ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2008 г. N 1н-151/08
Полковник К. в
связи с предстоящим увольнением с военной службы был направлен на
профессиональную переподготовку в Государственную академию инноваций в город
Москву, где обучался в период с 18 июня по 17 сентября 2007 года. При этом
направление на переподготовку было оформлено как командировка.
1 сентября 2007 г.
он обратился к начальнику с рапортом, в котором просил предоставить ему за
время нахождения в служебной командировке 61 сутки отдыха за привлечение его к
исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности
еженедельного служебного времени.
Не получив в
установленный срок ответа на рапорт, он подал заявление в суд, в котором просил
признать названное бездействие должностного лица незаконным и возложить на него
обязанность представить ему указанное количество суток отдыха.
Гарнизонный военный
суд решением от 25 сентября 2007 в удовлетворении требований отказал.
Определением
судебной коллегии Московского окружного военного суда от 23 октября 2007 г.
решение в связи с неправильным применением норм материального права отменено и
принято новое. На начальника института суд возложил обязанность предоставить К.
61 сутки отдыха.
Военная коллегия
отменила кассационное определение и оставила в силе решение.
Отказывая в
удовлетворении требований К., гарнизонный военный суд пришел к выводу, что при
прохождении переподготовки он конкретного служебного задания не выполнял, а
реализовывал гарантированное ему право на обучение, поэтому нахождение его на
переподготовке приравнено к служебной командировке быть
не может.
Судебная коллегия
окружного военного суда в определении отметила, что направление военнослужащего
в командировку не для выполнения служебного задания законодательством не
предусмотрено. Констатировав, что нахождение в служебной
командировке входит в Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения
общей продолжительности служебного еженедельного служебного времени
военнослужащих (утвержденный приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 г.
N 492), и сославшись на п. 5 приложения N 2 к Положению о порядке прохождения
военной службы (о предоставлении за каждые трое суток привлечения
военнослужащих к названным мероприятиям двух суток отдыха), суд второй
инстанции решение отменил, а заявление К. удовлетворил.
Однако судебная
коллегия оставила без внимания следующее.
Согласно п.
4 ст. 19 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая
продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более, в год
увольнения с военной службы по состоянию здоровья имеют право пройти
профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без
взимания с них платы за обучение и с
сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях,
которые определяются Министерством обороны РФ, продолжительностью до трех
месяцев.
Таковые определены
Министром обороны РФ в Инструкции о порядке и условиях направления военнослужащих-граждан
РФ, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку
по одной из гражданских специальностей (далее - Инструкция), утвержденной
приказом от 6 сентября 2006 г. N 355.
В случае
направления военнослужащего на профессиональную переподготовку в другой
населенный пункт командир воинской части на основании п. 15 Инструкции выдает
военнослужащему направление по установленной форме и командировочное
удостоверение. В воинской части издается приказ о направлении военнослужащего
на профессиональную переподготовку, а также об убытии военнослужащего в
командировку в другой населенный пункт.
Положением п. 16
Инструкции предусмотрено, что оплата расходов, связанных с переездом к месту
обучения и обратно, а также выплата суточных денег военнослужащему производится
в образовательном учреждении по месту прохождения профессиональной
переподготовки. О произведенных выплатах делается отметка в командировочном
удостоверении.
Изложенное
указывает на правильность вывода гарнизонного военного суда о том, что в период
с 18 июня по 17 сентября 2007 г. К. находился на профессиональной
переподготовке, а не в служебной командировке. Целью же оформления
командировочного удостоверения военнослужащему, направляемому на
профессиональную переподготовку в другой населенный пункт, является выдача
документа, подтверждающего законность его нахождения вне пределов гарнизона по
месту дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу. Кроме
того, командировочное удостоверение с произведенными в нем отметками в данном
случае выступает в качестве документа, свидетельствующего о том, что
образовательным учреждением военнослужащему выплачены транспортные расходы,
связанные с переездом к месту обучения и обратно, и суточные деньги.
Иными словами, само
по себе оформление командировочного удостоверения такому военнослужащему,
исходя из п. 4 ст. 19 ФЗ "О статусе военнослужащих", о направлении
его в служебную командировку не указывает.
Кроме того,
следует отметить, что с 13 сентября 1999 г. по 30 сентября 2006 г. порядок и
условия командирования военнослужащих определялись Инструкцией о дополнительных
денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в
другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач
вне места постоянной дислокации воинской части, утвержденной приказом Министра
обороны РФ от 10 августа 1999 г. N 355.
С 1 октября 2006 г.
эти вопросы получили регламентацию в разделе VII Порядка обеспечения денежным
довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра
обороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200.
Исходя из абз. 1 п. 316 этого раздела Порядка, служебной
командировкой признается поездка военнослужащего по распоряжению командира
(начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного
задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования
воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную
службу.
Таким
образом, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной
командировке, юридически значимыми являются такие обстоятельства, как - 1)
направление его по распоряжению командира (начальника); 2) на определенный
срок; 3) в другую местность; 4) для выполнения конкретного служебного задания
вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования своей воинской
части (подразделения), в которой военнослужащий продолжает проходить военную
службу.
Только при наличии
всех перечисленных признаков, которые образуют обязательный для выяснения по
делам данной категории юридический состав, можно сделать вывод о нахождении
военнослужащего в служебной командировке.
В то же время судом
первой инстанции установлено и не опровергнуто судебной коллегией, что
направление К. в Государственную академию инноваций, находящуюся в г. Москве,
выполнением служебного задания обусловлено не было. Издавая 13 июня 2007 г.
приказ и указывая в нем срок командировки К. по 17 сентября 2007 г., начальник
института действовал исключительно из его волеизъявления, выраженного в
рапорте, воспользоваться предусмотренным п. 4 ст. 19 ФЗ "О статусе
военнослужащих" правом на прохождение профессиональной переподготовки по
одной из гражданских специальностей.
Таким образом,
учитывая вышеприведенные содержание и смысл п. п. 15 и 16 Инструкции, Военная
коллегия согласилась с выводом гарнизонного военного суда, что отсутствие
одного из обязательных признаков служебной командировки - выполнение конкретного
служебного задания - исключало возможность признать таковой период нахождения
заявителя с 18 июня по 17 сентября 2007 г. на обучении.
Что
касается утверждения в кассационном определении о том, что служебная
командировка входит в Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения
общей продолжительности служебного еженедельного служебного времени
военнослужащих, то, действительно, в соответствии с п. 8 упомянутого Перечня,
утвержденного приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 г. N 492,
нахождение в служебных командировках является мероприятием, проводимым без
ограничения общей продолжительной еженедельного служебного времени военнослужащих.
Вместе с тем,
согласно п. 1 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих", общая
продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3
данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного
рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к
исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности
еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей
продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления
указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх
установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и
предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые
могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному
отпуску.
В силу абз. 2 п. 225 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ,
утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140 и действующего
на момент возникновения спорных правоотношений, общая продолжительность
еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по
контракту, не должна превышать продолжительности рабочего времени,
установленной законодательством Российской Федерации о труде.
Положением абз. 2 ст. 91 ТК РФ предусмотрено, что нормальная
продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Следовательно,
привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к
исполнению обязанностей военной службы свыше 40 часов в неделю подлежит
компенсации дополнительным отдыхом соответствующей продолжительности.
Однако, как видно
из материалов дела, обучение К. проходило в форме занятий, проводимых ежедневно
с 9 часов 30 минут до 15 часов 30 минут, кроме выходных (суббота и воскресенье)
дней.
Прийти к выводу,
что нахождение на обучении в будние дни в течение 6 часов каждую неделю
свидетельствует о привлечении военнослужащего к исполнению обязанностей военной
службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени,
изложенное не позволяет.