ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2005 года
Дело N 54-Г05-3
Прокурор
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа обратился в суд с заявлением
о признании положений п. п. 2 и 6 ч. 1 ст. 4, п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 11 декабря 2003 г. N
240-ОкЗ "О Гербе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа"
противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Решением Суда
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 25 октября 2004 г.
заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных
жалобах Дума и администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
просили об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда РФ 2 марта 2005 г. жалобу частично
удовлетворила, указав следующее.
Пунктом 6 ч. 1 ст.
5 Закона автономного округа предусмотрено изображение Герба этого округа на
свидетельствах и дипломах окружных учебных заведений.
Признавая указанную
норму недействующей и не подлежащей применению, суд обоснованно исходил из
положений п. п. 3 и 6 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N
3266-1 "Об образовании" о том, что действие законодательства
Российской Федерации в области образования распространяется на все
образовательные учреждения на территории Российской
Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория
образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и
направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при
его государственной аккредитации.
Согласно п. п. 1 и
2 ст. 27 названного Закона Российской Федерации образовательное учреждение в
соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы
о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.
Форма документов определяется самим образовательным учреждением.
Образовательные
учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие
общеобразовательные (за исключением дошкольных) и
профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую
аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или)
квалификации.
При этом в силу п.
17 ст. 33 Закона свидетельство о государственной аккредитации образовательного
учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых
образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников
требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу
выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне
образования.
В таких документах
воспроизводится Государственный герб Российской Федерации. Изображение в них
гербов субъектов Российской Федерации не предусмотрено.
Как неоднократно
указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, именно
нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности
законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и
толкования правовых норм правоприменителями, что
приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства
закона (например, постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П).
В связи с
несоблюдением законодателем Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
общеправовых требований непротиворечивости, ясности и определенности правового
регулирования следует согласиться с выводом суда о несоответствии федеральному
закону положений п. 6 ч. 1 ст. 5 оспариваемого Закона округа, из содержания
которой неясно, на свидетельствах и дипломах каких окружных учебных заведений
(прошедших государственную аккредитацию или не имеющих таковой) предусмотрено
изображение Герба Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
По этой причине
доводы, приведенные в кассационных жалобах, о том, что в оспариваемой норме
подразумеваются учебные заведения, не имеющие государственной аккредитации,
обоснованными признать нельзя.
Ссылка Думы округа
на рекомендательный характер данной нормы не имеет правового значения,
поскольку допускается ее применение в противоречие положениям федерального
закона.
Иных доводов, по
которым решение суда в этой части могло бы быть отменено, кассационные жалобы
не содержат.
В силу п. п. 2 и 6
ч. 1 ст. 4 Закона округа изображение Герба автономного округа размещается на
вывесках зданий, в которых размещаются мировые судьи автономного округа, а
также в залах их заседаний.
Признавая указанные
нормы недействующими, суд посчитал, что вопрос размещения государственных
символов на зданиях мировых судей относится к исключительному ведению
Российской Федерации, поэтому законодатель округа в этом случае превысил свою
компетенцию; вопрос размещения государственных символов в зале судебных
заседаний мировых судей относится к предмету правового регулирования субъекта
Российской Федерации, которое в силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской
Федерации должно осуществляться в соответствии с федеральными законами. В ст. 11
Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в
Российской Федерации" определено, что в зале судебных заседаний мировых
судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение
Государственного герба Российской Федерации, а также могут устанавливаться флаг
и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации. Поэтому, счел
суд, указание в оспариваемой норме лишь на размещение изображения Герба
автономного округа противоречит данному Федеральному закону.
С приведенными
выводами суда согласиться нельзя.
Статья 71
Конституции Российской Федерации, определяющая предметы ведения Российской
Федерации, вопрос размещения символики субъектов Российской Федерации на
зданиях судов субъектов Российской Федерации в качестве такого предмета не
предусматривает.
При этом суд
ошибочно отнес данный вопрос к вопросу судоустройства, без достаточных
оснований посчитав один и тот же предмет правового регулирования (размещение
герба субъекта Российской Федерации) в одном случае предметом ведения
Российской Федерации, в другом - ее субъекта.
Согласно ст. 73
Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и
полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации
обладают всей полнотой государственной власти.
Как следует из
содержания ст. ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации, вопрос размещения
государственной символики субъекта Российской Федерации находится вне пределов
ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно,
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ в разрешении вопросов размещения
своего Герба обладает всей полнотой государственной власти.
Суд правильно
указал на это в отношении размещения изображения Герба автономного округа в
залах заседаний мировых судей округа. Однако в опровержение
своего же вывода посчитал данное положение противоречащим ст. 11 Федерального
закона "О мировых судьях в Российской Федерации", ошибочно сослался
при этом на ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в силу которой законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй
настоящей статьи, т.е. по предметам ведения Российской Федерации и
предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов.
К тому же
каких-либо противоречий между оспариваемой нормой и нормой федерального закона
не усматривается.
Предусмотрев
размещение изображения Герба автономного округа в залах заседаний мировых судей
округа, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ разрешил вопрос, по
которому обладает всей полнотой государственной власти, что, в свою очередь, не
исключает применения норм федерального законодательства о размещении наряду с
такой символикой государственных символов Российской Федерации, а также Закона
округа от 17 января 2000 г. "О мировых судьях в Таймырском
(Долгано-Ненецком) автономном округе", ст. 11 которого содержит аналогичные
положения.
В связи с
изложенным вывод суда о том, что отсутствие в оспариваемой норме указаний на
размещение Герба округа в зале заседаний мировых судей вместе с Государственным
гербом Российской Федерации является противоречием федеральному закону, нельзя
признать обоснованным.
Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение суда Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа в части признания недействующими п. п. 2
и 6 ч. 1 ст. 4 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 11
декабря 2003 г. N 240-ОкЗ "О Гербе Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа" отменила и приняла новое решение, которым в удовлетворении
заявления прокурора в указанной части отказала, в остальной части это решение оставила без изменения, а кассационные
жалобы Думы и администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
- без удовлетворения.