых
органами власти субъектов Российской Федерации (например, Москва - на основании
Положения о регистрации некоммерческих организаций, утвержденного распоряжением
мэра г. Москвы от 29.12.92 N 598-РМ). Основанием для рассмотрения вопроса о
применении Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 должны
являться учредительные документы учреждения, зарегистрированные в установленном
порядке.
Региональным
отделениям необходимо выяснить порядок регистрации некоммерческих организаций в
регионе. Отделения должны запрашивать и рассматривать учредительные документы
учреждений на основании статьи 14 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях", а именно:
а) для государственных
и муниципальных учреждений обязательно наличие решения органа государственной
власти или органа местного самоуправления о создании данного учреждения и
устава, утвержденного данным органом. В уставе определяется наименование
учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно -
правовую форму (учреждение), источники формирования имущества (это важно для
определения финансирования учреждения из бюджета), предмет и цели деятельности
(для отнесения деятельности учреждения к науке, просвещению, здравоохранению,
культуре, системе социальной защиты);
б) для
некоторых государственных учреждений утверждаются индивидуальные положения
постановлениями Правительства Российской Федерации (например, Положение о
Политическом музее, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.94 N 884, Положение о Государственном академическом
Мариинском театре, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 06.10.94 N 1142, Устав Российской академии ракетных и артиллерийских
наук, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от
22.03.96 N 325 и т.д.). Для этих видов
учреждений индивидуальных учредительных документов не требуется;
в)
некоторые виды государственных и муниципальных учреждений в случаях,
предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об
учреждениях данного вида (например, Типовое положение об учреждении начального
профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 650, Типовое положение об
общеобразовательной школе - интернате, утвержденное Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 612, Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 9 сентября 1996 г. N
1058).
2. Для
подтверждения финансирования оплаты труда учреждения необходимо запросить
смету, утвержденную в установленном порядке, и справку от финансирующего органа
о фактическом поступлении средств из бюджетов.
Обращаем внимание
на то, что в соответствии с Законом РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" для бюджетных
организаций и учреждений в порядке исполнения бюджетов финансирование
производится по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы,
капитальные вложения и капитальный ремонт (статья 17).
Ассигнования на
финансирование деятельности органов законодательной власти, аппарата
исполнительной власти и местного самоуправления включаются в бюджет
соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.
В связи с этим
учреждения и органы законодательной и исполнительной власти финансируются с
различных статей бюджета.
3. При решении
вопроса об отнесении государственного или муниципального учреждения к науке,
просвещению, здравоохранению, культуре, системе социальной защиты населения
следует тщательно анализировать учредительные документы, в которых должны быть
указаны характер, предмет и цели деятельности учреждения, а также его
учредитель.
К учреждениям науки
относятся учреждения, в учредительных документах которых предусмотрена научная
и (или) научно - техническая деятельность.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и
государственной научно - технической политике" это деятельность,
направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических,
инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения
функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В соответствии со
статьей 5 вышеназванного Федерального закона научные организации подразделяются
на:
1) научно -
исследовательские;
2) научные
организации образовательных учреждений высшего профессионального образования;
3) опытно -
конструкторские, проектно - конструкторские, проектно - технологические;
4) иные
организации, осуществляющие научную и (или) научно - техническую деятельность.
К учреждениям
просвещения в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N
3266-1 "Об образовании" относятся образовательные учреждения. Образовательным
учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то
есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или)
обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
дошкольные;
общеобразовательные
(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
учреждения
начального профессионального, среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования;
учреждения
дополнительного образования взрослых;
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии;
учреждения
дополнительного образования;
учреждения для
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или законных
представителей;
учреждения
дополнительного образования детей.
Деятельность
государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется
типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и
видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на
их основе уставами этих образовательных учреждений.
К учреждениям
здравоохранения относятся учреждения, входящие в государственную и
муниципальную систему здравоохранения (в соответствии со ст. ст. 12 и 13 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля
1993 г. N 5487-1), а именно находящиеся в государственной или муниципальной
собственности:
лечебно -
профилактические и научно - исследовательские учреждения;
образовательные
учреждения;
фармацевтические
учреждения;
аптечные
учреждения;
санитарно -
профилактические учреждения государственной системы здравоохранения;
учреждения судебно
- медицинской экспертизы, иные учреждения.
В государственную
систему здравоохранения входят лечебно - профилактические учреждения,
фармацевтические организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами,
ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями
Российской Федерации, помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации,
министерств здравоохранения субъектов Российской
Федерации.
К учреждениям
культуры относятся учреждения, в учредительных документах (уставах) которых
предусмотрена деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению
культурных ценностей. В соответствии со статьей 4 Основ законодательства
Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612-1 этот нормативный правовой
акт регулирует культурную деятельность в следующих областях:
выявление,
изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
художественная
литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство,
архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
художественные
народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как
языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
самодеятельное
(любительское) художественное творчество;
музейное дело и
коллекционирование;
книгоиздание и
библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием
произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
телевидение, радио
и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных
ценностей;
эстетическое
воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой
области;
научные
исследования культуры;
международные
культурные обмены;
производство
материалов оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания,
распространения и освоения культурных ценностей;
иная деятельность,
в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются
культурные ценности.
Учреждения культуры
действуют на основании уставов и должны быть зарегистрированы в установленном
порядке (статья 41 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 609 утверждено
Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций
культуры и искусства. Данное Положение распространяется на организации
культуры, находящиеся в федеральной собственности. Для организаций культуры,
находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной
собственности, данное Положение носит рекомендательный характер.
В Положении дан
примерный перечень организаций культуры:
профессиональные
театры (драматические, оперные, балетные, кукол и искусства), филармонии,
цирки, самостоятельные творческие исполнительные коллективы, концертные залы,
творческие центры и другие организации исполнительных искусств, основная
деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов,
эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;
библиотеки,
музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и
картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа
(дома и дворцы культуры, клубы, социально - культурные и другие
(специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры
культуры и искусства, научно - методические центры народного творчества и
другие организации, основная деятельность которых носит просветительный,
культурно - досуговый и (или) научно - методический и информационный характер;
иные организации,
основная деятельность которых направлена на сохранение, создание,
распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ
населению.
В тех субъектах
Российской Федерации, в которых аналогичные положения не утверждены, следует
руководствоваться Основами законодательства Российской Федерации о культуре и
настоящими разъяснениями ПФР.
К учреждениям
системы социальной защиты населения относятся государственные и муниципальные
учреждения, подведомственные органам социальной защиты населения.
В соответствии со
статьей 3 Положения о Министерстве социальной защиты населения Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 мая 1995 г. N 466, учреждения, подведомственные органам социальной защиты,
входят "в систему социальной защиты". Правопреемником Минсоцзащиты
России в настоящее время является Министерство труда и социального развития
Российской Федерации.
К учреждениям
социального обслуживания (в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995
года "Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации") относятся:
комплексные центры
социального обслуживания населения;
территориальные
центры социальной помощи семье и детям;
центры социального
обслуживания;
социально -
реабилитационные центры для несовершеннолетних;
центры помощи
детям, оставшимся без попечения родителей;
социальные приюты
для детей и подростков;
центры психолого -
педагогической помощи населению;
центры экстренной
психологической помощи по телефону;
центры (отделения)
социальной помощи на дому;
дома ночного
пребывания;
специальные дома
для одиноких престарелых;
стационарные
учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и
инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для
умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими
недостатками);
геронтологические
центры;
иные учреждения,
предоставляющие социальные услуги.
Кроме того,
Пенсионный фонд обобщил обращение ОПФР по вопросам применения Указа Президента
от 28 августа 1996 г. N 1274 "О начислении пеней за несвоевременную уплату
страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех
уровней" и данное Обобщение прилагается к настоящему письму.
Заместитель
Председателя
Правления
Е.ВАСИЛЬЕВ
Приложение
ОБОБЩЕНИЕ
ЗАПРОСОВ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПФР В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 28.08.96 N 1274
1. ОПФР по Волгоградской области (письмо от 23.10.96 N ВС-1948/01);
ОПФР по Смоленской области (письмо от 06.11.96 N 746); ОПФР по Ивановской
области (письмо от 05.11.96 N 05-11-1926); ОПФР по Архангельской области
(письмо от 18.10.96 N 06-15/2448); ОПФР по Новосибирской области (письмо от
30.10.96 N 403); ОПФР по Республике Хакасия (письмо от 17.10.96 N 04-02/747);
Финансовое управление Администрации Вологодской области просят разъяснить, как
применять вышеназванный Указ Президента Российской Федерации к учреждениям
просвещения, здравоохранения, культуры, обслуживание которых производится
централизованными бухгалтериями районных и сельских администраций.
Считаем, что при
применении данного Указа Президента Российской Федерации и региональные
отделения должны руководствоваться действующим законодательством Российской
Федерации и разъяснениями ПФР, в соответствии с которыми учреждение - это
юридическое лицо, прошедшее государственную регистрацию, имеющее в оперативном
управлении имущество, а также самостоятельный баланс или смету.
Однако, учитывая
многочисленные обращения по поводу учреждений органов местного самоуправления,
Пенсионным фондом подготовлен запрос в Минфин России для уточнения данного
вопроса.
2. ОПФР по Архангельской области (письмо от 05.11.96 N 3893); ОПФР по
Томской области (письмо от 15.11.96 N ПН-08-940), Западно - Сибирское
территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(письмо от 23.10.96 N 21-74) просят разъяснить, распространяется ли данный Указ
Президента Российской Федерации на управления (отделы) образования,
здравоохранения, просвещения и другие органы федеральной и исполнительной
власти.
На органы
управления (органы исполнительной власти) данный Указ не распространяется, т.к.
понятие и деятельность "учреждения" регулируется ГК РФ.
3. ОПФР по г. Москве (письмо от 01.11.96 N 4-6525); ОПФР по
Ярославской области (письмо от 30.10.96 N 06-04/571) просят разъяснить, можно
ли при отнесении того или иного учреждения к учреждениям науки, культуры и т.д.
применять Федеральный закон от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной
классификации Российской Федерации", а также использовать Общесоюзный
классификатор "Отрасли народного хозяйства".
Вышеназванный
Федеральный закон является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней,
а организационно - правовой статус юридического лица определяется на основании
его учредительных документов (ГК РФ).
Общесоюзный
классификатор "Отрасли народного хозяйства" утвержден в 1976 году. В
связи с этим многие наименования, указанные в нем, изменились, а также
изменился организационно - правовой статус этих учреждений. Поэтому данный
классификатор с учетом наших рекомендаций считаем возможным использовать в
случаях, когда в учредительных документах есть неточности, которые вызывают
сомнение при отнесении учреждений к одной из отраслей.
4. ОПФР по
Республике Бурятия (письмо от 21.11.96 N 1776) просит разъяснить, можно ли
отнести Бурятский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды к учреждениям науки на основании справки вышестоящего органа.
Нет. Отделению
должны быть представлены учредительные документы Центра и свидетельство о
государственной регистрации.
5. ОПФР по
Свердловской области (письмо от 11.12.96 N 05-01/209) представило Положение о
Центре военно - технических проблем биологической защиты.
К указанному Центру
может быть применен Указ Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274 в
случае его государственной регистрации. Если государственной регистрации Центр
не подлежит, следовательно, это войсковая часть, которая является
подразделением Минобороны России. Кроме того, в Положении установлено, что
Центр имеет в "полном хозяйственном ведении" обособленное имущество,
что тоже не соответствует статусу "учреждения".
6. Главное
финансовое управление администрации Челябинской области (письмо от 10.11.96 N
09-2) считает необходимым распространить Указ Президента Российской Федерации
от 28 августа 1996 г. N 1274 на учреждения сельского хозяйства,
правоохранительных органов и т.д.
Распространить
действие Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г. N 1274 на
учреждения сельского хозяйства, правоохранительных органов и т.д. не
представляется возможным в связи с тем, что данными полномочиями Пенсионный
фонд Российской Федерации не наделен.