ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2004 г. N ВКПИ04-110
Именем Российской
Федерации
Военная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи
Верховного
Суда
Российской
Федерации
генерал-майора юстиции Хомчика
В.В.,
при
секретаре -
капитане юстиции Ушаковой М.В.,
с участием
заявителя
З.,
представителей ответчика
Министра
обороны
Российской
Федерации Флягина А.В.
и Радько В.Ю.,
старшего
военного прокурора
отдела
Главной военной прокуратуры
полковника
юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина З. о
признании недействующим Руководства по организации работы высшего
военно-учебного заведения Министерства обороны РФ, утвержденного Приказом
Министра обороны РФ N 80 от 12 марта 2003 года "Об утверждении Руководства
по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны
Российской Федерации",
установила:
З.
обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывает, что
оспариваемый им нормативный правовой акт в части введения нового вида учебного
подразделения - цикл противоречит Федеральному закону "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" и Постановлениям
Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении
высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской
Федерации" и "Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего
профессионального образования".
При этом он
указывает, что Закон не делит должности педагогического состава в зависимости
от типа реализуемых учебных программ и преподаваемых дисциплин. По мнению
заявителя, Перечень структурных подразделений учебных заведений,
предусмотренный указанными Типовыми положениями, является исчерпывающим и расширительному
толкованию не подлежит. В связи с этим введение обжалуемым нормативным актом
нового структурного подразделения - цикл на законе не основано.
З. настаивает на
том, что обжалуемый нормативный акт нарушает его права, поскольку на его
основании военный суд отказал ему в удовлетворении заявления о выплате
денежного содержания по новым
тарифным разрядам, установленным профессорско-преподавательскому составу кафедр
высших военно-учебных заведений Приказом Министра обороны РФ N 99-2001 г.
З. в судебном
заседании полностью поддержал свое заявление и просил признать незаконным
оспариваемый им Приказ Министра обороны РФ.
Представители
Министра обороны РФ Флягин А.В. и Радько В.Ю.
возражали против удовлетворения заявления З., указав, что указанные акты позволяют
иметь в высшем военном учебном заведении не только факультеты и кафедры, но и
иные структурные учебные подразделения, поэтому Приказ Министра обороны N 80 от
12 марта 2003 года является законным.
Выслушав
выступление заявителя З., представителей Министра обороны РФ Флягина А.В. и Радько В.Ю., исследовав материалы дела и
заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия
Верховного Суда РФ находит, что заявление З. не подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с ч.
3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" N 125-ФЗ от 22 августа 1996 года высшие учебные заведения
самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов.
Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения
определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом
высшего учебного заведения.
Аналогичная норма
содержится в п. 17 Постановления Правительства РФ от 5 апреля 2001 года N 264
"Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации".
Пунктом 15
указанного Типового положения предусмотрено, что в состав высшего учебного
заведения входят кафедры по отраслям знаний и факультеты по направлениям
подготовки специалистов. Высшее учебное заведение может иметь филиалы,
представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские
бюро, аспирантуру, интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные
подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные
отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры,
общежития, клинические базы и другие структурные подразделения.
Типовым положением
об образовательном учреждении высшего профессионального образования
установлено, что деятельность военного образовательного учреждения высшего
профессионального образования регулируется соответствующим типовым положением,
утвержденным Правительством Российской Федерации.
Типовое положение о
военном образовательном учреждении высшего профессионального образования
утверждено Постановлением Правительства от 18 июня 1999 г. N 650.
Учредителем высших
учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные
программы (военно-учебных заведений), в силу ч. 1 ст. 10 указанного
Федерального закона может быть только Правительство Российской Федерации.
Вместе с тем
Правительство РФ Постановлением от 18 июня 1999 года N 650 (п. 2 Типового
положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального
образования) делегировало свои полномочия учредителя после создания
(реорганизации) высшего военно-учебного заведения федеральным органам, в
которых законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с
пунктом 6 указанного Типового положения в состав высшего военно-учебного
заведения могут входить кафедры и факультеты по направлениям (специальностям)
подготовки офицеров. Высшее военно-учебное заведение может иметь филиалы,
научные и научно-исследовательские подразделения, подразделения слушателей и
курсантов, подразделения послевузовского и дополнительного профессионального
образования, учреждения (организации) обеспечения и другие структурные
подразделения.
Указанный
нормативный правовой акт предусматривает, что структурное подразделение высшего
военно-учебного заведения не является юридическим лицом, а его статус и функции
определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом
высшего военно-учебного заведения. Структура и штат высшего военно-учебного
заведения разрабатываются на основе типовых штатов высших военно-учебных
заведений и утверждаются в порядке, установленном нормативными правовыми актами
федерального органа.
Устав высшего
военно-учебного заведения в силу пункта 18 указанного Типового положения
принимается общим собранием (конференцией) руководящего, научно-педагогического
состава, а также представителей других категорий постоянного и переменного
состава высшего военно-учебного заведения и утверждается руководителем
федерального органа.
Руководство по
организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны
Российской Федерации утверждено Приказом Министра обороны РФ от 12 марта 2003
года N 80 (далее - Руководство).
В соответствии с
указанным Руководством высшее военно-учебное заведение создается,
реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению
Министра обороны Российской Федерации. Полномочия учредителя после создания
(реорганизации) высшего военно-учебного заведения выполняет Министерство
обороны.
Пунктом 7
Руководства предусмотрено, что структура и штат военно-учебного заведения
разрабатываются на основе задач, возложенных на вуз, и типовых штатов вузов.
Штатная численность слушателей, курсантов, докторантов и адъюнктов вуза
устанавливается Министром обороны Российской Федерации.
В указанном пункте
Руководства установлено, что к основным структурным учебно-научным
подразделениям высшего военно-учебного заведения относятся факультеты, кафедры,
циклы.
Согласно пункту 10
данного Руководства кафедра является основным учебно-научным подразделением
высшего военно-учебного заведения, а цикл - учебно-методическим подразделением,
создаваемым в высшем военно-учебном заведении, реализующим профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования.
Анализ приведенных
норм нормативных правовых актов позволяет прийти к следующим выводам.
Вопреки утверждению
заявителя, перечень структурных подразделений высших учебных заведений,
содержащийся в Типовых положениях, утвержденных Постановлениями Правительства
РФ от 18 июня 1999 года N 650 и от 5 апреля 2001 года N 264, исчерпывающим не
является, так как в них оговорена возможность создания в ВУЗах других
структурных подразделений.
Поскольку
Министерство обороны РФ обладает полномочиями учредителя после создания
(реорганизации) высших военно-учебных заведений, в том числе по утверждению их
Уставов, а также полномочиями по разработке и утверждению как типовых, так и
штатов конкретных ВВУЗов, оно правомочно издавать
нормативные правовые акты, устанавливающие возможность создания в высших
военно-учебных заведениях структурных подразделений, которые не содержатся в
перечне Типовых положений.
Более того,
создание в высших военно-учебных заведениях циклов обусловлено тем
обстоятельством, что в соответствии с п. 11 Типового положения о военном
образовательном учреждении высшего профессионального образования и п. 16
Руководства военные институты и филиалы высших военно-учебных заведений могут
реализовывать профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования.
Что же касается
дифференциации в оплате труда преподавательского состава ВВУЗов
в зависимости от занимаемой должности, то данное обстоятельство не может
свидетельствовать о незаконности оспариваемого заявителем нормативного акта,
поскольку регулируется иными нормативными правовыми актами.
На основании
изложенного необходимо прийти к выводу о том, что оспариваемый заявителем
нормативный акт по указанным в заявлении З. основаниям не противоречит
названным Федеральному закону и Постановлениям Правительства РФ.
Руководствуясь ст.
ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
З. о признании
недействующим Руководства по организации работы высшего военно-учебного
заведения Министерства обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ N
80 от 12 марта 2003 года "Об утверждении Руководства по организации работы
высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской
Федерации", отказать.
Решение может быть
обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в
течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий
Судья Верховного
Суда
Российской
Федерации
В.ХОМЧИК