МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 сентября 1992 г. N 333
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В целях
практической реализации принципа гуманизации общеобразовательного процесса
приказываю:
1. Утвердить
Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных
учреждениях.
2. Главному
управлению реабилитационной службы (Макаров Г.Б.), Главному управлению
содержания общего среднего образования (Леонтьева М.Р.) организовать подготовку
учебно-методического обеспечения для функционирования классов компенсирующего
обучения.
Первый заместитель
министра
В.Б.НОВИЧКОВ
Приложение
к Приказу
Министерства образования
Российской
Федерации
от 08.09.1992 N 333
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССЕ (КЛАССАХ) КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
I. Общие
положения
Класс (классы)
компенсирующего обучения (далее - компенсирующие классы) создаются в
общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании", принципами гуманизации образовательного процесса,
дифференциации и индивидуализации обучения.
Цель организации
компенсирующих классов - создание для детей, испытывающих затруднения в
освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий
воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях
образовательного учреждения.
В компенсирующие
классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии
(задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического
развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).
Основным
показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является
недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся
в низком уровне сформированности психологических (включая общую личностную
незрелость) и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в
основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической
запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности
или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность
произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т.п.).
Работа
компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного
образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их
работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление
физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.
II.
Организация и функционирование компенсирующих классов
2.1. Компенсирующие
классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений,
располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются
общеобразовательным учреждением по предложению совета этого учреждения.
2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия
родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой перед
поступлением в общеобразовательное учреждение диспансеризации противопоказаний
к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаруживающие низкий
уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.
Показания к отбору
детей в указанные классы определены Рекомендациями по отбору детей в классы
компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах)
компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).
2.3. Компенсирующие
классы создаются, как правило, для обучающихся на
ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы компенсирующие
классы работали в режиме продленного дня. Сроки для освоения программ по
общеобразовательным предметам в компенсирующих классах соответствуют срокам,
предусмотренным для освоения программ начального общего образования.
2.4. Отбор детей в
компенсирующие классы на основе психолого-педагогического диагностирования
осуществляется психолого-педагогическим консилиумом и оформляется его решением.
Психолого-педагогический консилиум создается в образовательном учреждении
приказом директора. В состав психолого-педагогического консилиума входят
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих
классов, другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог и другие
специалисты. Специалисты, не являющиеся работниками данного учреждения,
привлекаются для работы в психолого-педагогическом консилиуме на договорной
основе.
Психолого-педагогический
консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.
При наличии
соответствующих условий функции психолого-педагогических консилиумов могут
осуществляться районными (городскими) психологическими службами, реабилитационными
центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогическими
консультациями.
2.5.
Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится в следующем порядке:
а) организация
сбора информации о поступающих в школу детях, анализ этой информации и
выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;
б) специальное
диагностирование детей с низким уровнем готовности к обучению, ориентированное
на определение степени и структуры школьной незрелости и ее вероятных причин;
в) проведение при
необходимости сбора дополнительной диагностической информации о детях в период
их первичной адаптации в образовательном учреждении (в течение первого
полугодия) на основе углубленного экспериментально-психологического
исследования, проводимого психологом.
2.6. Наполняемость
классов компенсирующего обучения составляет 9 - 12 человек. Наполняемость
классов компенсирующего обучения в малокомплектных сельских и национальных
общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом условий их работы.
2.7. Распорядок дня
для обучающихся в
компенсирующих классах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости.
Целесообразны организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые
лечебные и оздоровительные мероприятия.
2.8. Обучающиеся,
освоившие программы общеобразовательных предметов в компенсирующих классах, по
решению психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий
класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным
общеобразовательным программам.
2.9. При отсутствии
положительной динамики развития в условиях
компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на
медико-педагогическую комиссию (психолого-медико-педагогическую консультацию)
для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная
дифференциация контингента обучающихся осуществляется в пределах первого года
обучения.
2.10. Методическую
помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районных
(городских) методических кабинетов, специалисты институтов повышения
квалификации работников образования, институтов усовершенствования учителей.
III.
Организация образовательного процесса в компенсирующих классах
3.1. Программы по
общеобразовательным предметам в компенсирующих классах разрабатываются на базе
основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся.
Составной частью программы в компенсирующих классах является программа
компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных,
так и внеучебных занятий с обучающимися.
3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах проводят учитель,
воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязанности учителя-логопеда входит:
всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и
фронтальных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения
в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению
трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий
в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.3. Психолог
оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, отобранных в
компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития,
личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные
занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование
продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление
возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь
учителям.
Для проведения
развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане
предусматривается 2 часа в неделю.
3.4. Текущие и этапные
результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,
формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных
программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в
педагогической карте обучающегося и классном журнале.
IV.
Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение компенсирующих
классов
4.1. В
компенсирующих классах работают учителя и воспитатели (при наличии групп
продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие,
как правило, специальную подготовку для работы по соответствующим программам.
4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с
обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с воспитателями, могут
привлекаться учителя на условиях дополнительной оплаты. Целесообразность
таких занятий, их формы и продолжительность определяются
психолого-педагогическим консилиумом.
4.3. В необходимом
случае для работы с обучающимися компенсирующих
классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном
учреждении, на договорной основе.
4.4. Для работы
компенсирующих классов в режиме продленного дня оборудуется помещение,
приспособленное для занятий, отдыха и дневного сна.
4.5. Дополнительные
расходы, связанные с открытием и содержанием компенсирующих классов, могут
производиться в пределах фонда заработной платы (фонда оплаты труда).
V. Функции
руководителей учреждения и учителей компенсирующих классов
5.1. Руководитель
общеобразовательного учреждения обеспечивает создание необходимых условий для
работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за
их работой, несет ответственность за комплектование.
5.2. Заместитель
директора по учебно-воспитательной работе организует работу
психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую
организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении
направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует
результаты обучения.
5.3. Работающие в
компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение
обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения
направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут
учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют
на них педагогические карты.
Приложение
к Примерному
положению
о классах
компенсирующего обучения
в
общеобразовательных учреждениях
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ В
КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
(разработано НИИ
дефектологии РАО)
В классы
компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети "группы
риска", не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического
развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных
нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы). При
нормальном интеллектуальном развитии дети "группы риска" на начальных
этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за
низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных
отставаний в развитии высших психических функций или педагогической
запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания
и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти,
перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий
уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной
учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается
недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности,
повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.
Перечисленные
особенности, но в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления
характерны для детей с задержкой психического развития
церебрально-органического генеза или детей с умственной отсталостью, что
является важным критерием в дифференциально-диагностическом плане при решении
вопроса о выборе образовательного учреждения для таких детей.
Ведущим в
характеристике детей "группы риска" является сниженная
работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у соматически
ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения.
Основными
медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения
являются:
1. Нарушение
работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
а) астеническое
состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания
внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная астения и
др.);
б)
церебрастенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования,
гидроцефалия, церебро-эндокринные состояния, постсоматическая и
посттравматическая церебрастения) без нарушения интеллектуального развития;
в)
астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы
(нарушения сна, аппетита, вегето-сосудистая дистония);
г) астенические
состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов.
2. Нарушение
работоспособности в связи с расстройствами поведения:
а) ситуационные
реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое
развитие);
б) невротические и
неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующее обучения
в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);
в) психогенное
патологическое формирование личности;
г) синдром истинной
невропатии;
д) избирательный мутизм на этапе реабилитационных мероприятий;
е) синдром
гармонического психического (психофизического) инфантилизма;
ж) синдром раннего
детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального
развития);
з) психопатические
синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности,
психастении);
и) некоторые
психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);
к) легкие
проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без
нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную
школу.
3. Показанием к
приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая
запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в
неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных
учреждениях.
Противопоказанием
для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие
следующих клинических форм и состояний:
а) задержка психического
развития церебрально-органического генеза;
б) олигофрения;
в) деменция
органического, шизофренического и эпилептического генеза;
г) наличие
выраженных нарушений функций слуха, зрения, речи, опорно-двигательного
аппарата.
Дети, страдающие
различными видами слабоумия, задержкой психического развития, могут быть
направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы)
коррекционного характера.