ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2006 г. N 54-Г06-11
Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего
Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Макарова Г.В.
рассмотрела
в открытом судебном заседании кассационное представление помощника прокурора
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа об отмене решения суда
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 24 мая 2006 года, которым
отказано в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащими
федеральному законодательству пунктов 1 - 9 части 1 статьи 1 Закона Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа "О наделении органов местного
самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отдельными
государственными полномочиями в
области образования, предоставления дополнительных гарантий по социальной
поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Заслушав доклад
судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой
Л.А., объяснения Рудинской И.В. - представителя
Губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, возражавшего
против кассационного представления, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я.,
полагавшего решение оставить без изменения, Судебная коллегия
установила:
пункты 1 -
9 части 1 статьи 1 (государственные полномочия, которыми наделяются органы
местного самоуправления) Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
округа "О наделении органов местного самоуправления Таймырского
Долгано-Ненецкого муниципального района отдельными государственными
полномочиями в области образования, предоставления дополнительных гарантий по
социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" изложены
в следующей редакции:
"1. Органы
местного самоуправления наделяются в соответствии с настоящим Законом
следующими государственными полномочиями:
1) осуществление
политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации
в области образования;
2) реализация
региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных
социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других
особенностей;
3) лицензирование
образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право
ведения образовательной деятельности по программам высшего
профессионального и послевузовского образования;
4) информационное
обеспечение образовательных учреждений, организация издания учебной литературы,
разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин;
5) организация
подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
6) обеспечение
соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и
контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
7) предоставление
начального и среднего профессионального образования (за исключением
образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень
которых утверждается Правительством Российской Федерации);
8) аттестация
образовательных учреждений всех типов и видов, расположенных на территории
автономного округа;
9) государственная
аккредитация образовательных учреждений, находящихся на территории автономного
округа".
Прокурор
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа обратился в суд Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа с заявлением о признании недействующими данных положений, сославшись на их
противоречие федеральному законодательству.
По его мнению,
данные полномочия делегированы органам местного самоуправления Таймырского
Долгано-Ненецкого муниципального района в нарушение Федерального закона
"Об образовании", в силу которого реализация этих полномочий
непосредственно возложена на органы государственной власти субъектов Российской
Федерации; норм, предусматривающих возможность передачи этих полномочий, в
названном Федеральном законе не содержится.
Кроме того,
прокурор сослался на неясность и неопределенность толкования норм,
регламентирующих передачу полномочий по лицензированию, аттестации,
государственной аккредитации образовательных учреждений.
Судом постановлено
вышеприведенное решение.
В кассационном
представлении помощник прокурора просит решение отменить как постановленное с
нарушением норм материального права.
Изучив и обсудив
доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований
для отмены решения.
Из анализа
оспариваемых прокурором положений Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа от 7 декабря 2005 года "О наделении органов местного
самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отдельными
государственными полномочиями в области образования, предоставления
дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей и профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" в их взаимосвязи с нормами статьи 29 Федерального
закона "Об образовании"
усматривается, что законодателем субъекта Российской Федерации переданы
полномочия в области образования, отнесенные к компетенции субъекта Российской
Федерации, в том числе по предмету совместного ведения; передача полномочий
обеспечена финансовыми средствами из окружного бюджета в виде субвенций в
соответствии с разработанной методикой расчета нормативов общего объема
субвенций и, таким образом, соблюдены необходимые требования, предъявляемые
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации".
При таких
обстоятельствах вывод суда о непротиворечии
федеральному законодательству оспариваемых положений является правильным, а
решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора - законным и
обоснованным.
Суд, признав, что
оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или
другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу,
принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть
1 статьи 253 ГПК РФ).
Доводы
кассационного представления касательно неправомерности делегирования
полномочий, поименованных в пунктах 1, 2, 4, 5, 6 части 1 статьи 1 Закона
автономного округа по причине отсутствия в Федеральном законе "Об
образовании" норм, прямо предписывающих передачу таких полномочий, не
состоятельны, поскольку данный федеральный закон порядок наделения органов
местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не
устанавливает, он лишь разграничивает компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления и вводит общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к
компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми
последние осуществляют собственное правовое регулирование в области
образования.
Нельзя согласиться
с доводами кассационного представления о том, что редакция норм, которыми
регламентируется передача государственных полномочий по лицензированию,
аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений
характеризуется неопределенностью и неясностью круга лицензируемых, аттестуемых
и аккредитуемых образовательных учреждений. Помощник прокурора Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа полагает, что по смыслу этих норм, в
нарушение Федерального закона "Об образовании", органам местного
самоуправления переданы полномочия по лицензированию, аттестации и аккредитации
по сути всех без исключения образовательных учреждений, находящихся на
территории округа (в том числе федеральных образовательных учреждений).
Действительно,
согласно пункту 7 статьи 29 названного Федерального закона в ведении субъектов
Российской Федерации находятся лицензирование, аттестация и государственная
аккредитация не всех образовательных учреждений, а за исключением тех,
лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к
компетенции Российской Федерации.
Однако и в
оспариваемом пункте 3 части 1 статьи 1 Закона субъекта автономного округа (в
редакции Закона от 23 мая 2006 года N 182-ОкЗ) ясно и недвусмысленно указано на
наделение органов местного самоуправления полномочиями по лицензированию,
аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений (за
исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и
государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской
Федерации).
С учетом изложенного,
руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение суда
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 24 мая 2006 года оставить
без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.