ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2011 г. N ГКПИ11-421
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
судьи Верховного
Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.О.
с участием
прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.А. о признании
недействующими Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 апреля 2010 г. N 428 "Об утверждении Положения о порядке проведения
экспертизы учебников", частично пунктов 2, 3, 4, 6, 9, 12 утвержденного им
Положения,
установил:
Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. N
428 (далее - Приказ от 23 апреля 2010 г. N 428) утверждено Положение о порядке
проведения экспертизы учебников (далее - Положение). Приказ зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июня 2010 г., регистрационный N
17623, и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, 12 июля 2010 г., N 28.
Г.А.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействующими пунктов 2, 3, 4, 6, 9, 12 Положения и Приказа от 23 апреля 2010
г. N 428, ссылаясь на то, что оспариваемые положения обязывают его как автора
представлять на экспертизу одновременно несколько учебников, чем нарушают его
право на создание, направление на экспертизу и публикацию (издание) отдельного
учебника, предусмотренное
статьями 1229, 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных
требований указал, что:
- понятие
"учебник", данное в пункте 2 Положения, не соответствует определению
"учебник", содержащемуся в пункте 10 Административного регламента
Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной
функции "Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие
ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию", утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 5 (далее - Административный
регламент), в пунктах 3.2.4, 3.4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 7.60-2003
"Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу" (далее - Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003), введенного в
действие с 1 июля 2004 г. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации
по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. N 331-ст;
- пункт 4
Положения в части, исключающей представление на экспертизу одного или
нескольких учебников, не входящих в "завершенную предметную линию",
не соответствует пунктам 10 и 11 Административного регламента, согласно которым
на экспертизу представляется отдельный учебник, как входящий, так и не входящий
в предметную линию; противоречит статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006
г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- пункты 3,
4, 9 и 12 Положения в части указания на необходимость представления на
экспертизу учебников, входящих в "систему учебников", противоречат
статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", пунктам 10, 11
и 13 Административного регламента, Федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования (далее - Федеральный
государственный образовательный стандарт), утвержденному Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, подпадают под признаки факторов коррупциогенности,
предусмотренные подпунктом "е" пункта 3 и подпунктами "а",
"в" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее -
Методика проведения антикоррупционной экспертизы), утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96;
- пункт 6
Положения, в котором указано, кто участвует в проведении экспертизы, но не
указано, кто ее проводит, противоречит статье 15 Федерального закона "О
защите конкуренции", подпадает под признаки факторов коррупциогенности,
предусмотренные подпунктом "в" пункта 3 Методики проведения
антикоррупционной экспертизы;
- пункты 2, 3, 4,
6, 9 и 12 Положения противоречат Федеральному государственному образовательному
стандарту, статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции",
пунктам 10, 11 и 13 Административного регламента, содержат признаки
коррупциогенности, предусмотренные Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
Заявитель
также указал, что в нарушение пункта 2 Порядка разработки и утверждения
административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления
государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679, порядок проведения экспертизы учебников
принят в форме положения, а не в форме административного регламента, текст
оспариваемого Приказа не соответствует проекту Приказа, опубликованному на
официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет, чем нарушены пункты 4.1,
6 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
В судебном
заседании Г.А. и его представитель Д. поддержали заявленные требования,
обосновывая их вышеприведенными доводами.
Представители
Министерства образования и науки Российской Федерации Л., М. и представители
Министерства юстиции Российской Федерации К., Б. возражали против
удовлетворения заявления Г.А., ссылаясь на то, что оспариваемые нормы не
нарушают права заказчиков экспертизы, действующему законодательству не
противоречат.
Выслушав и обсудив
доводы заявителя и его представителя, возражения представителей
заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в
удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не
находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Положение
утверждено Министерством образования и науки Российской Федерации в
соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N
3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) и пунктом 5.2.4 Положения о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337,
согласно которому Министерству образования и науки Российской Федерации
предоставлено полномочие на утверждение
порядка проведения экспертизы учебников.
Довод заявителя о
том, что порядок проведения экспертизы учебников должен быть принят
в форме Административного регламента является необоснованным.
В
соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных
регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных
услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11
ноября 2005 г. N 679, административный регламент устанавливает сроки и
последовательность административных процедур и административных действий
федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными
подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия федерального
органа исполнительной власти с
физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и
местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении
государственной функции (предоставлении государственной услуги).
Между тем Положение
устанавливает порядок проведения экспертизы учебников с целью обеспечения
качества учебников и формирования федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию (пункт 1). При этом
экспертиза проводится на основании договора между заказчиком экспертизы и
экспертной организацией, заключаемого в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации (пункт 8), федеральные органы
исполнительной власти в проведении экспертизы учебников не участвуют.
Несоответствие
Приказа его проекту, опубликованному на официальном сайте Министерства
образования и науки Российской Федерации в сети Интернет, на что ссылается
заявитель, основанием для признания недействующим нормативного правового акта
не является. Проекты нормативных правовых актов размещаются
на официальных сайтах в сети Интернет с целью обеспечения возможности
проведения независимой антикоррупционной экспертизы с указанием дат начала и
окончания приема заключений по результатам экспертизы (пункт 6 Правил
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, пункт 4.1 Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009). Однако это не означает, что
после опубликования проекта в него не могут вноситься изменения.
Объектом экспертизы
согласно пункту 2 Положения является учебное издание, содержащее
систематическое изложение содержания учебного предмета (далее - учебник).
Из приведенной
нормы, а также из содержания пунктов 3 - 6, 9, 11 и 12 Положения следует, что
на экспертизу может быть представлен как отдельный учебник, так и одновременно
несколько учебников.
В связи с этим
довод заявителя о том, что Положение обязывает его как автора представлять на
экспертизу одновременно несколько учебников, не соответствует содержанию
оспариваемой нормы.
Определение объекта
экспертизы, данное в пункте 2 Положения, не вступает в противоречие с
определением объекта экспертизы, содержащимся в пункте 10 Административного
регламента, в котором дано более полное определение объекта экспертизы.
Необоснованным
является довод заявителя о том, что пункт 2 Положения противоречит
Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.60-2003, в котором дано иное понятие
"учебник", поскольку данный стандарт устанавливает термины и
определения понятий, употребляемых в области книгоиздания.
Пункт 6
Положения, устанавливающий, что в проведении экспертизы учебников участвуют
Российская академия наук и Российская академия образования, а также иные
организации на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской
Федерации, в которых закреплены соответствующие полномочия, соответствует
Уставам Российской академии наук (п. 12) и Российской академии образования (п.
17), утвержденным Постановлениями Правительства Российской Федерации
соответственно от 19 ноября 2007 г. N 785 и от 4
февраля 2008 г. N 45, согласно которым эти организации участвуют в экспертизе
учебников и иной учебной литературы в Российской Федерации.
Согласно Положению
задачей педагогической экспертизы учебника является оценка: принадлежности
учебника к системе учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного
предмета в полном объеме на соответствующей ступени общего образования
(завершенной предметной линии учебников); принадлежности учебника к системе
учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной
образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего
образования, - при экспертизе на соответствие федеральному государственному
образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования (подпункты
3, 4 пункта 3). Для проведения экспертизы учебников на соответствие
федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей
ступени общего образования представляются учебники, входящие в завершенную
предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих
достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы
общего образования на соответствующей ступени общего образования (пункт 4). Для проведения экспертизы учебника заказчики представляют учебник
(или оригинал-макет учебника), представленный на экспертизу в соответствии с
федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего
образования, или все учебники (или оригинал-макеты учебников), входящие в
завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников,
обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной
образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего
образования (пункт 9). При проведении экспертизы учебников,
представленных на экспертизу в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом соответствующей ступени общего образования, в
экспертном заключении указывается название каждого учебника, входящего в
завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников;
при педагогической экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать
однозначные выводы о принадлежности учебника к завершенной предметной линии
учебников и о принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих
достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы
общего образования на соответствующей ступени общего образования (пункт 12).
По своему
содержанию оспариваемые нормы не противоречат какому-либо нормативному
правовому акту более высокого уровня, в котором по-иному были бы урегулированы
аналогичные вопросы.
Довод о том, что
пункты 3, 4, 9 и 12 Положения в части указания на необходимость представления
на экспертизу учебников, входящих в "систему учебников", противоречат
Административному регламенту, не может быть признан обоснованным, поскольку
Административный регламент не имеет большей юридической силы по отношению к
Положению.
Помимо этого,
Административным регламентом также предусмотрено, что экспертиза учебников
проводится на предмет соответствия содержания учебника федеральному компоненту
государственного образовательного стандарта общего образования (обязательному
минимуму содержания общего образования), возрастным и психологическим
особенностям обучающихся, а также принадлежности учебника завершенной
предметной линии учебников (пункт 11); учебники, образующие
систему учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в
полном объеме на соответствующей ступени общего образования (завершенная
предметная линия), включаются в федеральный перечень учебников, рекомендованных
Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе; учебники, не
входящие в завершенную предметную линию, включаются в федеральный перечень
учебников, допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном
процессе (пункт 13).
Данные положения
корреспондируются с нормативными положениями статьи 7 Закона, согласно которой
Федеральные государственные образовательные стандарты, а также образовательные стандарты
и требования должны обеспечивать преемственность основных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования (подпункт 2 пункта 3).
Оспариваемые нормы
не указывают на необходимость представления на
экспертизу учебников, входящих в "систему учебников", как утверждает
заявитель.
Из содержания
пунктов 2, 3, 4, 9, 12 Положения в их взаимосвязи следует, что на экспертизу
могут быть представлены как учебники, входящие в систему учебников, так и не
входящие; экспертиза призвана определить, принадлежит ли учебник к завершенной
предметной линии учебников и (или) к системе учебников или нет (пункт 12
Положения). Выводы экспертизы являются основанием для включения их в
федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки
России к использованию в образовательном процессе (пункт 13 Административного
регламента).
Довод заявителя о
том, что пункты 3, 4, 9 и 12 Положения противоречат Федеральному
государственному образовательному стандарту, носит произвольный характер, т.к.
этот нормативный правовой акт не обладает большей юридической силой и имеет
иной предмет правового регулирования, чем оспариваемые нормативные положения,
которые не могут ему противоречить.
Суд также
не может согласиться с доводом заявителя о несоответствии оспариваемых норм
Положения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите
конкуренции", запрещающей федеральным органам исполнительной власти
принятие актов или осуществление действий (бездействия), которые приводят или
могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку
Положение не регулирует условия обращения товаров на соответствующем товарном
рынке.
Оспариваемое
заявителем Положение не устанавливает сроки, условия или основания для принятия
решения о включении учебников в федеральный перечень, не предоставляет
каких-либо исключений из общих правил для тех или иных экспертных организаций
или заявителей, не содержит неопределенных, трудновыполнимых или
обременительных требований к заявителям.
В судебном
заседании установлено, что в целях выявления в Приказе положений,
способствующих созданию условий для проявления коррупции, 8 апреля 2010 г.
проект Приказа был размещен на официальном сайте Министерства образования и
науки Российской Федерации для проведения независимой экспертизы. Срок
окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов был установлен
21 апреля 2010 г. Экспертные заключения от независимых экспертов в
установленный срок не поступили.
Таким образом,
утверждение заявителя о коррупциогенности оспариваемых положений является
надуманным, противоречит содержанию оспариваемых норм.
Поскольку
оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов
заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному
правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в
соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь
статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Г.А. о
признании недействующим Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 апреля 2010 г. N 428 "Об утверждении Положения о порядке
проведения экспертизы учебников", частично пунктов 2, 3, 4, 6, 9, 12
утвержденного им Положения оставить без удовлетворения.
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА