ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 1995 г. N 233
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей.
2. Признать
утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N
119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений
(организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР"
в части утверждения Временного положения о внешкольном учреждении в РСФСР.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 7 марта 1995 г.
N 233
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
I. Общие
положения
1. Настоящее
Типовое положение регулирует деятельность следующих государственных,
муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей:
центры
дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества,
творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества,
внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества
(научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий
(юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по
видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский
экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр,
детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский
оздоровительно-образовательный
(профильный) центр;
дворцы
детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся
молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и
юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры
(искусств);
дома
детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и
школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества
(юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов),
художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
станции
юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества
(научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий
(юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
детская школа
искусств, в том числе по видам искусств;
детско-юношеские
спортивные школы;
специализированная
детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
детско-юношеские
спортивно-адаптивные школы.
2. Для
негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое
положение выполняет функции примерного.
2. Образовательное
учреждение дополнительного образования детей (далее именуется - учреждение) -
тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие
мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных
образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Основные задачи
учреждения:
обеспечение
необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте
преимущественно от 6 до 18 лет;
адаптация их к
жизни в обществе;
формирование общей
культуры;
организация
содержательного досуга;
удовлетворение
потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
3. По инициативе
детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и
организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.
Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и
организаций.
4. В учреждении не
допускаются создание и деятельность организационных структур политических
партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
5. Учреждение имеет
право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями,
в том числе и иностранными.
6. Учреждение
осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации, настоящим Типовым положением и собственным уставом.
7. Язык (языки), на
котором (которых) ведется образовательный процесс в учреждении, определяется
уставом учреждения.
8. Учреждение несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его
уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии
с утвержденными учебными планами; качество реализуемых образовательных
программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного
процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и
работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав
и свобод обучающихся и работников учреждения; иное,
предусмотренное законодательством Российской Федерации.
II.
Организация учреждения
9. Учреждение
создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным
органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Абзац исключен. -
Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 N 752.
10.
Организационно-правовая форма учреждения определяется статусом учредителя.
11. Отношения между
учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Права
юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной
деятельности возникают с момента его регистрации.
Учреждение как
юридическое лицо имеет устав, лицевые счета, открытые в органах Федерального
казначейства, печать установленного образца, штамп, бланки со своим
наименованием.
13. Право на
ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые
законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи
ему лицензии (разрешения).
14. Учреждение
проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании".
Целью и содержанием
аттестации учреждения является установление соответствия содержания обучения и
воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их
выполнения.
Аттестация
проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет.
Аттестация
государственных, муниципальных и негосударственных учреждений проводится
соответствующими государственными органами управления образованием.
Для проведения
аттестации учреждение представляет в соответствующий государственный орган
управления образованием перечень документов, определяемых Министерством
образования и науки Российской Федерации.
Состав
аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом проводящего
аттестацию органа.
В состав комиссии
не могут входить работники учреждения, проходящего аттестацию.
Заключение
аттестационной комиссии является основанием для принятия органом,
осуществляющим аттестацию, решения о признании учреждения аттестованным или
неаттестованным.
Координация и
контроль по проведению аттестации учреждения возлагаются на Федеральную службу
по надзору в сфере образования и науки.
14'. Учреждение
проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом
Российской Федерации "Об образовании".
Свидетельство о
государственной аккредитации, выдаваемое учреждению, подтверждает его
государственный статус (тип, вид и категорию), определяемый в соответствии с
уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Требования,
предъявляемые к учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему типу,
виду и категории устанавливаются Министерством образования и науки Российской
Федерации.
15. Учреждение
может иметь филиалы (отделения) и представительства, осуществляющие полностью
или частично по его доверенности правомочия юридического лица, а также иные
структурные подразделения.
Филиалы (отделения)
проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и
аккредитацию в порядке, установленном для учреждения.
16. Учреждение в
соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные
объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений,
предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные
объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и
действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности
указанных образовательных объединений регулируется законом.
17. Учреждение
может быть реорганизовано в иную образовательную организацию по решению
учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств учреждения или
если учредитель принимает эти обязательства на себя.
При реорганизации
(изменении организационно-правовой формы, статуса) учреждения его устав,
лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
18. Ликвидация
учреждения может быть осуществлена в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
III. Основы
деятельности
19. Учреждение
самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов
детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских
общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического
развития региона и национально-культурных традиций.
20. Учреждение по
договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями
может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при
наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся,
сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о
присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
21. Учреждение,
имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, по
согласованию с другими образовательными учреждениями может осуществлять
производственную практику обучающихся в данном учреждении, а также выполнять в
установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на
изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны
способствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии.
22. Учреждение
организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное
время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские
базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными
составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей
базе, а также по месту жительства детей.
23. Учреждение
организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для
совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).
24. В учреждении
ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного
процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства
педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический
совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения.
Учреждение
оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в
реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и
внеурочной деятельности детей, а также детским общественным объединениям и
организациям по договору с ними.
25. Деятельность
детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок,
театр и другие) <*>.
--------------------------------
<*> Далее
именуются - объединения.
26. Содержание
деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных
планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием.
Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые
педагогическим (методическим) советом учреждения.
27. Занятия в
объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности
или комплексным, интегрированным программам.
Численный состав
объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения.
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Каждый ребенок
имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
При приеме в
спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения
необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
С детьми-инвалидами
может проводиться индивидуальная работа по месту жительства.
Расписание занятий
объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и
отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических
работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных
особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
28. В работе
объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные
представители) без включения в основной состав, если кружок не платный, при
наличии условий и согласия руководителя объединения.
29. Учреждение
может создавать объединения в других образовательных учреждениях, предприятиях
и организациях. Отношения между ними определяются договором.
IV.
Участники образовательного процесса
30. Участниками
образовательного процесса в учреждении являются дети, как правило, до 18 лет,
педагогические работники, родители (законные представители).
31. Порядок приема
детей в учреждение в части, не отрегулированной законодательством Российской
Федерации, определяется учредителем учреждения и закрепляется в его уставе.
32. При приеме
детей учреждение обязано ознакомить их и (или) родителей (законных
представителей) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса.
33. Права и
обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), работников
определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами.
34. Порядок
комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников
учреждения работодателем является данное учреждение.
35. К
педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, как правило, имеющие
высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям
квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей
педагогических работников.
36. Отношения
работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором
(контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.
37. Педагогические
работники учреждения имеют право на:
участие в
управлении учреждением;
защиту своей
профессиональной чести и достоинства;
свободу выбора и
использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов,
методов оценки знаний, умений обучающихся;
социальные гарантии
и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, и
дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.
38. Учреждение самостоятельно определяет структуру управления
деятельностью учреждения, утверждает штатное расписание, осуществляет
распределение должностных обязанностей, устанавливает заработную плату
работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и
условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки
компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки
стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
V.
Управление и руководство
39. Управление
учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и
самоуправления.
Формами
самоуправления учреждения являются совет учреждения, педагогический совет,
общее собрание, попечительский совет и другие формы. Порядок выборов органов
самоуправления и их компетенция определяются уставом учреждения.
40.
Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением
осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу
директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом
уставом учреждения, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Директор
муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления,
если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного
самоуправления.
41. Директор
учреждения:
планирует,
организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и
эффективность работы учреждения;
несет
ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время
образовательного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;
осуществляет прием
на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет
ответственность за уровень квалификации работников;
утверждает штатное
расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к
ним;
распоряжается
имуществом образовательного учреждения и обеспечивает рациональное
использование финансовых средств;
представляет
учреждение в государственных, муниципальных и общественных органах;
несет
ответственность за свою деятельность перед учредителем.
42. Исключен. -
Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 N 212.
43. Исключен. -
Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 N 212.
VI. Имущество
и средства учреждения
42. За учреждением
в целях обеспечения его деятельности собственником (уполномоченным им органом)
закрепляются здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также
иное, необходимое для осуществления уставной деятельности имущество
потребительского, культурного, социального и иного назначения.
Земельные участки
закрепляются за государственным или муниципальным учреждением в постоянное
(бессрочное) пользование.
Объекты
собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении
этого учреждения.
Учреждение владеет,
пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления
имуществом в соответствии с назначением имущества, уставными целями
деятельности, законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или)
отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в
случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
43. Учреждение
вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
44. Деятельность
учреждения финансируется его учредителем.
Источниками
формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные
средства учредителя;
бюджетные средства;
имущество, переданное
учреждению собственником (уполномоченным им органом);
абзац исключен. -
Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 N 752;
добровольные
пожертвования физических и юридических лиц;
средства,
полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг;
доход, полученный
от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
абзац исключен. -
Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 N 752;
другие источники в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение
самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами.
45. Учреждение
отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении
денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам
учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.
46. Финансирование
учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных)
и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида
учреждения.
Нормативы
финансирования должны также учитывать затраты, не зависящие от количества
детей.
Привлечение
дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или)
абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
47. Учреждение
может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за
рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание
специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми
углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями,
предприятиями, организациями и физическими лицами.
Абзац исключен. -
Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 N 752.
48. Учреждение
вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную
уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.
При осуществлении
учреждением предусмотренной его уставом предпринимательской деятельности
учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие
законодательства Российской Федерации в области предпринимательской
деятельности.
49. Исключен. -
Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 N 752.
52. Исключен. -
Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 N 212.