ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 1995 г. N 612
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
Правительство
Российской Федерации постановляет:
Утвердить
прилагаемое Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 26 июня 1995 г.
N 612
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
I. Общие
положения
1. Настоящее
Типовое положение регулирует образовательную, воспитательную и
финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных
общеобразовательных школ-интернатов.
Положение является
типовым для следующих видов общеобразовательных школ-интернатов:
общеобразовательных школ-интернатов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением
отдельных предметов, гимназий-интернатов, лицеев-интернатов.
Для
негосударственных общеобразовательных школ-интернатов Типовое положение
выполняет функцию примерного.
2.
Общеобразовательная школа-интернат (далее именуется - школа-интернат) создается
в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков
самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих
способностей детей.
3. Деятельность
школы-интерната строится на принципах демократии и гуманизма, приоритета
общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности,
автономности и светского характера образования.
4. Школа-интернат в
своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, настоящим Типовым положением.
II.
Организация деятельности школы-интерната
5. Школа-интернат
создается учредителем (учредителями) при наличии необходимых условий для
обучения, воспитания и проживания детей и регистрируется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
6. Порядок
открытия, реорганизации и ликвидации школы-интерната определяется
законодательством Российской Федерации.
7. Статус
учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму
школы-интерната.
Учредителем
(учредителями) государственной школы-интерната могут быть федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителем
(учредителями) муниципальной школы-интерната является орган местного
самоуправления.
Допускается
совместное учредительство школы-интерната, основанное на объединении имущества,
находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской
Федерации, муниципальной и частной собственности, а также в собственности
общественных объединений и организаций, иностранных государств, юридических и
физических лиц.
Учредительными
документами школы-интерната являются решение учредителя (договор между
учредителями) о ее создании, а также ее устав, утвержденный учредителем
(учредителями).
8. Отношения между
учредителем (учредителями) и школой-интернатом определяются договором,
заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Права
юридического лица у школы-интерната в части ведения уставной
финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента ее государственной
регистрации. Как юридическое лицо она имеет устав, расчетный и другие счета в
банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим
наименованием.
10. Право на
образовательную деятельность и получение льгот, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, возникает у школы-интерната с момента
выдачи ей соответствующей лицензии (разрешения).
11. Школа-интернат
проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом
Российской Федерации "Об образовании".
12. Школа-интернат
в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать
образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием
учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные
образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования
образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации
и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
13. В
школы-интернаты принимаются дети без ограниченных возможностей здоровья, не
имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате.
14. Количество
классов в школе-интернате определяется в соответствии с санитарными нормами и в
зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного процесса.
15. Наполняемость
каждого класса и воспитательной группы школы-интерната не должна превышать 20
человек.
При наличии
необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно
комплектование классов и воспитательных групп с меньшей наполняемостью.
16. При проведении занятий по иностранному языку в 4 - 11 классах,
трудовому обучению в 5 - 11 классах, физической культуре в 10 - 11 классах, а
также во время практических занятий по информатике и вычислительной технике,
физике и химии допускается деление на две группы класса с наполняемостью: в
городских школах-интернатах - 20 человек, в сельских - 15 человек.
При наличии
необходимых средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы
классов с меньшей наполняемостью, а также 1 - 3 классов при изучении
иностранного языка.
III.
Образовательный процесс и организация
быта воспитанников
17. Образовательный
процесс в школе-интернате осуществляется на основе
учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого школой-интернатом
самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.
18. Режим дня,
обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха,
составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в
школе-интернате.
19. Трудовое
воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на
предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм
самодеятельных объединений воспитанников.
20. Участие
воспитанников в различных формах трудовой деятельности и спортивно-массовых
мероприятиях основывается на принципе добровольности.
Принуждение
воспитанников школы-интерната к вступлению в общественные,
общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также
принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в
агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.
21. Воспитанники
школы-интерната могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и
других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и
секциях, создаваемых на базе школы-интерната, а также участвовать в конкурсах,
олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.
22. В период летних
каникул администрация школы-интерната оказывает содействие в организации отдыха
воспитанников в оздоровительных, молодежных и туристских лагерях, лагерях труда
и отдыха.
23. По просьбе
родителей (законных представителей) директор школы-интерната может отпускать
воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по
уважительным причинам - и в другие дни.
IV.
Участники учебно-воспитательного процесса, работники
школы-интерната, их
права и обязанности
24. Участниками
учебно-воспитательного процесса в школе-интернате являются воспитанники,
педагогические работники, родители воспитанников (законные представители).
25. Направление
детей в школу-интернат осуществляется государственным или муниципальным органом
управления образованием.
Прием детей в
школу-интернат осуществляется в порядке, определяемом ее уставом.
Дети - члены одной
семьи (братья и сестры) подлежат направлению в одну школу-интернат, за
исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их
воспитание должно осуществляться раздельно.
26. Зачисление
детей в школу-интернат производится по заявлению родителей (законных
представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и
попечительства, муниципальных органов управления образованием.
27. В
школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи
государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети
одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).
В тех районах, где
отсутствуют образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в школу-интернат могут быть приняты данные категории
детей.
Порядок приема
детей в школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов,
гимназии-интернаты и лицеи-интернаты определяется учредителем (учредителями) и
закрепляется в уставе образовательного учреждения.
Дети, проживающие в
семьях, могут обучаться в школе-интернате только в случае, если на данной
территории нет общеобразовательного учреждения.
28. При приеме
воспитанника в школу-интернат он и его родители (законные представители) должны
быть ознакомлены с ее уставом и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса в этой школе-интернате.
29. Права и
обязанности воспитанников и их родителей (законных представителей) определяются
уставом школы-интерната и иными, предусмотренными этим уставом актами.
30. За содержание
воспитанников в школе-интернате с родителей (законных представителей) взимается
плата в установленном порядке.
В исключительных
случаях по решению учредителя (учредителей) родители (законные представители)
могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью
или частично.
31. Воспитанники школы-интерната
обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким
инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными
принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем.
32. Воспитанники школы-интерната
обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденными нормами и методическими
рекомендациями по организации питания.
33. По окончании
школы-интерната воспитанникам выдается бесплатно комплект одежды и обуви,
находившийся в их пользовании в период обучения.
Воспитанникам,
выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект
сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.
34. Воспитанники
школы-интерната имеют право на:
получение
бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)
общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
выбор формы
обучения;
получение
дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг на договорной
основе;
участие в
управлении школой-интернатом в форме, определяемой ее уставом;
уважение, свободу
совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
35. Воспитанники
обязаны выполнять устав и правила внутреннего распорядка школы-интерната в
части, относящейся к ним, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу
школы-интерната.
Взаимоотношения
педагогов и воспитанников школы-интерната строятся на основе уважения
человеческого достоинства. Применение методов физического и психического
насилия по отношению к воспитанникам не допускается.
36. Медицинское
обслуживание воспитанников школы-интерната осуществляется штатным или
специально закрепленным за школой-интернатом органом здравоохранения
медицинским персоналом, который наряду с администрацией школы-интерната несет
ответственность за сохранность жизни и здоровья, физическое развитие
воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение
санитарно-гигиенических норм и режима дня.
37. Выпускникам
школы-интерната, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими
государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного
образца о получении соответствующего образования, заверенный печатью
общеобразовательной школы-интерната.
38. Порядок
комплектования персонала школы-интерната регламентируется ее уставом. Для
работников общеобразовательной школы-интерната работодателем является данная
школа-интернат.
На педагогическую
работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую
квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по
должности и полученной специальности и подтвержденную документами об
образовании.
К педагогической
деятельности в школе-интернате не допускаются лица, которым запрещено ею
заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие
судимость за определенные преступления.
39. Работники
школы-интерната имеют право на участие в управлении этой школой-интернатом в
порядке, определенном ее уставом, а также на защиту своей профессиональной
чести и достоинства.
40. При исполнении
профессиональных обязанностей педагогические работники школы-интерната имеют
право самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия и
материалы, учебники, методы оценки знаний воспитанников.
41. Основные права
и обязанности, а также социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам
школы-интерната, определяются законодательством Российской Федерации, Типовым
положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением,
уставом школы-интерната, правилами внутреннего распорядка, квалификационными
характеристиками работников образовательных учреждений.
42. Педагогические
работники школы-интерната периодически проходят медицинские обследования,
которые проводятся за счет средств ее учредителя (учредителей).
43. В обязанности
медицинских работников школы-интерната входят:
наблюдение за
состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание
им медицинской помощи;
организация и
проведение углубленных медицинских осмотров воспитанников, профилактических и
лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;
контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима,
организацией и качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и
внеучебной деятельности воспитанников;
формирование
навыков здорового образа жизни у воспитанников и работников школы-интерната, а
также ведение санитарно-просветительской работы среди родителей воспитанников
(законных представителей).
V.
Управление школой-интернатом
44. Управление
школой-интернатом осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании", настоящим Типовым положением и ее уставом.
45. Управление
школой-интернатом осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления являются совет школы-интерната, попечительский совет,
общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов
самоуправления и их компетенция определяются уставом школы-интерната.
46.
Непосредственное управление школой-интернатом осуществляет прошедший
соответствующую аттестацию директор.
Наем (прием) на
работу директора государственной школы-интерната осуществляется в порядке,
определяемом ее уставом, и в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Директор
муниципальной школы-интерната назначается решением органа местного
самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
47. Директор
школы-интерната несет ответственность за исполнение своих функциональных
обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями, трудовым
договором (контрактом) и уставом школы-интерната.
VI.
Имущество и средства школы-интерната
48. Собственник
имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, закрепляет его за школой-интернатом.
Земельные участки
закрепляются за государственной или муниципальной школой-интернатом в
постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты
собственности, закрепленные за школой-интернатом, находятся в ее оперативном
управлении.
Школа-интернат
владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного
управления имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями
и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или)
отчуждение имущества, закрепленного за школой-интернатом, допускается только в
случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Контроль за сохранностью и эффективным использованием закрепленного за школой-интернатом
имущества осуществляется собственником этого имущества (уполномоченным им
органом).
Имущество
школы-интерната составляют также здания, сооружения, оборудование, инвентарь и
иное имущество, приобретенные ею за счет собственных средств, а также денежные
средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и
(или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.
49. Школа-интернат должна быть обеспечена в соответствии с
установленными нормативами помещениями, сооружениями и оборудованием,
необходимыми для осуществления образовательного процесса, проведения
спортивно-массовых мероприятий, оказания медицинской помощи, организации
питания, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, досуга,
быта и отдыха воспитанников.
50. Школа-интернат
в установленном порядке может создавать подсобное сельское хозяйство,
учебно-производственные мастерские.
51. Деятельность
школы-интерната финансируется ее учредителем (учредителями) в соответствии с
договором между ними.
Источниками
формирования имущества и финансовых ресурсов школы-интерната являются:
собственные
средства учредителя (учредителей);
бюджетные и
внебюджетные средства;
кредиты банков и
других кредиторов;
имущество,
закрепленное за школой-интернатом собственником (уполномоченным им органом);
другие источники в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
52. Финансирование
школы-интерната осуществляется на основе государственных и местных нормативов,
определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида
школы-интерната.
Привлечение
школой-интернатом дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров ее финансирования за счет средств учредителя
(учредителей).
53. Школа-интернат
вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться
доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставом и
законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую
деятельность.
54. Школа-интернат
устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации,
сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также
компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты).
55. Школа-интернат
может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.