ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2007 г. N ГКПИ07-13
Именем Российской
Федерации
Верховный Суд
Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Толчеева
Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании
недействующим пункта 18 Типового положения о стипендиальном обеспечении и
других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных
образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования,
аспирантов и докторантов, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 июня 2001 года N 487,
установил:
Типовое
положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки
студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и
среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (далее -
Типовое положение) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 июня 2001 года N 487 (ред. от 29 июля 2006 года), опубликовано в
"Российской газете" 4 июля 2001 года N 125.
Ш. обратился в
Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим
пункта 18 Типового положения, согласно которому государственная академическая
стипендия может быть назначена студентам, обучающимся на "отлично",
или на "хорошо" и "отлично", или на "хорошо". По мнению заявителя, данная норма противоречит части 3 статьи 16
Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", предусматривающей выплату
стипендии студентам очной формы обучения и получающим образование за счет
средств федерального бюджета, и части 1 статьи 19 Конституции Российской
Федерации, устанавливающей равенство всех перед законом и судом.
В судебном
заседании Ш. поддержал свои требования, пояснив, что оспариваемая им норма не
позволяет студентам получать стипендии в течение 4 месяцев первого года их
обучения, допускает возможность устанавливать в разных учебных заведениях
неодинаковые условия назначения стипендии по результатам экзаменов, а также
необоснованно отказывать в назначении стипендии.
Представители
Правительства Российской Федерации Жукова Т.Д., Сафронова Е.И., Стулов В.И.
заявленные требования не признали, указывая на то, что оспариваемое нормативное
положение установлено Правительством Российской Федерации на основании части 3
статьи 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", данной норме либо иному федеральному закону не противоречит.
Выслушав и обсудив
доводы участвующих в деле лиц, проверив оспариваемые нормативные положения на
их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд
Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
В силу
части 3 статьи 16 вышеупомянутого Федерального закона студенты федеральных
государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и
получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются
стипендиями в размере 500 рублей с 1 апреля 2005 года и 600 рублей с 1 сентября
2005 года в порядке и на условиях, которые определяются Правительством
Российской Федерации. Порядок назначения
и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом,
Типовое положение утверждено Правительством Российской Федерации во исполнение
полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом,
детализирует норму этого закона и ей не противоречит. Правительство Российской
Федерации, исходя из своих дискреционных полномочий (зависящих от усмотрения)
по определению порядка и условий назначения и выплаты стипендий, вправе было
привязать назначение академической стипендии к системе оценок, характеризующих
степень выполнения студентом требований к образовательному процессу, качество
усвоения им учебного материала.
Федеральный закон,
определив в пункте 3 статьи 16 конкретные размеры стипендий, не устанавливает
каких-либо критериев назначения, не закрепляет обязанности их выплаты с первого
дня обучения. Типовое положение не связывает с указанными в пункте 18 оценками
выплату только социальных стипендий социально незащищенным студентам,
обуславливая право на академические стипендии результатами экзаменационной
сессии, что не противоречит Закону, в развитие которого оно издано.
Федеральный
закон, осуществляя правовое регулирование отношений в области высшего и
послевузовского профессионального образования, устанавливает автономию высшего
учебного заведения, под которой понимается его самостоятельность, в том числе в
осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности, в
определении направления использования средств, полученных за счет бюджета и
иных не запрещенных законодательством источников (пункт 1 статьи 1, пункт 1
статьи 3, пункт 4 статьи 28).
Следовательно,
назначение государственной академической стипендии в порядке, определенном в
пункте 17 Типового положения, по одному из предусмотренных пунктом 18
вариантов, соответствует Федеральному закону.
Оспариваемый пункт
по своему содержанию допускает возможность выбора одного из указанных в нем
условий назначения стипендии и сам по себе не является основанием для отказа в
назначении академической стипендии студентам, обучающимся на
"отлично", как на это ссылается заявитель.
Доводы
заявителя о нарушении оспариваемой нормой части 1 статьи 19 Конституции
Российской Федерации в силу части 3 статьи 251 ГПК РФ не могут быть предметом
рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации, поскольку проверка
конституционности нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации
отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации
(пункт "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемое
нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не
противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту,
имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в
соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь
статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении
заявления Ш. отказать.
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ