ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 июля 2008 г. N КАС08-382
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего:
Федина А.И.,
членов коллегии:
Меркулова В.П., Горшкова В.В.,
с участием
прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ж., Т., Я. о
признании недействующим абзаца 2 пункта 1.1.1 Инструкции о порядке выдачи
документов государственного образца о высшем профессиональном образовании,
заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденной Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 65,
по кассационной
жалобе заявителей на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля
2008 года, которым отказано в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад
судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения Журавлева
А.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения
представителя Министерства образования и науки Российской Федерации Сафроновой
Е.И., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу
необоснованной,
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 65
"Об утверждении инструкции о порядке выдачи документов государственного
образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих
бланков документов" утверждена Инструкция о порядке выдачи документов
государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и
хранении соответствующих бланков документов (далее - Инструкция).
Приказ
зарегистрирован в Минюсте РФ 13 апреля 2005 г. N 65081 и официально опубликован
в "Российской газете", N 84, 22.04.2005, "Бюллетене нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти", N 17, 25.04.2005.
Пунктом 1.1.1
Инструкции установлено, что диплом с отличием выдается выпускнику вуза на
основании оценок, вносимых в приложение к диплому, включающих оценки по
дисциплинам, курсовым работам, практикам и итоговой государственной аттестации.
По результатам итоговой государственной аттестации выпускник вуза должен иметь
только оценки "отлично". При этом оценок "отлично", включая
оценки по итоговой государственной аттестации, должно быть не менее 75%,
остальные оценки - "хорошо". Зачеты в процентный подсчет не входят (абз. 1).
Для магистра
дополнительным условием выдачи диплома с отличием является обязательное наличие
у него документа о предыдущем высшем профессиональном образовании (диплома
бакалавра или диплома специалиста с высшим профессиональным образованием)
"с отличием" (абз. 2).
Ж., Т. и Я.
обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании
недействующим абзаца 2 пункта 1.1.1 Инструкции, ссылаясь на то, что данная
Инструкция в новой редакции изменила правила выдачи дипломов магистра, введя в
качестве дополнительного условия для получения диплома магистра с отличием
обязательное наличие документа о предыдущем высшем профессиональном образовании
(диплома бакалавра или диплома специалиста с высшим профессиональным образованием) "с отличием". При этом
заявители указали, что на основании абзаца 2 п. 1.1.1 данной Инструкции ГАК
отказала им в выдаче диплома магистра с отличием, т.к. они не имели диплома о
предыдущем высшем профессиональном образовании "с отличием", хотя до
введения этой нормы они по результатам обучения рассчитывали на его получение.
Верховный Суд
Российской Федерации вынес указанное решение.
В кассационной
жалобе заявители ставят вопрос об отмене судебного решения, считая его
незаконным.
Обсудив доводы
кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со
ст. ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных
правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или
другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в
удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил
из того, что оспариваемый нормативный акт принят Министерством образования и
науки Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий,
установленное оспариваемой нормой в качестве дополнительного условия выдачи
диплома с отличием магистра - наличие документа о предыдущем высшем профессиональном
образовании "с отличием" не противоречит федеральному
законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав заявителей на справедливую
оценку знаний.
Так, в частности,
согласно Положению "О Министерстве образования и науки Российской
Федерации", утвержденному Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, Министерство образования и науки Российской
Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования (п. 1).
В соответствии с
подпунктом 5.2.4 пункта 5 вышеуказанного Положения Министерство образования и
науки Российской Федерации принимает нормативный правовой акт, касающийся
порядка выдачи документов государственного образца об уровне образования и
(или) квалификации.
В
соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании" гражданам Российской
Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и
послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах
федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных
государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи
5 данного Федерального закона образовательных
стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает
впервые (ч. 4 ст. 2).
Под получением
гражданином (обучающимся) образования согласно преамбуле Закона Российской
Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" понимается
достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое
удостоверяется соответствующим документом.
В
соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1
"Об образовании" (п. 2 ст. 27), п. п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона
от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" лицам, завершившим обучение по
образовательным программам высшего и послевузовского профессионального
образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о
соответствующем уровне образования,
высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает
выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне
образования с официальной символикой Российской Федерации.
Форма документа
государственного образца утверждается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Пунктом 3 статьи 7
Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" установлены следующие виды
документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра;
диплом специалиста; диплом магистра (п. 3 в ред. Федерального закона от
24.10.2007 N 232-ФЗ).
Данным Законом не
предусмотрены виды дипломов в зависимости от успехов, которые лица имели при
обучении. В судебном заседании представители заинтересованного лица пояснили,
что включение в образцы (формы) документов государственного образца о высшем
профессиональном образовании дипломов с отличием было обосновано традициями,
сохранившимися в системе образования со времен Союза Советских Социалистических
Республик, а также сложившейся многолетней практикой применения данной нормы.
Выдача диплома с отличием лицам, окончившим высшие учебные заведения,
добившимся больших успехов в учебе и проявившим себя в научной и общественной
работе, была предусмотрена Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об
утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном
образовании" (ч. 2 ст. 49).
Лица, получившие
документы государственного образца о соответствующем уровне высшего
профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации
(степени) "бакалавр", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего
профессионального образования - программе магистратуры (п. 5 ст. 6 Федерального
закона N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании").
Статьей 24
Федерального закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"
также установлено, что целями высшего профессионального образования являются
подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня,
удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения
квалификации (степени) "бакалавр" и квалификации (степени)
"специалист" осуществляется на базе среднего (полного) общего,
среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени)
"магистр" - на базе бакалавриата.
Как
пояснили в судебном заседании суда первой инстанции представители Министерства
образования и науки Российской Федерации, установление в качестве
дополнительного условия для получения диплома магистра с отличием обязательного
наличия документа о предыдущем высшем профессиональном образовании (диплома
бакалавра или диплома специалиста с высшим профессиональным образованием)
"с отличием" вызвано тем, что в соответствии с государственным
образовательным стандартом высшего профессионального образования основная
профессиональная образовательная программа,
обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра (4
года) и программы специализированной подготовки магистра (2 года), являющейся
продолжением и по содержанию и по сроку программы бакалавра. В связи с чем качество двухлетней специализированной
подготовки магистра не определяет качество подготовки всего шестилетнего
периода обучения магистра.
Поскольку итоговая
подготовка магистра определяется совокупностью требований к уровню образования
бакалавра и требований, обусловленных подготовкой по специализации магистра,
установление в оспоренной норме условия о наличии диплома бакалавра "с
отличием" при итоговой аттестации на диплом магистра является законным и
обоснованным.
Выводы суда
основаны на нормах материального права, проанализированных в решении,
предусмотренных ст. 362 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда в
кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.
360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного
Суда Российской Федерации от 24 апреля 2008 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Ж., Т., Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.П.МЕРКУЛОВ
В.В.ГОРШКОВ