17 июня 1996 года
N 74-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
Принят
Государственной
Думой
22 мая 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
5 июня 1996 года
Настоящий
Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в
Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и
общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в
процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Понятие национально-культурной автономии
Национально-культурная
автономия в Российской Федерации (далее - национально-культурная автономия) -
это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой
объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной
этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на
соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях
самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка,
образования, национальной культуры.
Национально-культурная
автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой
формой национально-культурной автономии является общественная организация.
Статья 2.
Принципы национально-культурной автономии
Национально-культурная
автономия основывается на принципах:
свободного
волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
самоорганизации и
самоуправления;
многообразия форм
внутренней организации национально-культурной автономии;
сочетания
общественной инициативы с государственной поддержкой;
уважения языка,
культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
законности.
Статья 3.
Правовое регулирование национально-культурной автономии
Правовое
регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным
законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях",
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права
и международными договорами Российской Федерации.
Если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4.
Права национально-культурной автономии
Национально-культурная
автономия имеет право:
получать поддержку
со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления,
необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального
(родного) языка и национальной культуры;
обращаться в органы
законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного
самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
создавать средства
массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
сохранять и
обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к
национальным культурным ценностям;
следовать
национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные
народные промыслы и ремесла;
создавать
образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их
функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участвовать через
своих полномочных представителей в деятельности международных
неправительственных организаций;
устанавливать на
основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо
дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями
иностранных государств.
Федеральными
законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации
национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах
образования и культуры.
Участие или
неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить
основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и
национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их
участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.
Право на национально-культурную
автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.
Осуществление права
на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других
этнических общностей.
Глава II. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ.
ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
Статья 5.
Организационные основы национально-культурной автономии
Организационные
основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения
граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям, и уставами национально-культурных автономий.
Национально-культурная
автономия может быть местной, региональной, федеральной.
Местные
национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к
определенной этнической общности, могут образовывать региональную
национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к
определенной этнической общности.
Региональные
национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации
могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие
органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.
Федеральная
национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к
определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной
зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан
Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.
Федеральные,
региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации,
относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие
республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность,
участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области
сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на
основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных
национально-культурных автономий и
субъектов Российской Федерации.
Статья 6.
Порядок образования, государственной регистрации, реорганизации и (или)
ликвидации национально-культурной автономии
Образование,
государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация
национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях" и иными федеральными законами.
Местная
национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе)
гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической
общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального
образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с
гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные
объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной
этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального
образования.
Делегаты местных
национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к
определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить
региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской
Федерации.
Делегаты
региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации,
относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить
федеральную национально-культурную автономию.
Национально-культурные
автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок
формирования, функции и названия таких органов определяются уставом
национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Порядок приема в
члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей
национально-культурной автономии.
Государственная
регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных
автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для
государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других
документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем
за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или
региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до
проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной
автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении
национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция
которых распространяется на соответствующей
территории.
Федеральный орган
исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет
ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных
автономий является открытым для всеобщего ознакомления.
Статья 7.
Консультативные советы по делам национально-культурных автономий
Правительство
Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, при
котором создается консультативный совет по делам национально-культурных
автономий, действующий на общественных началах.
Консультативный
совет по делам национально-культурных автономий:
осуществляет
согласование деятельности национально-культурных автономий, содействует
установлению и укреплению связей между ними;
представляет и
защищает в органах государственной власти Российской Федерации культурные и
социальные интересы этнических общностей, находящихся в ситуации национального
меньшинства на соответствующей территории;
участвует в
подготовке программ в области сохранения и развития национальных (родных)
языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в
подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан
Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям,
находящимся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории;
осуществляет
консультирование Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти по национальным проблемам граждан Российской Федерации,
относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации
национального меньшинства на соответствующей территории.
Консультативный
совет по делам национально-культурных автономий состоит из делегированных на
определенный срок представителей каждой федеральной национально-культурной
автономии.
Часть четвертая
утратила силу. - Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
При органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться
консультативные советы или иные совещательные органы по делам
национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и
ликвидации этих органов определяется органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
При органах
местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут
создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам
национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и
ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами
муниципальных образований.
Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ,
РАЗВИТИЕ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА
Статья 8.
Государственная защита национальных (родных) языков
Российская
Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных
(родных) языков на территории Российской Федерации.
Право граждан
Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка,
свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения
устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом.
Статья 9.
Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка
Органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации:
обеспечивают
проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие
национальных (родных) языков;
оказывают
организационную и иную поддержку национально-культурным автономиям в разработке
и реализации государственных программ в области сохранения и развития
национальных (родных) языков.
Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации могут содействовать национально-культурным автономиям в:
издании книг,
выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств
массовой информации как на русском, так и на
национальных (родных) языках;
обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной
продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской
Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами.
Статья 10.
Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке
и на выбор языка воспитания и обучения
Граждане Российской
Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на
получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на
выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых
системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 11.
Обеспечение национально-культурными автономиями права на получение основного
общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и
обучения
В целях обеспечения
права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке
и на выбор языка воспитания и обучения национально-культурные автономии могут:
образовывать
негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких
учреждениях с воспитанием на национальном (родном) языке;
создавать
негосударственные (общественные) образовательные учреждения
(общеобразовательные; начального, среднего и высшего профессионального
образования) с обучением на национальном (родном) языке;
учреждать другие
негосударственные (общественные) образовательные учреждения с обучением на
национальном (родном) языке;
участвовать в
разработке образовательных программ, осуществляемой подведомственными
образовательными учреждениями, издавать учебники, методические пособия, другую
учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования
на национальном (родном) языке;
вносить предложения
в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов о создании:
классов, учебных
групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением
на национальном (родном) языке;
государственных,
муниципальных образовательных учреждений с обучением на русском языке и
углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и
культуры;
участвовать в
разработке федеральных государственных образовательных стандартов, а также
примерных основных образовательных программ для государственных и муниципальных
образовательных учреждений с обучением на национальном (родном) языке, иных
языках;
организовывать
подготовку и переподготовку педагогических и иных кадров для негосударственных
(общественных) образовательных учреждений;
заключать договоры с неправительственными организациями за пределами Российской
Федерации о создании условий для реализации права на получение
образования на национальном (родном) языке, в частности договоры о подготовке
педагогических кадров, об обеспечении научно-методической, учебной,
художественной литературой, аудиовизуальными средствами обучения на
национальном (родном) языке;
осуществлять в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации другие мероприятия по обеспечению права на
обучение на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения.
Негосударственные
(общественные) образовательные учреждения с обучением на национальном (родном)
языке обеспечивают изучение русского языка как государственного языка
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и
федеральными государственными образовательными стандартами, а также изучение
государственных языков субъектов Российской Федерации в соответствии с
законодательством этих субъектов.
Статья 12.
Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации права на получение основного общего
образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и
обучения
Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством
субъектов Российской Федерации о языках народов
Российской Федерации, об образовании и настоящим Федеральным законом:
обеспечивают при
необходимости создание групп в государственных, муниципальных дошкольных
учреждениях, классов или учебных групп в государственных, муниципальных
образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке;
с учетом
предложений национально-культурных автономий и конкретных условий региона
создают государственные образовательные учреждения с обучением на национальном
(родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального
(родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения
дополнительного образования (воскресные школы, факультативы,
культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для
изучения и пропаганды национальных (родных) языков и национальных культур;
содействуют
разработке, изданию и приобретению образовательных программ, учебников,
методических пособий и другой учебной литературы, необходимых для обучения на
национальном (родном) языке;
осуществляют
финансирование мероприятий, направленных на обеспечение права
на получение образования на национальном (родном) языке в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях, за счет соответствующих бюджетов и
внебюджетных ассигнований в пределах средств, выделяемых на образование;
организуют
преимущественно по рекомендации национально-культурных автономий подготовку,
переподготовку и повышение квалификации педагогических и иных кадров для
образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность на
национальном (родном) языке, иных языках, в том числе на основе соглашений
между субъектами Российской Федерации и межгосударственных соглашений;
оказывают
материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным
автономиям в создании негосударственных образовательных учреждений и развитии
иных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке.
Глава IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА СОХРАНЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья 13.
Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие
национальной культуры
В целях обеспечения
права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим
общностям, на сохранение и развитие национальной культуры
национально-культурные автономии могут:
создавать
негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры,
культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения
культуры и обеспечивать их функционирование;
организовывать
творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства,
кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной
культуры;
проводить массовые
мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры,
выставки и другие мероприятия;
содействовать
организации национального краеведения, охране национальных памятников истории и
культуры; создавать краеведческие, этнографические и иные общественные музеи;
учреждать
организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами;
издавать
произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной,
этнографической литературы на национальных (родных) и иных языках;
создавать
негосударственные (общественные) образовательные учреждения по подготовке
творческих работников, педагогических и иных кадров в области национальной
культуры;
разрабатывать и
представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного
самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
заключать договоры
с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской
Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения
национальной культуры.
Статья 14.
Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на сохранение и
развитие национальной культуры
Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации о культуре и настоящим
Федеральным законом:
учитывают при
разработке и осуществлении региональных программ национально-культурного
развития предложения национально-культурных автономий;
рассматривают
предложения национально-культурных автономий о включении в федеральные
государственные образовательные стандарты для образовательных учреждений,
реализующих образовательные программы на национальном (родном) языке, курсов по
изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой
деятельности, художественных народных промыслов и ремесел и принимают
соответствующие решения;
направляют
деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры на
удовлетворение национально-культурных потребностей;
организуют в
системе государственных и муниципальных архивов соответствующие разделы по
культуре, истории, общественной жизни граждан Российской Федерации, относящих
себя к определенным этническим общностям;
оказывают помощь
национально-культурным автономиям в создании негосударственных (общественных)
учреждений национальной культуры, открытии негосударственных (общественных)
образовательных учреждений по подготовке творческих работников и иных
специалистов, проведении различных массовых мероприятий в области национальной
культуры;
обеспечивают
сохранность памятников истории и культуры, представляющих ценность для граждан
Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и
являющихся частью культурного наследия Российской Федерации;
осуществляют иные
мероприятия по созданию условий для сохранения, возрождения и развития
национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан
Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям.
Статья 15.
Обеспечение органами государственной власти права национально-культурных
автономий на освещение их деятельности в средствах массовой информации
Государственные
аудиовизуальные средства массовой информации предоставляют
национально-культурным автономиям эфирное время. Периодичность,
продолжительность передач и язык, на котором ведутся передачи, определяются
договорами с учредителями и редакциями теле- и радиопрограмм.
Органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации поддерживают и поощряют негосударственные
средства массовой информации, безвозмездно предоставляющие
национально-культурным автономиям возможность освещения их деятельности.
Часть третья утратила
силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В программах
субъектов Российской Федерации финансовой и организационной поддержки средств
массовой информации может быть предусмотрена помощь средствам массовой
информации национально-культурных автономий.
Глава V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
Статья 16.
Финансирование и поддержка деятельности, связанной с реализацией прав
национально-культурных автономий
Финансирование
деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий,
осуществляется за счет средств национально-культурных автономий, их учреждений
и организаций, частных лиц, а также за счет иных не запрещенных законом
источников.
Федеральные органы
исполнительной власти могут оказывать поддержку федеральным
национально-культурным автономиям за счет средств федерального бюджета в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Органы
государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации оказывают поддержку региональным и местным
национально-культурным автономиям за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета).
Органы местного
самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами вправе
оказывать поддержку местным национально-культурным автономиям за счет средств
местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального
бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Статья 17.
Собственность национально-культурных автономий
Национально-культурные
автономии обладают правом собственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 18.
Имущество национально-культурных автономий
Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления могут передавать
национально-культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям
государственное и муниципальное имущество в собственность или аренду в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Для осуществления
уставных целей и деятельности национально-культурные автономии, их некоммерческие
учреждения и организации могут использовать помещения, переданные им на
условиях договора аренды.
Размер платы за
аренду помещений национально-культурными автономиями, их некоммерческими
учреждениями и организациями определяется в порядке, установленном для
некоммерческих организаций культуры и образования на территории данного
субъекта Российской Федерации, а также в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 19.
Утратила силу. - Федеральный закон от 09.02.2009 N 14-ФЗ.
Статья 20.
Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21.
О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской
Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
17 июня 1996 года
N 74-ФЗ