ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. N ВАС-1548/12
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия
судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Лобко В.А., судей Весеневой
Н.А. и Разумова И.В. рассмотрела в судебном заседании
заявление негосударственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования (высшее учебное заведение) "Европейский
Университет Права Justo (институт)" (6-й Новоподмосковный пер., д. 6, г. Москва, 125130) от
29.12.2011 N 11/112 о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 и
постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.10.2011
по делу N А40-5721/11-153-62 Арбитражного суда города Москвы.
Суд
установил:
негосударственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее
учебное заведение) "Европейский Университет Права Justo
(институт)" обратилось с заявлением к Федеральной службе по надзору в
сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор),
уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, о признании недействительным в отношении заявителя: пункта 1 приказа
Рособрнадзора N 1705 от 22.07.2008 в части
установления заявителю государственного аккредитационного
статуса, как не соответствующего
пункту 2 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N
1323, с учетом пункта 5 приказа Министерства образования Российской Федерации от
04.11.2003 N 4124 об установлении государственного аккредитационного
статуса заявителю; обязании Рособрнадзор
устранить допущенные нарушения путем внесения в оспариваемый приказ пункта 1а
следующего содержания: "1а. Признать
негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования (высшее учебное заведение) "Европейский Университет Права Justo (институт)" прошедшим государственную
аккредитацию и аккредитовать с подтверждением государственного статуса по типу
"высшее учебное заведение" и перечня аккредитованных образовательных
программ согласно приложению N 1."; раздел V Приложения N 1 к приказу Рособрнадзора N 1705 от 22.07.2008 в части установления
заявителю государственного статуса как не соответствующего пункту 2
Положения N 1323 с учетом пункта 5 приказа Министерства образования Российской
Федерации от 04.11.2003 N 4124 об установлении государственного аккредитационного статуса заявителю и обязании
Рособрнадзор устранить допущенные нарушения путем
внесения в Приложение N 1 оспариваемого приказа раздела Vа следующего содержания: "Раздел Vа. Негосударственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее
учебное заведение) "Европейский Университет права Justo
(институт), признанное аккредитованным сроком на пять лет с подтверждением
государственного статуса по типу "высшее учебное заведение" вида
"институт" и перечня аккредитованных образовательных программ; части второй подпункта "б" пункта 6 приказа Рособрнадзора N 1705 от 22.07.2008 в части требования к заявителю
привести наименование в соответствие с установленным государственным статусом,
обосновывающую выдачу Рособрнадзором временного
свидетельства о государственной аккредитации заявителю и отказа Рособрнадзора выдать заявителю свидетельство о государственной
аккредитации сроком до 2013 года, как не соответствующей статье 9 Федерального
закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", пунктов 2 и 9 Положения о
государственной аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 с учетом пунктов 5 и 28 приказа
Министерства образования Российской Федерации от 04.11.2003 N 4124 об
установлении государственного аккредитационного
статуса заявителю, и обязании устранить допущенные
нарушения путем выдачи заявителю свидетельства о государственной аккредитации
сроком до 2013 года.
Решением
Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2011 требования удовлетворены
частично. Суд признал недействительной часть вторую подпункта "б"
пункта 6 приказа N 1705 от 22.07.2008 в части требования к заявителю привести
наименование учреждения в соответствие с установленным государственным
статусом. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением
Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 решение от 30.03.2011
отменено в части удовлетворения заявления учреждения о признании
недействительной части второй подпункта "б" пункта 6 приказа N 1705
от 22.07.2008 Рособрнадзора в части требования к
заявителю привести наименование в соответствие с установленным государственным
статусом и обязании устранить допущенные нарушения
прав и интересов заявителя. В
остальной части решение от 30.03.2011 оставлено без изменения.
Федеральный
арбитражный суд Московского округа постановлением от 14.10.2011 оставил без
изменения постановление суда апелляционной инстанции от 16.06.2011.
Заявитель не
согласен с судебными актами апелляционной и кассационной инстанций, просит
пересмотреть их в порядке надзора и отменить, ссылаясь на нарушение судами норм
материального и процессуального права, решение суда первой инстанции оставить в
силе.
Основания для
изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную
силу, определены статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из
представленных материалов, Министерством образования Российской Федерации
(далее - Минобразования России) 27.01.2004 негосударственному образовательному
учреждению высшего профессионального образования (высшее учебное заведение)
"Европейский Университет Права Justo"
(институт) (далее - учреждение) было выдано свидетельство о государственной
аккредитации учреждения, действительное до 08.10.2008.
По результатам
очередной государственной аккредитации образовательных организаций Рособрнадзором 22.07.2008 издан приказ N 1705. Пунктом 1
приказа учреждение признано прошедшим государственную аккредитацию с
установлением государственного статуса по типу "высшее учебное
учреждение" и виду "институт". Пункт 6 указанного приказа
предписывал руководителям учреждения привести наименование учреждения в
соответствие с его государственным статусом и указать вид образовательного
учреждения - "институт".
Полагая, что
указанное предписание Рособрнадзора не соответствует требованиям
Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" и Положению о государственной аккредитации
высшего учебного заведения, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323, заявитель обратился в суд с
настоящими требованиями.
По мнению
заявителя, законодательством не установлен запрет на указание в наименовании
учреждения помимо статуса, по которому получена аккредитация
("институт"), дополнительного статуса "университет".
Согласно
Федеральному закону от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" в Российской Федерации устанавливаются
следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет,
академия, институт.
Пунктом 5 статьи 9
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" установлено, что статус высшего учебного заведения
определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия
или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения
включается в его наименование.
При рассмотрении
спора суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что
предписание в отношении заявителя об устранении допущенных нарушений в
наименовании вынесено в пределах полномочий, предоставленных Рособрнадзору, и соответствует действующему
законодательству об аккредитации образовательных учреждений. Суды правильно
исходили из того, что указание в наименовании образовательного учреждения двух
видов образовательных учреждений ("университет" и "институт")
противоречит требованиям Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании".
По результатам
изучения материалов надзорного производства коллегией судей не установлено
нарушений норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для
пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь
статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче дела N
А40-5721/11-153-62 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 и
постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.10.2011
по указанному делу отказать.
Председательствующий
судья
В.А.ЛОБКО
Судья
Н.А.ВЕСЕНЕВА
Судья
И.В.РАЗУМОВ