ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. N ВАС-16519/10
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия
судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего
судьи Козловой О.А. и судей Марамышкиной И.М.,
Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов
Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому
краю (ул. Светланская, д. 69, г. Владивосток, 690091)
о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от
05.05.2010 по делу N
А51-19359/2009, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от
21.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа от 27.08.2010 по тому же делу по иску краевого государственного
унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (далее - предприятие) к
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице
Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов
Приморского края, администрации Надеждинского
муниципального района о взыскании 6 264 276 рублей 91 копейки расходов,
связанных с предоставлением педагогам сельской местности льгот по оплате
отопления за период с января по декабрь 2006 года.
К участию в деле в
качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора, привлечены: Управление образованием
администрации Надеждинского муниципального района,
ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский
дом с. Вольно-Надеждинское", ГСКОУ для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Раздольненская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат", ГОУ НПО "Профессиональное
училище N 24" "Учпрофстрой",
Департамент социальной защиты населения Приморского края.
Суд
установил:
решением суда
первой инстанции от 05.05.2010, подтвержденным судами апелляционной и
кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено частично: с Российской
Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны
Российской Федерации в пользу предприятия взыскано 6 285 704 рубля 60 копеек
расходов. В остальной части иска и в иске к Приморскому краю в лице
Департамента финансов Приморского края, Надеждинскому
муниципальному району в лице администрации Надеждинского
муниципального района отказано.
В заявлении о
пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на
неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев
заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об
отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных
материалов следует, что в январе - декабре 2006 года предприятие при оказании
коммунальных услуг предоставляло льготу по оплате отопления педагогическим
работникам образовательных учреждений в сельской местности Надеждинского
района Приморского края в соответствии со статьей 55 Закона Российской
Федерации "Об образовании".
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием
для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом установлено,
что из федерального бюджета в 2006 году денежные средства на компенсацию
спорных расходов субъекту Российской Федерации - Приморскому краю - не
передавались.
Удовлетворяя
исковое требование за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России,
суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком
разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом Российской
Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах
федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Федеральным законом "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 2006 год", Постановлением Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Довод Минфина
России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит
отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим
лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на
их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть
прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено
недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы
расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Кроме того, решение
вопросов социальной поддержки педагогических работников не отнесено к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно
за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Довод заявителя о
пропуске истцом срока исковой давности был предметом рассмотрения судами и
отклонен как ошибочный. Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) срок исковой давности устанавливается в три года.
В
соответствии с пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и
с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок
исковой давности на взыскание расходов по предоставлению льгот гражданам в 2006
году по оплате жилищно-коммунальных услуг начинает течь по окончании
соответствующего года, то есть с 01.01.2007 и истекает 01.01.2010.
Исковое заявление
подано в арбитражный суд 20.10.2009, то есть в пределах срока исковой давности.
Практика рассмотрения
споров данной категории по вопросу исчисления срока исковой давности
установлена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
Постановлениях 12.05.2009 N 514/09, от 26.05.2009 N 15759/08.
По мнению Минфина
России, он как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в
арбитражных судах, в качестве ответчика освобожден от уплаты государственной
пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса
Российской Федерации. Между тем освобождение от уплаты государственной пошлины
по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов,
установленный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N
А51-19359/2009 Арбитражного суда Приморского края в Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения
от 05.05.2010, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от
21.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа от 27.08.2010 отказать.
Председательствующий
судья
О.А.КОЗЛОВА
Судья
И.М.МАРАМЫШКИНА
Судья
М.В.ПРОНИНА