ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2003 г. N КАС03-446
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего:
Федина А.И.,
членов коллегии:
Нечаева В.И., Кнышева В.П.,
с участием
прокурора: Воскобойниковой Е.Л.
рассмотрела
в открытом судебном заседании от 2 октября 2003 г. гражданское дело по
заявлению С. о признании незаконными подпунктов 1 и 10 пункта 6 Положения о
Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 258, по кассационной жалобе С. на
решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2003 года, которым в удовлетворении заявленного
требования отказано.
Заслушав доклад
судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Правительства РФ
- М., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав
заключение прокурора Воскобойниковой Е.Л., полагавшей кассационную жалобу
необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Постановлением
Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 258 утверждено Положение о
Министерстве образования Российской Федерации.
С.
обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконными подпунктов 1
и 10 пункта 6 данного Положения, предусматривающих, что Минобразования России
как федеральный орган исполнительной власти имеет право, в частности, издавать
в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами
исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений,
правил, инструкций и положений, обязательные для выполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в
ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства
образовательными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним
(подпункт 1);
проводить в
установленном порядке эксперименты продолжительностью до 5 лет в области
использования современных образовательных технологий и организации учебного
процесса и научно-исследовательской деятельности в сфере образования (подпункт
10).
В обоснование
заявленного требования С. сослалась на несоответствие федеральному закону
оспоренных подпунктов пункта 6 Положения и превышение Правительством РФ своих
полномочий при издании этого Положения.
Верховный Суд РФ
постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе С. ставит вопрос об отмене судебного решения, сославшись на неправильное
применение норм закона.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит
оснований к отмене судебного решения.
Признавая законными
оспоренные положения нормативного правового акта, Верховный Суд РФ пришел к
правильному выводу о том, что в соответствии со ст. 12 Федерального
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"
Правительство РФ наделено полномочием по утверждению положений о федеральных
министерствах.
Согласно же ст. 24
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", а также ст. 28 Закона РФ "Об образовании"
Министерство образования РФ наделено полномочием по изданию в пределах своей
компетенции нормативных актов.
В кассационной
жалобе С. утверждает, что оспоренные нормы Положения якобы противоречат пункту
1 ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" и пункту 3 ст. 16 Закона РФ "Об образовании".
Однако ни указание п/п 1 о праве Минобразования РФ издавать в пределах своей
компетенции нормативные правовые акты, обязательные для выполнения всеми
федеральными органами исполнительной власти..., ни указание п/п 10 пункта 6
Положения о праве Минобразования РФ проводить в установленном порядке
эксперименты продолжительностью до 5 лет в области использования современных
образовательных технологий и организации учебного процесса и
научно-исследовательской деятельности в сфере образования не противоречат
приведенным выше положениям федеральных законов.
Как правильно
отметил Верховный Суд РФ в своем решении, оспоренные нормы Положения не
регулируют порядок приема граждан в высшие учебные заведения.
В кассационной
жалобе С. ссылается на то, что на основе оспоренных норм Положения
Минобразования РФ издает нормативные акты, которые не соответствуют закону и
приводят к нарушению прав и законных интересов поступающих в высшие учебные
заведения.
Однако в случае
принятия Министерством образования РФ таких актов С. не лишена возможности
оспорить их в суде на предмет соответствия федеральному закону.
Согласно же
Положению о Министерстве образования РФ Минобразования России в своей
деятельности обязано руководствоваться Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
Никаких
доказательств в подтверждение своих доводов о том, что собственно оспоренные
нормы Положения сами по себе противоречат закону и нарушают права и законные
интересы заявительницы ни в суд первой инстанции, ни в Кассационную коллегию не
представлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.
ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного
Суда РФ от 10 июля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. -
без удовлетворения.
Председательствующий
К.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.И.НЕЧАЕВ
В.П.КНЫШЕВ