Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта
1993 г. N 167
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования РФ
В.К.БАЦЫН
16 февраля 1993 г.
N 27-М
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1992/1993 УЧЕБНОМ ГОДУ
Согласно Закону
Российской Федерации "Об образовании", введенному в действие с
31.07.92, освоение образовательных программ основного общего и среднего
(полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией
выпускников.
1. Итоговая
аттестация выпускников
1. Итоговая
аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений
проводится в форме устных и письменных экзаменов.
2. К итоговой
аттестации допускаются учащиеся 9 и 11 (12) классов, освоившие образовательную
программу не ниже уровня обязательных требований, а также учащиеся 9 класса,
имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету.
Учащиеся 11 (12)
класса, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету, могут
быть допущены к итоговой аттестации в порядке исключения.
Учащиеся, имеющие
неудовлетворительную годовую отметку по предмету, допускаются к аттестации по
этому предмету.
3. Учащиеся
9 и 11 (12) классов, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам,
могут быть освобождены от итоговой аттестации по состоянию здоровья, в связи с
переменой местожительства, участием в международных олимпиадах школьников и
других исключительных случаях.
4. При освобождении учащихся от итоговой аттестации по болезни следует
руководствоваться Перечнем заболеваний, установленных Приказами Минпроса СССР и
Минздрава СССР от 03.08.81 N 120/813 "Об освобождении от переводных и
выпускных экзаменов учащихся общеобразовательных школ" и от 05.03.88 N
40/220 "Об утверждении Дополнения к Перечню заболеваний, которые могут
явиться основанием для освобождения учащихся общеобразовательных школ от
переводных и выпускных экзаменов".
5. Выпускнику,
заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется возможность сдать
пропущенные экзамены. Письменные работы проводятся по запасным текстам,
предоставляемым общеобразовательным учреждениям в порядке, определяемом
органами управления образованием республик в составе РФ, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт -
Петербурга (субъектов Федерации).
6. Итоговая
аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждений проводится комиссиями, состав которых (впредь до
создания государственной аттестационной службы, независимой от органов
управления образованием) утверждается советом (педагогическим советом)
общеобразовательного учреждения.
Итоговая аттестация
выпускников 9 и 11 (12) классов негосударственных образовательных учреждений,
имеющих лицензию на право ведения образовательной
деятельности, проводится комиссиями, утвержденными в соответствии с Уставом
учреждения. Местные (муниципальные) органы управления образованием осуществляют
контроль за итоговой аттестацией выпускников в
соответствии с законодательством.
Ответственность за
организацию и проведение итоговой аттестации по предмету возлагается на
председателя аттестационной комиссии. Председателем аттестационной комиссии
может быть директор общеобразовательного учреждения, его заместитель по учебно
- воспитательной работе или учитель по представлению директора. Лицо,
преподающее в данном классе предмет, по которому проводится итоговая
аттестация, не может быть председателем аттестационной комиссии.
7. Выпускникам 9
класса общеобразовательных учреждений на итоговую аттестацию выносится не менее
4-х предметов, из которых два (русский язык и математика) являются
обязательными, остальные - выбираются выпускником.
Проведение
письменной итоговой аттестации по изучаемым языкам (родному; русскому; родному
и русскому) в 9 классах общеобразовательных учреждений, в которых родной
(нерусский) язык является языком изучения или обучения, определяется в порядке,
устанавливаемом органами управления образованием субъектов Федерации.
На
письменной аттестации по русскому и родному языкам в 9 классах
общеобразовательных учреждений всех видов, специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии (кроме вспомогательных) на выбор учащегося предлагаются сочинение,
изложение с элементами сочинения, диктант.
Письменная аттестация
по математике проводится по открытым текстам, опубликованным в "Сборнике
для проведения письменного экзамена по математике в девятых классах
общеобразовательных школ РСФСР" (М. Просвещение, 1990).
Для устных
экзаменов выпускники могут выбрать любые предметы, изучавшиеся в 9 классе,
кроме физической культуры.
8. Выпускникам 11
(12) классов общеобразовательных учреждений на итоговую аттестацию выносится не
менее 5-ти предметов, из которых два (сочинение и алгебра и начала анализа)
являются обязательными, остальные - выбираются выпускником.
В лицеях,
гимназиях, колледжах и других общеобразовательных учреждениях с углубленным
изучением предмета, кроме экзаменов по обязательным предметам (литературе,
алгебре и началам анализа), проводится итоговая аттестация по профильным
предметам.
В
общеобразовательных учреждениях, работающих с ВУЗами в составе различных
учебных комплексов, возможно совмещение итоговой аттестации по программе
среднего (полного) общего образования и вступительных экзаменов в ВУЗ. В отдельных случаях по согласованию с органами управления
образованием субъектов Федерации в тексте письменной работы по алгебре и
началам анализа разрешается заменить задания N N 4, 5 и 6 заданиями
соответствующего ВУЗа, а письменную работу по литературе проводить по тексту
ВУЗа.
В классах, где
изучение математики велось по сокращенной программе, письменная аттестация по
этому предмету проводится по текстам Министерства образования РФ. В этих
классах разрешается проведение итоговой аттестации и по текстам, составленным
учителями математики и согласованным с методическими службами.
Проведение
письменной итоговой аттестации по литературе (родной; русской; родной и
русской) выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений, в которых
родной (нерусский) язык является языком изучения или обучения, определяется в
порядке, устанавливаемом органами управления образованием субъектов Федерации.
Экзамен по алгебре
и началам анализа в 11 классе проводится письменно, в 12 классе
общеобразовательных учреждений с вечерней (сменной) формой обучения - устно.
Для устного
экзамена выпускник 11 (12) класса может выбрать любой предмет, изучавшийся в 10
- 11 (12) классах, кроме физической культуры.
9. Сроки проведения
основных письменных экзаменов в 9 и 11 (12) классах общеобразовательных
учреждений устанавливаются Министерством образования РФ.
10. Сроки
проведения
- аттестационного
периода;
- экзаменов по
родному языку и родной литературе в общеобразовательных учреждениях, в которых
родной язык (нерусский) является языком изучения или обучения;
- письменных
экзаменов (повторных, досрочных и т.п.), даты
проведения которых не указаны Министерством образования РФ, устанавливаются в
порядке, определяемом органами управления образованием субъектов Федерации.
11. Итоговая
аттестация проводится по утвержденному директором общеобразовательного
учреждения расписанию, которое заранее доводится до сведения учителей, учащихся
и родителей (лиц, их заменяющих).
12. Тексты для
проведения основных письменных экзаменов в 9 и 11 (12) классах составляются
Министерством образования РФ и высылаются общеобразовательным учреждениям в
установленном порядке.
Тексты для
проведения письменных экзаменов в иных случаях (повторных, досрочных и т.п.)
разрабатываются в порядке, определяемом органами управления образованием
субъектов Федерации.
Письменная
аттестация по родному (нерусскому) языку выпускников 9 класса
общеобразовательных учреждений проводится по текстам, составленным органами
управления образованием республик в составе РФ, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
Тексты для
проведения письменной аттестации учащихся 9 классов компенсирующего обучения
составляются общеобразовательным учреждением и утверждаются местным
(муниципальным) органом управления образованием.
Материал для
проведения устных экзаменов составляется общеобразовательным учреждением на
основе примерных вопросов по предметам, разработанных Министерством образования
РФ.
13. В
общеобразовательных учреждениях республик в составе РФ итоговая аттестация по
русскому языку в 9 классе может проводиться как по типовым билетам, так и по
билетам, составленным на их основе.
14. Задания
практической части устного экзамена (предложения для разбора, тексты для чтения
и темы бесед по иностранному языку, вопросы, примеры и задачи по математике и
др.) готовятся учителями. Этот материал хранится у директора и заранее учащимся
не сообщается.
15. Пакет с текстом
письменной аттестационной работы должен быть получен общеобразовательным
учреждением не позднее чем за один день до проведения
письменной аттестации.
Пакеты с темами
сочинений по литературе и русскому языку вскрываются председателем
аттестационной комиссии в присутствии членов комиссии и выпускников
непосредственно перед началом аттестации; с текстами изложений, диктантов и
набором номеров заданий по математике - за 30 минут (в классах с углубленным
изучением математики - за 1 час), с текстами заданий по алгебре и началам
анализа - за 1 час до начала аттестации в присутствии членов аттестационной
комиссии.
Темы сочинений,
названия изложений и диктантов, тексты заданий для письменных работ по
математике записываются на доске.
16. При
соответствующей организации аттестация может проводиться с использованием радио
и телевидения.
17. Письменная
аттестация проводится с 9 часов. При необходимости в 9 классе экзамен по
русскому языку в форме изложения может проводиться с 9 ч 30 мин., в форме
диктанта - с 10 ч.
В 9 классах на
сочинение, изложение с элементами сочинения и математику отводится 4
астрономических часа (в классах с углубленным изучением математики - 5 часов),
на изложение - 3 часа, на диктант - 1 час; в 11 (12) классах на сочинение
отводится 6 часов, на письменную работу по алгебре и началам анализа (в том
числе и в общеобразовательных учреждениях (классах) с углубленным изучением
математики) - 5 часов.
В классах, учащиеся
которых изучали математику по сокращенной программе и в текущем учебном году
аттестуются по текстам, составленным учителями математики, продолжительность
экзамена 3 - 4 часа.
18. Выпускникам 11
(12) классов на сочинении, а также выпускникам 9 классов, избравшим для
аттестации по русскому языку сочинение на литературную тему, через час после
начала работы предоставляется возможность использовать книги с текстами
художественных произведений, не содержащие теоретических материалов.
Примечание. При
проведении итоговой аттестации выпускников вечерних (сменных) специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с недостатками зрения
и слуха наряду с настоящим Положением следует руководствоваться письмом МП
РСФСР от 04.01.82 N 1-М "О проведении экзаменов в специальных вечерних и
заочных школах для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих".
19. Проверка письменных
аттестационных работ выпускников 9 и 11 (12) классов осуществляется в
общеобразовательном учреждении преподавателем данного предмета и членами
аттестационной комиссии. Если проверка не окончена, то работы сдаются на
хранение директору. При проверке ошибки подчеркиваются.
В работах по
русскому языку и литературе указывается отдельно количество ошибок
орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и по содержанию.
Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание,
вторая - за грамотность.
На сочинения,
оцененные баллами "2" и "5", пишутся рецензии.
20. Выпускники,
получившие на основной аттестации неудовлетворительные отметки, допускаются к
повторной аттестации.
Форму повторной
письменной аттестации по русскому языку (сочинение, изложение с элементами
сочинения, диктант) и литературе (сочинение, диктант) устанавливает
аттестационная комиссия.
21. Выпускникам 9 и
11 (12) классов предоставляется возможность ознакомиться с итогами проверки
своей письменной работы. Организация показа работ выпускникам возлагается на
председателя аттестационной комиссии.
В случае несогласия
с отметкой, выставленной за письменную работу, выпускник имеет право в
трехдневный срок обратиться в конфликтную комиссию местного (муниципального)
органа управления образованием.
22. Порядок
проведения устной итоговой аттестации по предметам устанавливается местными
(муниципальными) органами управления образованием.
23. После
проведения аттестации отметки за нее, а также итоговые отметки по предмету
заносятся в протокол, который подписывается членами аттестационной комиссии.
В случае
разногласий между членами комиссии в оценке письменной работы или устного
ответа выпускника вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в
протоколе особого мнения членов комиссии, не согласных с решением большинства.
Если выпускник
аттестуется по предмету письменно и устно, то итоговая отметка по нему
заносится в протокол, оформленный для письменной аттестации.
24. Аттестационные
комиссии при выставлении итоговых отметок руководствуются следующим:
а) итоговая отметка
по предмету определяется на основании годовой и аттестационной с учетом отметок
промежуточной аттестации в выпускном классе;
б) при
неудовлетворительной отметке, полученной выпускником на экзамене, не может быть
выведена положительная итоговая отметка;
в) в аттестат о
среднем (полном) общем образовании выпускника общеобразовательного учреждения
выставляется отметка по русскому языку на основе итоговой отметки за 9 класс и
итоговой аттестационной за сочинение в 11 классе;
г) в 12 классе
общеобразовательного учреждения с вечерней (сменной) формой обучения итоговая
отметка по русскому языку ставится на основе годовой и итоговой аттестационной
за сочинение;
д) итоговая отметка
по русскому языку в 11 классах общеобразовательных учреждений, в которых родной
(нерусский) язык является языком изучения или обучения, выводится на основе
итоговой отметки за 9 класс с учетом отметок промежуточной аттестации в
выпускном классе.
25. Трудовая
(начальная профессиональная) подготовка выпускников 11 класса может завершаться
по их желанию сдачей квалификационных экзаменов.
Квалификационные
экзамены проводятся в сроки, согласованные администрацией общеобразовательного
учреждения с руководителями предприятий (организаций), где учащиеся проходили
практическое обучение, но не позднее чем за две недели
до начала итоговой аттестации.
К квалификационным
экзаменам допускаются учащиеся, прошедшие полный курс теоретического и
практического обучения, предусмотренного соответствующей профессиональной
программой, и получившие положительные годовые отметки по всем дисциплинам
учебного плана по изучаемой профессии (специальности).
26.
Квалификационные экзамены принимают специальные комиссии, создаваемые
непосредственно на производстве. В их состав, как правило, входят: главный или
старший специалист предприятия (организации) (председатель), мастер
производственного обучения, заведующий мастерской. К работе квалификационных
комиссий по возможности привлекаются работники профессиональных учебных
заведений соответствующего профиля, а также представители общественных
организаций.
По ряду профессий
(водитель автомобиля, тракторист, комбайнер) прием квалификационных экзаменов
осуществляется в соответствии с законодательством специальными комиссиями ГАИ,
агропромышленных комплексов и т.д. В этих случаях руководители образовательных
учреждений заблаговременно выясняют порядок сдачи квалификационных экзаменов.
Прием экзаменов на права водителя автомобиля, тракториста, комбайнера у выпускников
общеобразовательных учреждений осуществляется на общих основаниях.
2. Порядок
выпуска учащихся, оформление и выдача
документов
государственного образца об образовании
27. Выпускники 9 и
11 (12) классов, допущенные к итоговой аттестации и прошедшие ее, получают
документ об образовании.
28. Учащимся 9
класса, не освоившим общеобразовательные программы или не прошедшим итоговую
аттестацию, не может быть выдан документ об основном общем образовании.
29. Учащимся 11
(12) классов, не освоившим общеобразовательные программы в пределах уровня
обязательных требований по двум и более предметам, а также выпускникам, не
прошедшим итоговую аттестацию, выдается справка об обучении в общеобразовательном
учреждении.
В справке
указываются годовые и аттестационные отметки (в том числе и
неудовлетворительные) по всем предметам 10 - 11 (12) классов.
30. Лица,
получившие справку об обучении, имеют право не ранее чем через год сдавать
экзамены в порядке экстерна.
Лица, не сдававшие
выпускные экзамены, должны пройти аттестацию не менее чем по 5-ти предметам,
среди которых обязательными являются литература, алгебра и начала анализа, а
также те предметы, по которым в справке выставлены неудовлетворительные
отметки.
Лица, сдававшие
выпускные экзамены, должны пройти аттестацию по предметам, по которым в справке
выставлены неудовлетворительные отметки.
31. В соответствии
с решением совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения
выпускникам, окончившим девятый класс, выдается аттестат об основном общем
образовании (свидетельство о неполном среднем образовании), окончившим 11 (12)
класс - аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Документы об
образовании выпускники получают в общеобразовательном учреждении, где
обучались, в том числе и выпускники, находившиеся в лечебном учреждении, где
были организованы учебные занятия. При оформлении документов об образовании
таких учащихся учитываются отметки, полученные ими в общеобразовательном учреждении
при лечебном учреждении.
32. Выпускникам 11
(12) класса, овладевшим определенной профессией и сдавшим квалификационные
экзамены, выдается свидетельство о присвоении квалификации (разряда, класса,
категории) по профессии.
33. Выпускникам,
освобожденным от итоговой аттестации в соответствии с п. 3 настоящего
Положения, выдается документ об образовании на основании годовых отметок.
34. В аттестат об
основном общем образовании (свидетельство о неполном среднем образовании)
вносятся итоговые отметки по всем предметам, которые изучались в классах второй
ступени образования.
В аттестат о
среднем (полном) общем образовании вносятся итоговые отметки по предметам,
которые изучались в 10 - 11 (12) классах, и отметка по русскому языку в
соответствии с подпунктами "в" и "г" п. 23 настоящего
Положения.
35. Выпускникам,
изучавшим факультативные курсы, в документе об образовании делается
соответствующая запись.
36. В документе об
образовании отметка по каждому предмету проставляется цифрами и в скобках
словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).
С
неудовлетворительными отметками и записью "прослушал" документ об
образовании не выдается.
37. Выпускникам 9
класса, не аттестованным по изобразительному искусству, музыке, физической
культуре, иностранному языку по не зависящим от них причинам, в аттестате об
основном общем образовании (свидетельстве о неполном среднем образовании)
делается запись "не изучалось (-лся, -ась)",
освобожденным по состоянию здоровья от занятий по физической культуре и
трудовому обучению - "освобожден (-а)".
38. Документы об
образовании заполняются черными чернилами, тушью или пастой, подписываются
директором общеобразовательного учреждения, его заместителем по учебно -
воспитательной работе и учителями (не менее 2-х). Документ заверяется печатью
общеобразовательного учреждения. Наименование общеобразовательного учреждения
записывается в точном соответствии с его печатью. Оттиск печати должен быть
ясным, четким, легко читаемым. Подчистки, исправления и незаполненные графы в
документах об образовании не допускаются. Фамилия, имя, отчество, год и месяц
рождения выпускника записываются полностью и в точном соответствии с записями в
паспорте, а выпускника, не имеющего паспорта, - в соответствии с записями в
свидетельстве о рождении. Наименование, номер, местонахождение
общеобразовательного учреждения, выдавшего документ, записываются полностью.
Выпускникам классов
(групп), организованных для молодежи и взрослых в дневных общеобразовательных
учреждениях, в документе об образовании после наименования общеобразовательного
учреждения делается запись "Класс (группа) вечернего (заочного)
обучения".
Документы об
образовании могут быть заполнены с помощью печатающих устройств.
3.
Награждение отличившихся выпускников
39. Выпускникам 9
класса, имеющим годовые и итоговые отметки "5" по всем предметам,
выдается аттестат об основном общем образовании (свидетельство о неполном
среднем образовании) с отличием.
Выпускникам 9
класса, освобожденным по состоянию здоровья от итоговой аттестации, от занятий
по физической культуре и трудовому обучению, а также не изучавшим иностранный
язык по не зависящим от них причинам, может быть выдан документ об образовании
с отличием.
Выпускникам 9
класса, отнесенным по состоянию здоровья к специальной группе и имеющим по
физической культуре годовые отметки "зачтено", может быть выдан
документ об образовании с отличием.
40. Выпускники 11
(12) класса общеобразовательных учреждений, имеющие полугодовые (триместровые),
годовые и итоговые отметки "5" по всем предметам, изучавшимся в 10 -
11 (12) классах, и получившие на итоговой аттестации по всем предметам отметку
"5", награждаются золотой медалью.
Выпускники 11 (12)
класса общеобразовательных учреждений, имеющие за время обучения в 10 - 11 (12)
классах полугодовые (триместровые), годовые и итоговые отметки "5" и
не более чем по двум предметам отметку "4", получившие на итоговой
аттестации отметки "5" и не более чем по одному предмету отметку
"4", награждаются серебряной медалью.
41. Выпускники 11 (12)
классов общеобразовательных учреждений, достигшие особых успехов в изучении
одного или нескольких предметов, имеющие по ним годовые, аттестационные и
итоговые отметки "5", при положительных отметках по остальным
предметам награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении
отдельных предметов".
При награждении
похвальной грамотой учитывается проявление выпускником интереса к избранным
предметам: его участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, успешное изучение
факультативного курса, работа в предметных кружках и т.п. В похвальной грамоте
перечисляются предметы, по которым выпускник обнаружил особые успехи. Решение о
награждении выпускника похвальной грамотой принимается педагогическим советом
общеобразовательного учреждения.
Выпускникам, награжденным
похвальной грамотой, выдаются аттестаты о среднем (полном) общем образовании
обычного образца.
42. Награждение
выпускников золотыми и серебряными медалями производится в порядке,
определяемом органами управления образованием субъектов Федерации.
43. Вся
документация по итоговой аттестации и материалы, по которым она проводилась,
хранятся в порядке, определяемом органами управления образованием субъектов
Федерации.
44.
Выпускники 11 (12) класса, освобожденные от итоговой аттестации, медалями не
награждаются, за исключением:
- выпускников,
освобожденных по состоянию здоровья от занятий по физической культуре,
трудовому обучению, основам безопасности жизнедеятельности и не изучавших
иностранный язык по не зависящим от них причинам;
- выпускников,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной группе и имеющих по физической
культуре годовые отметки "зачтено";
- выпускников,
имеющих соответствующие отметки и освобожденных от итоговой аттестации в связи
с участием в летних учебных сборах кандидатов в команды России на международные
олимпиады школьников;
- выпускников,
имеющих соответствующие отметки и освобожденных от итоговой аттестации по
состоянию здоровья в связи с хроническими заболеваниями.
45. Документы о
награждении медалями выпускников, освобожденных от итоговой аттестации согласно
п. 44 настоящего Положения, общеобразовательные учреждения представляют в
соответствующие органы управления образованием не позднее
чем за 2 недели до начала аттестационного периода в общеобразовательных учреждениях.
46. При решении
советом (педагогическим советом) общеобразовательного учреждения вопроса о
представлении выпускника к награждению медалью не разрешается пересматривать
полугодовые (триместровые), годовые и итоговые отметки, полученные им в 10 - 11
(12) классах.
47. Выпускникам 9 и
11 классов общеобразовательных учреждений по их просьбе, а также по просьбе
родителей (лиц, их заменяющих) выдаются рекомендации для продолжения
образования в соответствии с интересами и способностями выпускника.
48. Считать
утратившей силу Инструкцию об экзаменах, переводе и выпуске учащихся
общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации в 1991/92 учебном
году (письмо Минпроса РСФСР от 02.12.91 N 433/15).