ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 января 2012 г. N ГКПИ11-2063
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
судьи Верховного
Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре И.,
с участием
прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.М.А. о признании в
части недействующим пункта 40 Положения о подготовке научно-педагогических и
научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в
Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814,
установил:
пункт 40
Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе
послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (далее -
Положение), утвержденного приказом Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814, устанавливает, что
поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены в
соответствии с государственными образовательными стандартами высшего
профессионального образования, в том числе иностранный язык, определяемый
высшим учебным заведением или научным
учреждением, организацией и необходимый аспиранту для
выполнения диссертационного исследования.
К.М.А.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействующим указанного нормативного положения в части, предусматривающей при
поступлении в аспирантуру сдачу конкурсного вступительного экзамена по
иностранному языку, как не соответствующего части 1 статьи 43 Конституции
Российской Федерации и пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 25
октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации". Полагает, что оспариваемое положение нарушает его
право на получение послевузовского профессионального образования, которое
гарантируется Российской Федерацией вне зависимости от знания какого-либо
языка, в том числе иностранного языка.
В
письменных возражениях на заявление Министерство образования и науки Российской
Федерации (далее - Минобрнауки России) и Министерство
юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) указали, что федеральные
государственные образовательные стандарты предусматривают преподавание
иностранного языка в качестве обязательной дисциплины, в связи с этим
оспариваемый в части нормативный правовой акт законодательству Российской
Федерации не противоречит, принят в пределах установленной компетенции, прав и
свобод заявителя не нарушает.
Выслушав
объяснения К.М.А., возражения представителей Минобрнауки
России Ф. и Минюста России К.М.В., оценив оспариваемую норму на ее соответствие
федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры
Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления
отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с
Положением о Министерстве общего и профессионального образования Российской
Федерации (подпункт 48 пункта 5), утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. N 395, принято оспариваемое заявителем
в части Положение. Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации 5 августа 1998 г., регистрационный
номер 1582, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, 1998 г., N 20. После вступления в силу постановления
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 "О Министерстве
образования и науки Российской Федерации" полномочия по принятию положения
о подготовке научно-педагогических и научных работников осуществляет Минобрнауки России (подпункт 5.2.6).
Статьей 43
Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на
образование (часть 1); гарантируются общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в
государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на
предприятиях (часть 2); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить
высшее образование в государственном или муниципальном образовательном
учреждении и на предприятии (часть 3); Российская
Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты,
поддерживает различные формы образования и самообразования (часть 5).
Закон
Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
предусматривает, что в Российской Федерации устанавливаются федеральные
государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность
требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального
образования образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию (пункт 1 статьи 7);
федеральные государственные образовательные стандарты являются основой
объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от
форм получения образования (пункт 8 статьи 7); послевузовское профессиональное
образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования,
научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального
образования (пункт 1 статьи 25).
Из приведенных
законоположений следует, что обязательным условием получения послевузовского
профессионального образования является наличие высшего профессионального
образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего
профессионального образования, которые определяют уровень и содержание
профессиональной подготовки специалистов и являются основой объективной оценки
уровня образования и квалификации выпускников, предусматривают в структуре
основных образовательных программ иностранный язык в качестве обязательной
дисциплины. Требования к результатам освоения этой дисциплины выражаются во
владении выпускником необходимыми навыками профессионального общения на
иностранном языке.
Абзац второй статьи
8 Закона Российской Федерации "Об образовании" также устанавливает,
что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность
взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровня и
направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.
Пункт 6
статьи 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" предусматривает, что
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных
образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных
основных образовательных программ высшего профессионального образования и
примерных основных образовательных программ
послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре,
включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей).
Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N
1365 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной
профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), пункт 5 которых
включает в качестве образовательной составляющей иностранный язык как
обязательную дисциплину (ОД.А.02).
Таким образом,
действующим законодательством обеспечена преемственность образовательных
программ различного уровня, предполагающая единую систему целей и содержания
образования на всем протяжении обучения. С учетом этого оспариваемое в части
нормативное положение, предусматривающее сдачу при поступлении в аспирантуру
конкурсного вступительного экзамена по иностранному языку, входящему в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в
структуру основных образовательных программ в качестве обязательной дисциплины,
действующему законодательству не противоречит. Нормативных правовых актов,
имеющих большую юридическую силу и устанавливающих иной перечень вступительных
экзаменов в аспирантуру, не имеется.
Утверждение
заявителя о том, что статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует
получение послевузовского профессионального образования, не соответствует
содержанию данной нормы.
Необоснован и довод заявителя о противоречии оспариваемого нормативного положения
пункту 1 статьи 5 Закона "О языках народов Российской Федерации".
Данный Закон, согласно его вводной части, направлен на создание условий для
сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской
Федерации, к которым иностранный язык, как язык другого государства, не
относится. Использование иностранных языков этим Законом не регулируется.
С учетом
изложенного оспариваемое в части Положение действующему законодательству не
противоречит, прав и свобод заявителя не нарушает.
Руководствуясь
статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении
заявления К.М.А. о признании в части недействующим пункта 40 Положения о
подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского
профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом
Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27
марта 1998 г. N 814, отказать.
Решение может быть
обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
Т.А.ПЕТРОВА