МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 января 1995 г. N 47
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ НА ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ
ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО
И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях улучшения
работы по разработке, внедрению в производство новых видов средств обучения для
образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
приказываю:
1. Утвердить и
ввести в действие с 15 февраля 1995 г. прилагаемое Положение о порядке
разработки и постановки на производство средств обучения (технических средств
обучения, учебно - лабораторного оборудования и учебно - наглядных пособий) для
образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
2. Департаменту профессионального образования (А.В. Елистратов) в
месячный срок утвердить согласованный с Управлением материально - технического
обеспечения (А.Н. Строгалин), Главным планово -
экономическим управлением (З.И. Филимонова), Управлением координации и развития
научных исследований (Е.А. Подосенова), Институтом
развития профессионального образования (И.П. Смирнов), Российским учебно -
производственным объединением профессионального образования
"Ровесник" (В.Н. Малов) план мероприятий по выполнению настоящего
Приказа.
3. Органам
управления образованием (профессиональным образованием) субъектов Российской
Федерации ежегодно представлять в адрес структурных подразделений и организаций
Минобразования России:
3.1. Информацию с
анализом оснащенности образовательных учреждений начального и среднего
профессионального образования средствами обучения и соответствия их учебным
планам и программам.
3.2. Предложения по
разработке перспективного перечня новых средств обучения в соответствии с
требованиями к уровню профессиональной подготовки рабочих кадров и
специалистов.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя министра Ю.М. Роговского.
Министр
Е.В.ТКАЧЕНКО
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ
НА ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
(ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, УЧЕБНО - ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И УЧЕБНО - НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ) ДЛЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
Положение устанавливает единый порядок организации работ по созданию средств
обучения для образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования в системе Министерства образования Российской Федерации.
1.2. Разработка
средств обучения для учреждений начального и среднего профессионального
образования имеет целью комплексное методическое обеспечение реализации
государственного стандарта профессионального образования.
1.3. Разработка
средств обучения для образовательных учреждений начального и среднего
профессионального образования осуществляется в соответствии с утвержденными в
установленном порядке перечнями оборудования, приспособлений, инструментов и
других изделий для учебных кабинетов, мастерских, лабораторий и полигонов по
договору с заказчиком или по инициативе разработчика.
1.4. Основными
заказчиками средств обучения для образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования являются органы управления образованием
(профессиональным образованием) субъектов Российской Федерации, а также
непосредственно учреждения начального и среднего профессионального образования.
1.5. Основными
разработчиками средств обучения для учреждений начального и среднего
профессионального образования являются:
- конструкторские
подразделения предприятий учебно - технической промышленности Министерства
образования Российской Федерации;
- учебные заведения
системы Министерства образования Российской Федерации, их объединения и
ассоциации.
1.6. Изготовителями
средств обучения для учреждений начального и среднего профессионального
образования являются:
- предприятия
учебно - технической промышленности Министерства образования Российской
Федерации;
- учебно -
производственные мастерские учебных заведений системы Министерства образования
Российской Федерации, их объединения и ассоциации;
- другие
предприятия Российской Федерации.
2. Основные
функции подразделений и организаций
по разработке и
постановке на производство
средств обучения
2.1. Департамент
профессионального образования:
- совместно с
другими подразделениями и организациями Министерства образования Российской
Федерации определяет номенклатуру и содержание новых средств обучения для
образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
с учетом их потребности;
- утверждает
перечни новых средств обучения для их конструкторской разработки, а также
перечни устаревших средств обучения, подлежащих модернизации или снятию с
производства;
- утверждает научно
- педагогические требования к средствам обучения и технические задания на
разработку новых средств обучения.
2.2. Институт
развития профессионального образования:
- разрабатывает
планы научно - исследовательских работ по созданию новых средств обучения;
- разрабатывает
перечни новых средств обучения для образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования, отвечающих требованиям государственного
стандарта;
- разрабатывает
исходные научно - педагогические требования к средствам обучения;
- рассматривает
технические задания на новые средства обучения, подлежащие конструкторской
разработке;
- разрабатывает
методические рекомендации по применению новых средств обучения в учебном
процессе;
- организует
экспертизу опытных образцов новых средств обучения;
- осуществляет
анализ оснащенности учебно - воспитательного процесса средствами обучения;
- разрабатывает
нормативы оснащенности учебных кабинетов, мастерских и лабораторий средствами
обучения.
2.3. Управление
материально - технического обеспечения:
- организует и
координирует деятельность предприятий учебно - технической промышленности по
опытно - конструкторским работам, технологической подготовке производства и
изготовлению новых средств обучения;
- организует
размещение заказов на серийное производство новых средств обучения;
- обобщает и
представляет в Главное планово - экономическое управление предложения о
выделении средств предприятиям учебно - технической
промышленности на опытно - конструкторские работы, подготовку производства и
изготовление новых средств обучения.
2.4. Главное
планово - экономическое управление и Управление развития и координации научных
исследований:
- в соответствии с
предложениями Управления материально - технического обеспечения и Института
развития профессионального образования выделяют необходимые ассигнования для
научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ и освоения
производства новых средств обучения.
2.5. Экспертный
совет по профессиональному образованию:
- осуществляет
экспертную оценку макетных (опытных) образцов новых видов средств обучения и
выдает заключение на их производство.
2.6. Российское
учебно - производственное объединение профессионального образования
"Ровесник":
- организует
систематическое изучение спроса и потребности образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования в средствах обучения,
анализирует изменение и расширение номенклатуры;
- оказывает
содействие подразделениям Министерства образования Российской Федерации в
проведении научно - исследовательских, опытно - конструкторских и
технологических работ по созданию новых средств обучения, подборе опорных
учебных заведений для их апробации и доработки;
- принимает участие
в отборе средств обучения, изготовленных непосредственно в образовательных
учреждениях начального и среднего профессионального образования, для проведения
их экспертизы и внедрения в серийное производство на предприятиях учебно -
технической промышленности.
2.7. Предприятия
учебно - технической промышленности:
- разрабатывают и
представляют на утверждение Департаменту профессионального образования задания
на опытно - конструкторские разработки новых средств обучения;
- проводят опытно -
конструкторскую разработку и изготовление опытных образцов новых средств
обучения, представляют их на экспертизу в Экспертный совет по профессиональному
образованию:
- по согласованию с
Минобразованием России обеспечивают освоение
серийного производства новых средств обучения.
3.
Последовательность и сроки выполнения работ
На основании
утвержденных в установленном порядке перечней оборудования, приспособлений,
инструментов и других изделий для учебных кабинетов, мастерских, лабораторий и
полигонов ежегодно:
3.1. Институт
развития профессионального образования до 1 декабря представляет Департаменту
профессионального образования предложения по конструкторской разработке новых
видов учебного оборудования и перечень морально устаревшей продукции,
подлежащей снятию с производства, а до 1 июня - Управлению материально -
технического обеспечения - утвержденные научно - педагогические требования к
новым видам средств обучения.
3.2. Департамент
профессионального образования до 31 декабря утверждает перечень учебного оборудования, подлежащего конструкторской разработке и производству
и включает в план работы Института развития профессионального
образования разработку научно - педагогических требований.
3.3. Управление
материально - технического обеспечения:
- до 1 сентября
формирует план опытно - конструкторских и технологических работ, в котором
регламентирует их сроки выполнения и объемы необходимого бюджетного
финансирования, определяет исполнителей, сроки изготовления опытных образцов и
начало серийного производства;
- до 1 ноября после
согласования объема бюджетного финансирования представляет уточненный план на
утверждение руководству Министерства образования Российской Федерации;
- заключает
договора с изготовителями, при положительных результатах приемочных испытаний опытных образцов новых видов средств обучения и с
учетом предварительной потребности в них, на производство указанной продукции.