ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 1996 г. N 1062
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 903 "О
государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной
науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.
3008), в целях развития фундаментальных научных исследований, выполняемых
совместно учеными высшей школы, Российской академии наук, государственных
научных центров Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, и
повышения качества фундаментального образования Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемую Федеральную целевую программу "Государственная поддержка
интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 - 2000
годы" (далее именуется - Программа) и представить ее Президенту Российской
Федерации для решения вопроса о придании Программе статуса президентской.
2. Утвердить
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и
Российскую академию наук государственными заказчиками Программы.
3. Министерству
экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при
формировании федерального бюджета на 1997 - 2000 годы включать Программу в
перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет
средств федерального бюджета.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 9 сентября 1996
г. N 1062
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ
НА 1997 - 2000
ГОДЫ"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
"Государственная поддержка интеграции
высшего образования
и фундаментальной
науки на 1997 - 2000
годы"
Основание для разработки - Указ Президента
Российской Федерации
Программы от 13 июня 1996 г. N 903
"О
государственной поддержке интеграции
высшего образования
и фундаментальной
науки"
Государственный заказчик - Министерство общего и
профессионального
Программы образования Российской
Федерации,
Российская академия
наук
Основные исполнители - высшие учебные заведения и научные
Программы учреждения, определяемые по
конкурсу
проектов
Основные разработчики - межведомственная рабочая группа,
Программы образованная поручением
Правительства
Российской
Федерации, экспертная группа
специалистов высшей школы и
Российской
академии наук
Сроки и этапы - 1997 - 2000 годы
реализации Программы
Цель и задачи Программы, - развитие фундаментальных
исследований,
важнейшие целевые выполняемых совместно учеными
показатели Российской академии наук и
высшей школы
и способствующих
обеспечению научной и
экономической
независимости,
безопасности государства,
повышению
его научного
потенциала;
повышение качества
фундаментального
образования,
основанного на традициях
отечественной системы высшего
профессионального
образования, развитие
уникальных,
занимающих передовые
позиции в мировой
науке научных школ и
участие студентов,
аспирантов и
преподавателей в
разработке проблем
фундаментальной и
прикладной науки
непосредственно в
лабораториях научных
институтов
Российской академии наук;
подготовка и издание
учебников,
аккумулирующих новые
достижения науки;
повышение престижа
фундаментального
образования и
создание благоприятных
условий для
успешного обучения
студентов, развитие
новых форм,
включая
магистратуру;
создание современных
образовательных
программ,
учитывающих взаимодействие
естественнонаучных и
гуманитарных
знаний;
поддержка различных
форм научного
творчества молодежи;
создание современной
уникальной
приборно-аналитической базы совместных
фундаментальных
исследований в вузах и
научных институтах,
модернизация
учебных лабораторных
практикумов;
создание баз данных
по математическим,
естественнонаучным и
другим
фундаментальным
дисциплинам;
обеспечение инфраструктуры
фундаментальной
науки
Основные направления - развитие совместных фундаментальных
реализации исследований, проводимых
высшими
Программы учебными заведениями,
Российской
академией наук,
отраслевыми академиями
наук и
государственными научными
центрами Российской
Федерации;
обеспечение
взаимодействия
академической науки
с образовательным
процессом в высших
учебных заведениях;
формирование
информационной базы
фундаментальных
исследований в целях
совершенствования
учебного процесса в
высших учебных
заведениях;
развитие
опытно-экспериментальной и
приборной базы
фундаментальных
исследований для
совместного
использования
научными сотрудниками,
преподавателями,
студентами и
аспирантами высших
учебных заведений и
научно-исследовательских
организаций;
поддержка
экспедиционных и полевых
исследований,
выполняемых научными
сотрудниками,
преподавателями и
студентами высших учебных
заведений
совместно с учеными
Российской академии
наук;
создание условий для
повышения
престижности
изучения фундаментальных
наук в высших
учебных заведениях
Ожидаемые конечные -
создание наиболее эффективной системы
результаты реализации развития фундаментальных наук благодаря
Программы кооперации ученых университетов,
высших учебных
заведений и институтов
Российской академии
наук, оптимальное
решение проблем
сохранения ведущих
научных школ и
развития приоритетных
направлений,
определяемых
государственной
научно-технической
политикой;
повышение качества
математического и
естественнонаучного
образования,
обновление его
содержания и создание
современных
образовательно -
профессиональных
программ;
обновление приборной
и информационной
базы
фундаментального образования;
развитие новых форм
организации
учебного процесса,
индивидуализация
обучения и выявление
талантливой
молодежи;
создание
научно-образовательных
комплексов,
обеспечивающих
взаимодействие
фундаментальной
академической и
вузовской науки как
основы подготовки
кадров высшей
квалификации
Объемы и источники - всего - 3158 млрд. рублей
финансирования (в ценах 1996 года) за счет
средств
Программы федерального бюджета,
из них:
Министерству общего
и профессионального
образования
Российской Федерации -
2729 млрд. рублей,
Российской академии
наук -
429 млрд. рублей
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за осуществляют Министерство
общего и
исполнением профессионального образования
Программы Российской Федерации и
Российская
академия наук. Ход
работы по проектам и
их итоги,
оценка их социальной и
экономической
эффективности, а также
научной значимости
рассматриваются
советом Программы и
принимаются
заказчиком в
установленном порядке.
Министерство общего и
профессионального
образования
Российской Федерации и
Российская академия
наук направляют
ежегодно, до 1
февраля года,
следующего за отчетным,
в Министерство
экономики Российской
Федерации и
Министерство
финансов Российской
Федерации доклады о
ходе работ,
предусмотренных
Программой, и
эффективности
использования финансовых
средств
I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Одним из
существенных недостатков в развитии научно - технического потенциала страны
является все увеличивающийся разрыв между академической и вузовской
фундаментальной наукой. Это приводит к распылению средств, разобщенности ученых
и к снижению качества образования, делает практически недоступными для
студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов Российской
академии наук и отраслевых академий. Вследствие недостаточного финансирования
значительно снижена эффективность таких форм подготовки специалистов, которые
основаны на взаимодействии ученых высших учебных заведений и Российской
академии наук, и прежде всего таких форм, как научно - исследовательские
институты при ряде ведущих университетов страны и базовые кафедры при научных
учреждениях Российской академии наук.
В то же время
развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в
цепочке школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных
учебно - научных комплексов, центров. Для своего функционирования эти центры
должны обладать хорошо развитой инфраструктурой, в том числе и социальной,
иметь уникальную научную аппаратуру и установки, необходимые объемы
лабораторного оборудования и реактивов.
Все большую роль в
подготовке специалистов играет и информационное обеспечение развития
фундаментальной науки и образования. Однако реальная ситуация ведет к тому, что
его уровень неуклонно снижается - устаревают учебники, ученые и студенты крайне
ограничены в поездках на международные научные мероприятия, отсутствует
возможность стажировок.
Одной из
существенных трудностей в современной системе высшего профессионального
образования является недостаточная разработка некоторых теоретических вопросов,
в частности, вопросов соотношения естественнонаучных и гуманитарных знаний при
подготовке специалистов.
Решение вопросов
интеграции высшего образования и фундаментальной науки требует разработки
федеральной целевой программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам
реализации комплекса научно-исследовательских, социально-экономических,
правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.
Федеральная целевая
программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и
фундаментальной науки на 1997 - 2000 годы" (далее именуется - Программа)
разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня
1996 г. N 903.
Программа
предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической и вузовской
науки, поддержку совместных исследований, проводимых на базе Российской
академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских
наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
архитектуры и строительных наук, Российской академии образования, университетов
и высших учебных заведений, а также информационное и приборное обеспечение
учебного процесса.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа
направлена на углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской
науки, повышение качества образования с целью сохранения и развития
научно-технического потенциала страны.
Для достижения
целей Программы предусматривается решение следующих задач:
развитие совместных
фундаментальных исследований, проводимых в высших учебных заведениях, Российской
академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах
Российской Федерации;
обеспечение
взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных
заведениях;
формирование
информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования
учебного процесса в высших учебных заведениях;
развитие
опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для
совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами,
аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
поддержка
экспедиционных и полевых исследований, выполняемых научными сотрудниками,
преподавателями и студентами высших учебных заведений совместно с учеными
Российской академии наук;
создание условий
для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных
заведениях.
III.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Программа является
составной частью комплекса мероприятий, направленных на сохранение и развитие
основы научно-технического потенциала страны - фундаментальной науки и высшей
школы. Снижение уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и
вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области современных
наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой
конкурентоспособности на мировом рынке.
Программа должна
обеспечить условия для дальнейшего развития фундаментальных наук путем
исследований, проводимых в высших учебных заведениях, особенно в классических
университетах, совместно с Российской академией наук, и совершенствования
подготовки студентов, аспирантов и докторантов для работы в научных
организациях и образовательных учреждениях Российской Федерации. Основные
направления Программы ориентированы на решение важнейшей задачи государственной
научно-технической политики - на развитие различных форм взаимодействия
университетов России с академическими, другими научными учреждениями с целью
подготовки высококвалифицированных молодых научно-педагогических кадров,
способных на высоком профессиональном уровне решать ключевые проблемы
научно-технического и социально-экономического развития. Решение этой проблемы
предполагает создание современного приборного и информационного обеспечения
фундаментальной науки.
Программа имеет
конкретную направленность на развитие научно - образовательной инфраструктуры
России, включая кадровый, информационный и приборный компоненты, в результате
чего будет обеспечено выполнение любых конкретных задач, поставленных
государством перед высшей школой в области фундаментальных наук.
Исходя из указанных
целей и задач, Программа предусматривает следующие пять направлений.
1. Развитие
совместных фундаментальных исследований,
проводимых в высших
учебных заведениях, в Российской
академии наук, в
отраслевых академиях наук
и в государственных
научных центрах
Российской
Федерации
Особенностью
организации фундаментальных исследований в России является наличие крупных
научных школ в институтах Российской академии наук, университетах и высших
учебных заведениях, играющих передовую роль в мировой науке. Это позволило
сформировать систему образования, основанную на базовой подготовке студентов в
области фундаментальных наук, отличную от многих других систем, существующих в
Европе и в США.
На базе этой
системы образования ведется подготовка студентов, аспирантов и докторантов,
готовятся научные и педагогические кадры математиков, физиков, химиков,
биологов, геологов и других специалистов для всех вузов России, институтов
Российской академии наук, других академий и отраслевых институтов. Подготовка
специалистов в этих областях знаний, имеющих фундаментальное образование и
широкий научный кругозор, в последние годы испытывает серьезные сложности из-за
финансовых проблем.
Программой
предусмотрено целевое финансирование совместных фундаментальных исследований в
области математики, физики, химии и других фундаментальных наук как необходимой
основы для сохранения и дальнейшего развития уровня подготовки
научно-педагогических и научных кадров. Перспективная талантливая молодежь
должна целенаправленно привлекаться к участию в работе научных коллективов. С
этой целью Программой предусмотрено расширение участия студентов и аспирантов в
работе российских научных школ мирового уровня, а также обеспечение стажировки
студентов и аспирантов в зарубежных научных центрах. Предусматривается развитие
новых форм подготовки специалистов, ориентированных на научно-исследовательскую
и научно-педагогическую деятельность.
Программой
предусматривается возрождение финансовой поддержки проведения студенческих
научных олимпиад, конкурсов, научных молодежных школ и конференций. Специальное
внимание уделено финансированию участия талантливых молодых исследователей
университетов в международных конгрессах и конференциях по фундаментальным
проблемам науки.
2.
Обеспечение взаимодействия академической науки
с образовательным
процессом в высших учебных заведениях
Наиболее эффективной
формой взаимодействия вузовской, академической и отраслевой науки, которая
успешно развивалась ранее и оказалась не реализованной из-за финансовых
трудностей, являлась система филиалов кафедр университетов и вузов в научных
учреждениях Российской академии наук и в отраслевых академиях, а также
университетских кафедр - лабораторий, обеспечивавшая интеграцию
образовательного процесса и фундаментальных научных исследований и
использовавшаяся для проведения студенческих практик, для выполнения дипломных
работ, подготовки аспирантов и соискателей, стажеров - исследователей. Они
получали возможность работать в сильных научных коллективах, проникнуться
атмосферой научного поиска, принять участие в научных исследованиях.
Такая форма
взаимодействия позволяет ликвидировать обычно имеющийся разрыв в 5 - 7 лет
между содержанием учебников и текущим состоянием науки. Поэтому укрепление и
расширение системы филиалов кафедр является одним из важных направлений
эффективного использования научных результатов в учебном процессе.
Аналогичный эффект
оказывает и привлечение ученых из учреждений Российской академии наук и других
академий для педагогической работы в вузах. Поэтому поддержка преподавателей,
ученых высшей школы, Российской академии наук и отраслевых академий наук, преподающих
основные курсы в вузах, является одним из условий результативности
взаимодействия фундаментальной науки с педагогическим процессом в вузах.
Анализ ситуации с
молодыми кадрами показал эффективность внедрения новых форм подготовки
специалистов, в основу которых были положены идеи, реализованные в свое время
академиками М.А. Лаврентьевым и А.Н. Колмогоровым, - создание при крупных
научных центрах и ведущих университетах России колледжей, лицеев, гимназий,
школ - интернатов. Однако работа таких образовательных учреждений наталкивается
на очень большие финансовые трудности. Поэтому предусматривается поддержка
новых форм подготовки специалистов, включая создание университетами и научными
учреждениями Российской академии наук совместных учебно-научных центров,
совместных университетов пред- и последипломного образования. Особого внимания
требует довузовское профилирующее образование в различных учебных заведениях,
функционирующих при университетах и вузах России и институтах Российской
академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских
наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
архитектуры и строительных наук, Российской академии образования.
3. Развитие
опытно-экспериментальной и приборной
базы
фундаментальных исследований для совместного
использования
научными сотрудниками, преподавателями,
студентами и
аспирантами высших учебных заведений
и
научно-исследовательских организаций
Общеизвестно, что
современная наука развивается на базе совершенных, дорогостоящих, уникальных
установок и приборов. Как правило, эти установки являются базовыми для работы
ученых разных направлений и обеспечивают работу национальных и международных
научных центров.
Особая важность
финансирования научной приборной базы обуславливается ее необходимостью для
решения приоритетных проблем фундаментальной науки, возможностью ее
использования в педагогическом процессе и перспективами создания на ее основе
творческого коллектива ученых при широком участии студентов, аспирантов и
докторантов в научно-исследовательской работе. С этой целью необходимо
осуществить приоритетное обеспечение оборудованием, современной технической и
материальной базой российских научных школ мирового уровня, закупку зарубежной
уникальной аппаратуры и ее концентрацию путем создания центров коллективного
пользования в целях обеспечения нужд вузовской и академической науки.
Сейчас создалась
ситуация, когда в научных лабораториях и на кафедрах вузов разработаны
лабораторные модели ряда приборов и установок, которые значительно превосходят
по техническим данным существующие зарубежные аналоги или не имеют аналогов
вообще. Однако промышленность не может организовать их производство. В связи с
этим Программа предусматривает финансирование соответствующих работ для
производства уникальных приборов и установок. Потребуется государственная
поддержка работ по созданию макетов и опытных образцов по результатам
фундаментальных исследований, проводимых совместно Российской академией наук,
университетами и вузами России.
В то же время в
высших учебных заведениях и научных учреждениях Российской академии наук
имеются установки, выход из строя которых может угрожать безопасности людей или
вызвать экологическую катастрофу. Очевидна необходимость профилактических работ
на таких установках и поддержание их в режиме безопасной работы, исходя из чего
предусматривается соответствующая финансовая поддержка, прежде всего установок,
используемых как высшей школой, так и Российской академией наук.
4.
Формирование информационной базы фундаментальных
исследований в
целях совершенствования учебного
процесса в высших
учебных заведениях
Несомненно,
наиболее слабым звеном в инфраструктуре фундаментальной науки является издание
научной и учебной литературы, организация международного межбиблиотечного
обмена. Недостаточное финансирование издательской деятельности приводит к тому,
что теряются приоритеты, устаревают учебники.
Программа
предусматривает развитие информационной базы фундаментальной науки, поддержку
издательской деятельности, прежде всего в направлении совершенствования
учебного процесса, обеспечения новых технологий преподавания фундаментальных
математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Крайне необходимым
для успешного осуществления реформы высшего образования является издание
учебной литературы в виде серии учебников и учебных пособий. Предусматривается
поддержка изданий научно-популярных книг, предназначенных для развития интереса
школьников к естественным наукам.
В Программе
планируется специальная поддержка научного книгоиздания. Необходимо
предусмотреть выделение средств для комплектования библиотек новыми учебниками
и монографиями, приобретения копировальной техники, а также для предоставления
подписки на современные научные и образовательные журналы, которые находятся в
тяжелом положении (за счет подписки их издание обеспечивается на 7 - 12
процентов).
Одним из важных
направлений информационной базы науки является участие преподавателей, ученых
высшей школы и Российской академии наук в международных конгрессах,
конференциях и других научных мероприятиях, связанных с реализацией Программы.
Кроме того, необходимо командирование в зарубежные ведущие научные центры для
научной работы преподавателей, ученых высшей школы, Российской академии наук и
отраслевых академий, читающих и преподающих основные курсы в университетах и
вузах.
Формирование
информационной базы фундаментальных наук непосредственно связано с дальнейшим
развитием компьютерных коммуникаций, созданием баз данных по фундаментальным
дисциплинам. Предусматривается также создание и поддержание единого банка
данных о приборах и установках, разрабатываемых в университетах и учреждениях
Российской академии наук и доведенных до товарного вида.
В целях поддержки
лицензионной работы предполагается оказать финансовую поддержку выставочной
деятельности.
5.
Поддержка экспедиционных и полевых исследований,
выполняемых
научными сотрудниками, преподавателями
и студентами высших
учебных заведений совместно
с учеными
Российской академии наук
Экспедиционные и
полевые исследования имеют особое значение, в первую очередь для биологических
наук, наук о Земле, истории и археологии. Однако практически весь комплекс этих
работ сейчас свернут из-за высокой стоимости транспорта и проживания. Вместе с
тем Российская Федерация в связи с распадом СССР лишилась многих уникальных
месторождений, в том числе и важных для национальной безопасности. Безвозвратно
гибнут памятники истории и архитектуры, уничтожается живая природа.
В связи с этим в
Программе предусматривается выделение средств на экспедиционные и полевые
исследования, включая студенческую практику, а также участие в этих
исследованиях дипломников, аспирантов и преподавателей.
IV. ОБЪЕМЫ
И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным источником
ресурсного обеспечения Программы является бюджетное финансирование.
В отличие от других
целевых программ федерального и иного уровня, принципов финансирования
фундаментальных исследований Российским фондом фундаментальных исследований
финансирование Программы предполагает направление финансовых средств лишь на
целевые расходы, связанные с выплатой разовых платежей на цели, предусмотренные
Программой. Программа состоит из совокупности независимых проектов, которые
могут выполнятся в условиях разового финансирования.
Расходы на
капитальное строительство могут быть направлены только на цели, предусмотренные
разделами I и II Программы.
ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕМЫ
ФИНАНСИРОВАНИЯ
млрд.
рублей, в ценах 1996 года
┌────────────────────────────┬──────┬──────┬───────┬───────┬─────┐
│ Направление расходов и │Всего │ 1997 │ 1998 │ 1999
│2000 │
│ источники финансирования │
│ год │ год
│ год │ год │
├────────────────────────────┼──────┼──────┼───────┼───────┼─────┤
│Финансовые
затраты - всего │ 3158 │
782 │ 786
│ 788 │ 802 │
│ в том числе из: │ │ │
│ │ │
│федерального
бюджета │ 3158 │
782 │ 786
│ 788 │ 802 │
│внебюджетных
источников │ -
│ - │
- │ -
│ - │
│ │ │ │ │ │ │
│Государственные
инвестиции -│ │ │ │ │ │
│всего │ 200 │
50 │ 50
│ 50 │
50 │
│ в том числе: │ │ │
│ │ │
│Министерство
общего и │ │ │ │ │ │
│профессионального │ 100 │
25 │ 25
│ 25 │
25 │
│образования
Российской │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │
│ │ │
│Российская
академия наук │ 100 │
25 │ 25
│ 25 │
25 │
│ │ │ │ │ │ │
│НИОКР
- всего │ 458 │ 120 │
114 │ 114
│ 110 │
│ в том числе: │ │ │ │ │ │
│Министерство
общего и │ 229 │
60 │ 57
│ 57 │
55 │
│профессионального │ │ │ │ │ │
│образования
Российской │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │
│Российская
академия наук │ 229 │
60 │ 57
│ 57 │
55 │
│ │ │ │ │ │ │
│Прочие
текущие расходы - │ 2500 │
612 │ 622
│ 624 │ 642 │
│всего │ │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │
│ │ │
│Министерство
общего и │ 2400 │
587 │ 597
│ 599 │ 617 │
│профессионального │ │ │ │ │ │
│образования
Российской │ │ │ │ │ │
│Федерации │ │ │ │ │ │
│Российская
академия наук │ 100 │
25 │ 25
│ 25 │
25 │
└────────────────────────────┴──────┴──────┴───────┴───────┴─────┘
Финансирование
научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ и прочих текущих
расходов по Программе осуществляется за счет средств федерального бюджета
целевым назначением через Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации и Российскую академию наук в пределах выделяемых им ассигнований.
V.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ
Государственным
заказчиком Программы являются Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации и Российская академия наук.
Управление
Программой осуществляет совет, в который входят представители Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской
академии наук, других основных исполнителей Программы.
Реализация
Программы осуществляется на широкой конкурсной основе.
Сообщение о
конкурсе публикуется в средствах массовой информации, изданиях Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации, Российской
академии наук и ее региональных отделений за 6 месяцев до его проведения.
Информационное
сообщение содержит сведения о проектах, по которым объявляется конкурс, сроках
и порядке его проведения, форме предоставления материалов.
Проекты - заявки на
конкурс принимаются от высших учебных заведений и научно-исследовательских
организаций, осуществляющих фундаментальные исследования. Проекты должны носить
комплексный характер и основываться на совместных работах и исследованиях,
проводимых учеными высших учебных заведений и академических институтов.
Работы, поступившие
на конкурс, проходят экспертизу.
Содержанием
экспертизы является оценка научных достоинств проекта, его значение для
совершенствования учебного процесса, реальность выполнения работы в срок и в
пределах установленных размеров финансирования. Экспертиза проектов - заявок
осуществляется группами экспертов по направлениям Программы. При формировании
экспертных групп обязательным является включение в их состав представителей
ведущих университетов и академических институтов из различных регионов страны.
Председатели групп
экспертов по направлениям Программы утверждаются советом Программы.
Совет Программы:
принимает решение
об объявлении конкурса и о его результатах на основе экспертных заключений;
организует
рассмотрение поступивших проектов - заявок, включая их экспертизу;
определяет
структуру конкурсных проектов, требования по оформлению представляемых
материалов;
рассматривает
результаты выполнения Программы в целом и по каждому из направлений.
Совет Программы
возглавляют сопредседатели, являющиеся руководителями Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации и Российской академии наук.
Текущее управление
Программой, включая сбор, анализ и обобщение материалов проектов - заявок
участников Программы, организацию работы экспертных групп, сбор информации о
ходе выполнения проектов и подготовку материалов для сводных отчетов,
осуществляется дирекцией Программы.
Контроль за
исполнением Программы осуществляется Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации и Российской академией наук. Ход работы по
проектам и их итоги, оценка их социальной и экономической эффективности и
научной значимости рассматриваются советом Программы и принимаются заказчиком в
установленном порядке.
С учетом выделяемых
на реализацию Программы финансовых средств Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук
при необходимости по согласованию с Министерством экономики Российской
Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточняют целевые
показатели, в том числе включение и исключение проектов, затраты по программным
мероприятиям, состав исполнителей, механизм реализации.
Ежегодно, до 1
февраля, Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации и Российская академия наук направляют в Министерство экономики
Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о
ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
VI. СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
┌────────────────────────────────┬───────────┬───────────────────┬─────────────────────┐
│ │ Срок
│ Сметная стоимость │ Ожидаемые конечные │
│
│выполнения,│
программных │результаты
реализации│
│ │
заказчик │ мероприятий, │
Программы │
│ │ │ млрд. рублей │ │
│ │ ├──────┬────────────┤ │
│ │ │1997 -│в том числе
│ │
│ │ │ 2000
├─────┬──────┤ │
│ │ │годы -│1997 │1998
-│ │
│ │ │всего │ год │
2000 │ │
│ │ │ │ │ годы │ │
├────────────────────────────────┼───────────┼──────┼─────┼──────┼─────────────────────┤
│1. Развитие
совместных фунда-│1997 - 2000│ 545 │ 135 │ 410 │повышение качества │
│ ментальных исследований,│ годы
│ │ │ │образования, обеспе- │
│ проводимых в высших
учебных│Министерст-│
│ │ │чивающего научную и │
│ заведениях, Российской ака-│во
общего │ │ │ │экономическую неза- │
│ демии наук, отраслевых ака-│и
професси-│ │ │ │висимость и безопас- │
│ демиях наук и
государствен-│онального
│ │ │ │ность государства, │
│ ных научных центрах
Россий-│образования│
│ │ │благополучие граждан │
│ ской Федерации │Российской │ │ │ │ │
│
│Федерации, │
│ │ │ │
│1.1.
Обеспечение проведения
│Российская │
│ │ │ │
│ фундаментальных исследова-
│академия │ │ │ │
│
│ ний, выполняемых совместно
│наук │ │ │ │ │
│ учеными Российской академии│ │ │ │ │ │
│ наук и высшей школы и спо- │ │ │ │ │ │
│ собствующих развитию обра- │ │ │ │ │ │
│ зования и разработке обра- │ │ │ │ │ │
│ зовательных программ │ │ │
│ │ │
│ (10 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│1.2.
Создание правовой и норма-│ │ │ │ │разработка правовых и│
│ тивной базы, способствующей│ │ │ │ │нормативных докумен-│
│ развитию
фундаментальных│
│ │ │ │тов, регулирующих│
│ наук (2 проекта) │ │ │ │ │развитие фундамен-│
│ │ │ │ │ │тальных исследований│
│ │ │ │ │ │ │
│1.3.
Развитие системы непрерыв-│ │ │ │
│создание системы пре-│
│ ного
образования: школа -│ │ │ │ │емственных государс-│
│ вуз - аспирантура - докто-│ │ │ │ │твенных образова-│
│ рантура как базы подготовки│ │ │ │ │тельных стандартов│
│ научно-педагогических кад- │ │ │ │ │общего и
профессио-│
│ ров (6 проектов) │ │ │ │ │нального образования │
│ │ │ │ │ │ │
│1.4.
Создание системы поощрения│ │ │ │ │повышение престижа и│
│ студентов
и аспирантов,│ │ │ │ │создание условий для│
│ проводящих совместные исс-│ │ │ │ │успешного обучения│
│ ледования
в научных учреж-│
│ │ │ │студентов математи-│
│ дениях Российской академии│ │ │ │ │ческих и
естествен-│
│ наук и высшей школы │ │ │ │ │нонаучных факульте- │
│ │ │ │ │ │тов │
│ │ │ │
│ │ │
│1.5.
Поддержка обучения и стажи-│
│ │ │ │освоение достижений│
│ ровок
наиболее способных│ │ │ │ │мировой науки
в об-│
│ студентов (1000 чел.) и ас-│ │ │ │ │ласти математических│
│ пирантов (100 чел.) в веду-│ │ │ │ │и
естественных наук.│
│ щих научных центрах мира │ │ │ │ │Утверждение престижа│
│ │ │ │ │ │российской высшей│
│ │ │ │ │ │школы │
│ │ │ │ │ │ │
│1.6.
Воссоздание студенческих│ │ │ │
│создание условий
для│
│ научных
олимпиад, конкур-│ │ │ │ │выявления наиболее│
│ сов,
научных молодежных│ │ │ │ │талантливой молодежи│
│ школ
и конференций │ │ │ │ │и индивидуализации│
│ (150 проектов) │ │ │ │ │образования │
│ │ │ │ │ │ │
│1.7.
Обеспечение участия талант-│
│ │ │ │развитие коммуника-│
│ ливых
молодых исследовате-│
│ │ │ │тивных возможностей│
│ лей университетов в между-│ │ │ │ │для молодых исследо-│
│ народных
конференциях по│ │ │ │ │вателей │
│ фундаментальным проблемам│ │ │ │ │ │
│ математических и естествен-│ │ │ │
│ │
│ ных наук (150 чел.) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│1.8.
Развитие научных исследова-│
│ │
│ │создание
учебно-мето-│
│ ний
и создание образова-│ │ │ │ │дических комплексов,│
│ тельно-профессиональных │ │ │ │ │обеспечивающих разви-│
│ программ,
направленных на│ │ │ │ │тие междисциплинарных│
│ взаимное проникновение фун-│ │ │ │ │образовательных прог-│
│ даментальных, естественно -│ │ │ │ │рамм │
│ научных и гуманитарных зна-│ │ │ │ │
│
│ ний (10 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2. Обеспечение взаимодействия │1997 - 2000│ 546 │ 136 │ 410 │ │
│ академической науки с │
годы │ │ │ │ │
│ образовательным процессом в
│Министерс- │
│ │ │ │
│ высших учебных заведениях │тво общего │ │ │ │ │
│ │и профес- │ │ │ │ │
│
│сионально- │
│ │ │ │
│ │го
образо- │ │ │ │ │
│ │вания
Рос- │ │ │ │ │
│
│сийской │ │ │ │ │
│
│Федерации, │
│ │ │ │
│
│Российская │
│ │ │ │
│
│академия │ │ │
│ │
│
│наук │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2.1.
Развитие системы совместных│
│ │
│
│интеграция
вузов,│
│ учебно-научных центров, фи-│ │ │ │ │Российской академии│
│ лиалов университетов и ка-│ │ │ │ │наук и других акаде-│
│ федр университетов в науч-│ │ │ │ │мий в подготовке сту-│
│ ных учреждениях Российской│ │ │ │ │дентов и научных сот-│
│ академии
наук и отраслевых│
│ │ │ │рудников │
│ академий (100 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2.2.
Развитие системы колледжей,│
│ │ │ │развитие существующих│
│ лицеев,
гимназий, школ -│ │ │ │ │и создание
новых│
│ интернатов при крупных на-│ │ │ │ │центров специализиро-│
│ учных
центрах и ведущих│ │ │ │ │ванной подготовки│
│ университетах России │ │ │ │ │школьников при
уни-│
│ (100 проектов) │ │ │ │ │верситетах и научных│
│ │ │ │ │ │центрах Российской│
│ │ │ │ │ │академии наук │
│ │ │ │ │ │ │
│2.3.
Поддержка инфраструктуры│ │ │ │ │создание инфраструк-│
│ крупных учебно-научных│ │ │ │ │туры, обеспечивающей│
│ центров,
образованных на│ │ │ │ │функционирование │
│ базе университетов и инсти-│ │ │ │
│учебно-научных цент-│
│ тутов
Российской академии│ │ │ │ │ров │
│ наук (50 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2.4.
Разработка новых форм выс-│ │ │ │ │предоставление граж-│
│ шего
профессионального об-│
│ │ │ │данам новых
возмож-│
│ разования (10 проектов) │ │
│ │ │ностей в
получении│
│ │ │ │ │ │образования, индиви-│
│ │ │ │ │ │дуализация образова-│
│ │ │ │ │ │тельных программ │
│ │ │ │ │ │ │
│3. Развитие
опытно-эксперимен-│1997 - 2000│ 886 │ 219 │ 667 │ │
│ тальной
и приборной базы│
годы │ │ │ │ │
│ фундаментальных исследова-│Министерс- │ │ │ │ │
│ ний для совместного исполь-│тво общего │ │ │ │ │
│ зования
научными сотрудни-│и профес- │ │ │ │ │
│ ками, преподавателями, сту-│сионально- │ │ │ │ │
│ дентами, аспирантами высших│го образо- │ │ │ │ │
│ учебных
заведений и науч-│вания Рос- │ │ │ │ │
│ но-исследовательских
органи-│сийской │ │ │ │ │
│ заций │Федерации,
│ │ │ │ │
│
│Российская │
│ │ │ │
│
│академия │ │ │ │ │
│
│наук │ │ │
│ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.1.
Обеспечение научным обору-│ │ │ │ │модернизация и созда-│
│ дованием,
современной тех-│
│ │ │ │ние современной при-│
│ нической и материальной ба-│ │ │ │ │борно-аналитической │
│ зой Российской академии на-│ │ │ │ │базы фундаментальных│
│ ук,
университетов и вузов,│
│ │ │ │исследований в вузах │
│ имеющих научные школы миро-│ │ │ │ │ │
│ вого уровня в области мате-│ │ │ │ │ │
│ матики,
механики, физики,│ │ │ │ │ │
│ химии,
биологии и наук о│ │ │ │ │ │
│ Земле и проводящих совмест-│ │ │ │ │ │
│ ные исследования (100 про-│ │ │ │ │ │
│ ектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.2.
Создание центров коллектив-│
│ │ │ │повышение эффектив-│
│ ного
пользования для нужд│ │ │ │ │ности использования│
│ вузовской
и академической│ │ │ │ │приборной базы │
│ науки,
оснащение их совре-│
│ │ │ │ │
│ менной научной аппаратурой│ │ │ │ │ │
│ (5 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.3.
Развитие на базе универси-│ │ │ │ │производство новейших│
│ тетов,
вузов и институтов│ │ │ │ │приборов и установок│
│ Российской
академии наук│ │ │ │ │для учебного и науч-│
│ опытных
производств по из-│
│ │ │ │ного процессов │
│ готовлению приборов и уста-│ │ │ │
│
│
│ новок,
которые превосходят│
│ │ │ │ │
│ зарубежные аналоги или
не│ │ │ │ │ │
│ имеют
аналогов (40 проек-│ │
│ │ │ │
│ тов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.4.
Обеспечение вузов необходи-│
│ │ │ │обеспечение работос-│
│ мыми материалами для прове-│ │ │ │ │пособности лаборато-│
│ дения лабораторных занятий,│ │ │ │ │рий, центров, кафедр│
│ для
курсовых и дипломных│ │ │ │ │систематическим снаб-│
│ работ студентов по физике,│ │ │ │ │жением реактивами,│
│ химии,
биологии, геологии│ │ │ │ │материалами и т.п. │
│ (500 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.5.
Поддержание в рабочем сос-│ │ │ │ │создание системы│
│ тоянии установок, необходи-│ │ │ │ │обеспечения работос-│
│ мых для научной деятельнос-│ │ │ │ │пособности установок│
│ ти, установок в университе-│ │ │ │ │как необходимая осно-│
│ тах и
научных учреждениях│ │ │ │ │ва интеграции научно-│
│ Российской академии
наук│ │ │ │ │го и учебного процес-│
│ (100 проектов) │ │ │ │ │сов │
│ │ │ │ │ │ │
│4. Формирование информационной│1997 -
2000│ 886 │ 219 │
667 │ │
│ базы фундаментальных иссле-│ годы
│ │ │
│
│
│ дований в
целях совершен-│Министерс-
│ │ │ │ │
│ ствования учебного процесса│тво
общего │ │ │ │ │
│ в высших учебных заведениях│и профес- │ │ │ │ │
│
│сионально- │
│ │ │ │
│ │го
образо- │ │ │ │ │
│ │вания
Рос- │ │ │ │ │
│
│сийской │ │ │ │ │
│
│Федерации, │
│ │ │ │
│ │Российская │ │ │ │ │
│
│академия │ │ │ │ │
│
│наук │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│4.1.
Издание научной и учебной│ │ │ │ │подготовка на базе│
│ литературы
в области фун-│ │ │ │ │новой учебной и науч-│
│ даментальных наук,
в том│ │ │ │ │ной литературы совре-│
│ числе
серии учебников и│ │ │ │ │менных специалистов,│
│ учебных пособий (1000 про-│ │ │ │ │способных обеспечить│
│ ектов) │ │ │ │ │научный и технический│
│ │ │ │ │ │прогресс │
│ │ │ │ │ │ │
│4.2.
Организация и поддержка│1997 -
2000│ │ │ │обеспечение препода-│
│ международного межбиблио-│ годы
│ │ │ │вателей и научных ра-│
│ течного обмена (300 проек-│Министерс- │ │
│ │ботников информацией│
│ тов) │тво общего
│ │ │ │о мировых достижениях│
│ │и профес- │ │ │ │в
области фундамен-│
│
│сионально- │
│ │ │тальных исследований │
│ │го
образо- │ │ │ │ │
│ │вания
Рос- │ │ │ │ │
│ │сийской │
│ │ │ │
│
│Федерации, │
│ │ │ │
│
│Российская │
│ │ │ │
│ │академия │
│ │ │ │
│
│наук │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│4.3.
Развитие новых технологий│ │ │ │ │повышение эффектив-│
│ преподавания фундаменталь-│ │ │ │ │ности образовательно-│
│ ных дисциплин (50 проектов)│ │ │ │ │го процесса │
│ │ │ │ │ │ │
│4.4.
Развитие издания научно-по-│
│ │ │ │пропаганда естествен-│
│ пулярных книг в области ес-│ │ │ │ │нонаучных знаний│
│ тественных наук (250 проек-│ │ │ │ │среди молодежи │
│ тов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
│4.5.
Поддержка издания научных│ │ │ │ │создание информацион-│
│ журналов,
прежде всего в│ │ │ │ │ной базы
для подго-│
│ области математики, механи-│ │ │
│ │товки специалистов на│
│ ки, физики, химии, биологии│ │ │ │ │соответствующем сов-│
│ и наук о Земле (150 проек-│ │ │ │ │ременным требованиям│
│ тов) │ │ │ │ │уровне │
│ │ │ │ │ │ │
│4.6.
Комплектование библиотек│ │ │ │ │создание информацион-│
│ новыми учебниками, моногра-│ │ │ │ │ной базы
для подго-│
│ фиями, подписными изданиями│ │ │ │ │товки специалистов на│
│ (1000 проектов) │ │ │ │ │соответствующем сов-│
│ │ │ │ │ │ременным требованиям│
│ │ │ │ │ │уровне │
│ │ │ │ │ │ │
│4.7.
Обеспечение участия препо-│ │ │ │
│расширение возможнос-│
│ давателей, ученых
высшей│
│ │ │ │тей для
обмена ре-│
│ школы и Российской академии│ │ │ │ │зультатами научных│
│
наук
в международных конг-│
│ │ │ │исследований │
│ рессах, конференциях и дру-│ │ │ │ │ │
│ гих
научных мероприятиях,│ │ │ │ │ │
│ связанных
с реализацией│ │ │ │ │ │
│ Программы (1000 заявок) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
│4.8.
Командирование в зарубежные│
│ │ │ │обеспечение препода-│
│ ведущие
научные центры для│
│ │ │ │вателям и ученым воз-│
│ научной работы преподавате-│ │ │ │ │можности освоения│
│ лей,
ученых высшей школы,│ │ │ │ │идей и методов прове-│
│ Российской академии наук и│ │ │ │ │дения научных иссле-│
│ отраслевых
академий наук,│ │ │
│ │дований в зарубежных│
│ читающих основные курсы
в│ │ │ │ │ведущих научных цент-│
│ университетах (200
проек-│
│ │ │ │рах, развитие профес-│
│ тов) │ │ │ │ │сиональных контактов │
│ │ │ │ │ │ │
│4.9.
Создание баз данных по фун-│
│ │ │ │развитие компьютерных│
│ даментальным дисциплинам│ │ │ │ │коммуникаций, повыше-│
│ (100 проектов) │ │ │ │ │ние эффективности│
│ │ │ │ │ │процесса модернизации│
│ │ │ │ │
│приборной базы
науч-│
│ │ │ │ │ │ного и учебного про-│
│ │ │ │ │ │цессов │
│ │ │ │ │ │ │
│4.10.
Поддержка музеев, создан- │
│ │ │ │ │
│ ных при университетах, ву-│ │ │ │ │ │
│ зах и академических инсти-│ │ │ │ │ │
│ тутах (200 проектов) │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│
│5. Поддержка экспедиционных и │1997 - 2000│ 95 │
73 │ 22 │ │
│ полевых
исследований, вы-
│годы │ │ │ │ │
│ полняемых научными сотруд- │Министерс- │ │ │ │ │
│ никами,
преподавателями и │тво
общего │ │ │ │ │
│ студентами
высших учебных │и профес- │ │ │ │ │
│ заведений совместно с уче- │сионально- │ │
│ │ │
│ ными
Российской академии │го
образо- │ │ │ │ │
│ наук │вания Рос-
│ │ │ │ │
│ │сийской │
│ │ │ │
│
│Федерации, │
│ │ │ │
│
│Российская │
│ │ │ │
│ │академия │
│ │ │ │
│
│наук │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│5.1.
Поддержка экспедиционных и│ │ │ │
│проведение
геологи-│
│ полевых
исследований с│ │ │ │ │ческих, географичес-│
│ участием дипломников, аспи-│ │ │ │ │ких, биологических,│
│ рантов и преподавателей ву-│ │ │ │ │почвенных, историо-│
│ зов (500 проектов) │ │ │ │ │графических и архео-│
│ │ │ │ │ │логических экспедици-│
│ │ │ │ │ │онных работ с
учас-│
│ │ │ │ │ │тием преподавателей,│
│ │ │ │ │ │аспирантов и
докто-│
│ │ │ │ │ │рантов как необходи-│
│ │ │ │ │ │мой базы совершенст-│
│ │ │ │ │ │вования педагогичес-│
│ │ │ │ │ │кого и научного про-│
│ │ │ │ │ │цессов │
│ │ │ │
│ │ │
│5.2.
Поддержка студенческой│ │ │ │ │ │
│ практики (250 проектов) │ │ │ │ │ │
└────────────────────────────────┴───────────┴──────┴─────┴──────┴─────────────────────┘
Примечание. Сметная
стоимость конкретных программных мероприятий (проектов) и состав затрат
определяются по результатам экспертизы конкурсных проектов.