ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 15 сентября 2005 г. N ГКПИ05-1071
Именем Российской
Федерации
Верховный Суд РФ в
составе:
председательствующего - судьи
Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Лариной
М.А.,
с участием прокурора Масаловой
Л.Ф.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании
недействующим пункта 2.9.4 "Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденных и введенных в действие
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002
г. N 44, в части, устанавливающей обязательное медицинское освидетельствование
детей при обучении в образовательных учреждениях (далее - Правила),
установил:
В.
обратилась в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то,
что оспариваемый в указанной части пункт 2.9.4 Правил противоречит федеральному
законодательству и нарушает права граждан, в том числе и ее ребенка, на
добровольность обращения за медицинской помощью, а также на получение и
общедоступность основного общего образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях.
Полагает, что
получение медицинской помощи является правом граждан РФ
и она не может предписываться им в качестве обязательной меры, а также
указываться в качестве обязательного условия для реализации каких-либо иных
прав и свобод.
Оспариваемые в
указанной части Правила, по ее мнению, делают доступ к основному общему
образованию (поступление в образовательные учреждения) обусловленным
обязательными медицинскими осмотрами детей, предписывающими в качестве
необходимого условия прохождение профилактических осмотров,
психолого-медико-педагогической комиссии (консультации), что не соответствует
требованиям действующего законодательства РФ.
В судебном
заседании представитель заявительницы Ершов Ю.Л. заявленное требование
поддержал, но при этом пояснил, что его доверительницей оспаривается фактически
абз. 2 указанного выше пункта Правил.
Представители
Министерства здравоохранения и социального развития РФ Решетникова С.С. и
Куинджи Н.Н., Министерства юстиции РФ Савельева Ю.А. с требованием
заявительницы не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения,
сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Правил соответствует
требованиям действующего законодательства РФ, направлен на охрану здоровья
детей и прав детей на получение образования не нарушает.
Выслушав объяснения
представителя заявительницы, представителей Министерства здравоохранения и
социального развития РФ и Министерства юстиции РФ, исследовав материалы дела и
заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой
Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с
пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой
акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому
акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в
удовлетворении заявления.
Как установлено
судом, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
ноября 2002 г. N 44 утверждены и введены в действие
"Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02", согласно
абз. 2 пункта 2.9.4 которого прием детей в 1-е классы
осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(консультации) о готовности ребенка к обучению.
Утверждение
заявительницы о том, что, вопреки требованиям законодательства РФ, оспариваемым
пунктом Правил нарушается право детей на добровольное обращение за медицинской
помощью и право на получение основного общего образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, не может быть признано обоснованным.
Согласно п. 10 ст.
50 Закона РФ "Об образовании" для детей и подростков с отклонениями в
развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы). Такие дети направляются в указанные
образовательные учреждения органами образования только с согласия родителей
(законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической
комиссии.
Из объяснений
представителей Министерства здравоохранения и социального развития РФ следует,
что прохождение указанной выше комиссии носит консультационный
(рекомендательный) характер, а не лечебный, как указывает заявительница. В
целях реализации установленного законом принципа об адаптивности системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся прием детей в образовательные учреждения осуществляется на
основании заключения названной выше комиссии с целью выявления детей с
отклонениями в развитии и последующей защиты их психологического и физического
здоровья, оказания помощи в усвоении образовательных программ, подбора
индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной,
медицинской и юридической помощи, консультирования их родителей (законных
представителей) по вопросам общего состояния готовности ребенка к обучению,
вероятности возникновения негативных психологических последствий в связи с
интеграцией ребенка с отклонениями в общество, проблем его социальной
адаптации.
Из приведенной выше
нормы Закона и объяснений представителей заинтересованного лица усматривается,
что заключение указанной комиссии, как и ее прохождение, направлено на охрану
здоровья детей и носит консультационный (рекомендательный) характер и не
является основанием к отказу в принятии ребенка в образовательное учреждение,
т.е. не препятствует получению основного общего образования.
Не может быть
принята во внимание и ссылка заявительницы на ст. 4 Закона РФ "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании",
предусматривающей добровольность психиатрической помощи, поскольку прохождение
ребенком указанной выше комиссии не может быть отнесено к оказанию какого-либо
вида принудительной медицинской помощи, в том числе и психиатрической.
Не содержит
каких-либо указаний об обязательном медицинском освидетельствовании поступающих
в 1 класс образовательного учреждения и обучающихся в них детей и оспариваемый
пункт Правил.
С учетом
приведенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что предусмотренных
законом оснований для признания недействующим оспариваемого пункта Правил в
части, предусматривающей, по мнению заявительницы, обязательное медицинское
освидетельствование детей при обучении в образовательных учреждениях, не
имеется.
То обстоятельство,
что на местах должностными лицами неправильно применяются положения оспариваемого
пункта Правил, на что фактически указывает заявительница, также не может
служить основанием к удовлетворению заявленного требования, поскольку
заявительница в этом случае не лишена возможности обжаловать неправомерные
действия этих лиц в соответствующий районный суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 1 ст.
253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление
В. о признании недействующим пункта 2.9.4 "Санитарно-эпидемиологических
правил СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденных и введенных в действие
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002
г. N 44, в части, "устанавливающей обязательное медицинское
освидетельствование детей при обучении в образовательных учреждениях",
оставить без удовлетворения.
Настоящее решение
может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10
дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
-
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО