МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 1996 г. N 1983/29-11
О НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Генпрокуратурой
России Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации
внесено представление от 05.09.96 N 21-22-96 "О неудовлетворительном
исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся".
Организованные
Генпрокуратурой России проверки, проведенные в 20 регионах субъектов Российской
Федерации, выявили грубые нарушения законодательства об охране жизни и здоровья
граждан, общающихся в образовательных учреждениях.
В последние годы
почти по всем основным группам болезней устойчиво растет заболеваемость детей.
Анализ и прогнозирование состояния здоровья обучающихся показывает, что при
существующих условиях к 2000 году больными будут оканчивать общеобразовательные
учреждения 96 процентов выпускников от общего их количества. За период обучения
в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4 - 5 раз, в два раза возрастает
количество хронически больных детей.
Такое крайне
неблагополучное положение с охраной здоровья и жизни детей является не
случайным. Генпрокуратурой России повсеместно установлены нарушения ст. 51
Федерального закона Российской Федерации "Об образовании". В
образовательных учреждениях большинства регионов не созданы условия,
гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Вместе с
тем органы управления образованием в ряде регионов не располагают комплексными
аналитическими материалами о состоянии здоровья детского населения по причине
недостаточного взаимодействия с органами здравоохранения, поэтому не
разрабатываются соответствующие программы по укреплению здоровья обучающихся, а
там, где такие программы приняты, они реализуются чрезвычайно медленно.
По итогам проверок
организации профилактико - оздоровительной работы
указано, что только каждое третье общеобразовательное учреждение Новосибирской
области имеет медицинский кабинет, в Республике Саха (Якутия), Краснодарском
крае, Свердловской области, г. Москве они не работают по причине неукомплектованности медицинскими кадрами.
В ряде территорий
Республики Саха (Якутия), Томской, Орловской областей в нарушение пп. 1 - 3 ст. 24 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан медосмотры детей не проводят по несколько
лет. В Новгородской области углубленные медицинские осмотры обучающихся
проводятся лишь в областном центре. В г. Москве ежегодно до 30 тысяч учеников
2, 4, 5 классов остаются вне осмотра специалистов, неудовлетворительно
осуществляются медицинские осмотры школьников в Пермской области.
Особенно
неблагополучное положение в интернатных учреждениях.
Лечение детей с хроническими заболеваниями осуществляется несвоевременно либо
не проводится вообще. Руководители многих школ -
интернатов не располагают всеми необходимыми сведениями о состоянии здоровья
своих воспитанников.
В нарушение
действующего законодательства учебная нагрузка на обучающихся устанавливается
без учета рекомендаций органов здравоохранения, вместе с тем проведение
сдвоенных и строенных уроков и сокращение продолжительности перемен сказывается
на состоянии здоровья обучающихся. Не
соответствует санитарным нормам состояние большинства помещений школьных зданий
во Владимирской, Волгоградской, Курганской, Новгородской и других областях, г.
Екатеринбурге: недостаточная освещенность и низкий температурный режим,
несоответствие школьной мебели росто - возрастным
особенностям обучающихся. Не единичны факты загрязнения школьных помещений
парами ртути и другими вредными веществами. Например, в мастерской
профессионально - технического училища N 7 г. Новгорода рабочие места были
загрязнены свинцом.
В нарушение ст. 33
Федерального закона Российской Федерации "Об образовании" во многих
регионах образовательные учреждения функционируют, не имея лицензии на право ведения образовательной деятельности, так как им
санитарно - эпидемиологической службой не выданы соответствующие заключения
из-за несоблюдения санитарно - гигиенических правил.
Санитарно -
эпидемиологической службой Пермской области была приостановлена деятельность
718 образовательных учреждений. За систематическое нарушение
санитарных правил и норм в 1995 году к административной ответственности
привлечены 153 должностных лица образовательных учреждений г. Первоуральска
Свердловской области. Такие же нарушения выявлены в Республике Калмыкия,
Волгоградской и Новгородской областях. Вместе с тем каждое третье предложение
по актам проверок служб санэпиднадзора остается невыполненным.
В Краснодарском
крае, г. Москве и г. Нарьян - Мар Ненецкого автономного
округа выявлены многочисленные факты нарушений требований законодательства по
установлению инвалидности детям, имеющим для этого законные основания.
Особую тревогу
вызывает количество несчастных случаев с детьми и подростками. В три раза
возросло число несчастных случаев в дошкольных образовательных учреждениях и
учреждениях дополнительного образования детей Свердловской области, при этом 67
процентов травм произошло с детьми на переменах и уроках физической культуры
из-за ненадлежащего исполнения должностных обязанностей учителями и педагогами.
В Республике
Татарстан, Волгоградской, Курганской, Омской областях, г. Москве установлены
факты нарушения положения "О порядке расследования, учета и оформления
несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками системы образования
Российской Федерации".
Распространена
практика сокрытия травм от учета. В каждой третьей из проверенных школ г.
Москвы учет травматизма ведется неудовлетворительно или отсутствует вообще,
расследование фактов несчастных случаев не проводится, акты по форме Н-2 не
составляются. Сообщения о несчастных случаях в окружные управления образованием
не направляются. По травмам, полученным в результате неправомерных действий
ответственных лиц, сообщения не направляются и в органы внутренних дел. В школе
N 1098 г. Москвы в 1995 - 1996 гг. обучающимися получено 17 травм, однако ни по
одному факту расследование не проведено. В этой же школе 15.02.96 во время
урока физической культуры при переходе улицы в неустановленном месте был
совершен наезд легковой автомашины на учащегося 3 класса Кокорева.
Несмотря на очевидность инвалидного исхода, администрацией школы сообщение о
несчастном случае в окружное управление образованием и правоохранительные
органы не направлено.
При проверке школы
- интерната N 4 г. Усолье - Сибирское Иркутской области выявлено, что 22 травмы
воспитанников были скрыты от учета и не прошли по данным государственной
статистической отчетности. Заведующая детским комбинатом N 429 Новосибирской
области с мая по сентябрь 1995 года укрыла от учета несколько несчастных
случаев с воспитанниками, получившими переломы бедра, пальцев рук, стопы, а
один ребенок - проникающее ранение глаза, повлекшее потерю зрения. Служебные
расследования не проводились, виновные не устанавливались.
Такое положение
стало возможным вследствие того, что органы управления образованием не
осуществляют контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом
несчастных случаев, не располагают достоверными данными о травматизме. К
примеру, расхождение данных медицинской статистики и данных управления
образованием Ненецкого автономного округа за 1995 г. составило около 1000
случаев.
Муниципальные
органы управления образованием Белгородской области в 1995 г. не информировали
вышестоящие ведомственные управленческие структуры о несчастных случаях с обучающимися, поэтому анализ причин травматизма и его
профилактики в этом регионе находится на крайне низком уровне. Анализ причин
детского травматизма, проведенный Министерством здравоохранения Республики
Башкортостан, показал, что преобладающее количество травм получено обучающимися
общеобразовательных учреждений во время перемен, и в большинстве случаев
является следствием отсутствия надлежащего контроля за
поведением детей со стороны педагогических работников.
На выявленные
органами прокуратуры нарушения законодательства об охране здоровья обучающихся
и воспитанников неоднократно обращалось внимание руководителей органов
управления образованием всех уровней и образовательных учреждений специалистами
Государственной инспекции Минобразования России по итогам инспектирования, но
вышеуказанное представление и материалы проверок в целом свидетельствуют о том,
что установленный ст. 2 Федерального закона "Об образовании" принцип
обеспечения приоритета охраны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников выполняется неудовлетворительно. На основании вышеизложенного рекомендуем:
1. Органам
управления субъектов Российской Федерации
1.1. Совместно с
органами здравоохранения и региональными структурами Рострудинспекции
Министерства труда и социального развития Российской Федерации провести
коллегии по вопросам охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников
образовательных учреждений.
1.2. Разработать,
внести на рассмотрение и утверждение законодательных, исполнительных органов власти
субъектов Российской Федерации комплексные целевые программы по профилактике
заболеваемости и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников дошкольных и интернатных образовательных учреждений.
1.3. Совместно с
учреждениями дополнительного образования (институты повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров, институты усовершенствования учителей)
провести обучение руководящих кадров по вопросам
охраны здоровья и жизни обучающихся, воспитанников.
1.4. Провести
инспекторские проверки организации деятельности муниципальных органов
управления образованием за осуществлением контроля по соблюдению условий
образовательными учреждениями, указанных в лицензиях, дающих право на
образовательную деятельность.
2. Муниципальным
органам управления образованием
2.1. Разработать
совместно с органами здравоохранения мероприятия, способствующие соблюдению
законодательства об охране здоровья граждан, обучающихся и воспитывающихся в
образовательных учреждениях.
2.2. Провести
обучение руководителей образовательных учреждений по вопросам соблюдения
санитарно - гигиенических правил, норм и требований, обеспечивающих
профилактику заболеваемости и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
2.3. Провести
инспекторские проверки образовательных учреждений по выполнению нормативов,
определенных документами Минобразования России и органов управления
образованием субъектов Российской Федерации.
2.4. Принять меры
административного воздействия к руководителям образовательных учреждений,
допустившим нарушения законодательства об охране здоровья обучающихся,
воспитанников.
3. Руководителям
образовательных учреждений
3.1. Обеспечить
условия деятельности медицинских структурных подразделений (кабинетов).
3.2. Принять меры
совместно с органами здравоохранения к укомплектованию штатов образовательных
учреждений медицинскими кадрами в соответствии с требуемыми нормами.
3.3. Обеспечить
своевременные медицинские осмотры обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений.
3.4. Привести
расписание учебных занятий и других форм организации образовательной
деятельности в соответствие с рекомендациями органов здравоохранения.
4. Управлению
инспектирования (Сауткину В.Ф.) в целях осуществления
эффективного контроля внести в план работы на 1997 год проведение инспекторских
проверок по вопросам исполнения законодательства об охране жизни и здоровья
обучающихся, воспитанников в системе образования.
Первый заместитель
Министра
В.Д.ШАДРИКОВ