ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2003 г. N КАС03-254
Кассационная
коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов
коллегии Толчеева Н.К.,
Кебы
Ю.Г.
рассмотрела
в открытом судебном заседании от 26 июня 2003 года гражданское дело по
заявлению Д. о признании незаконным Положения о Министерстве образования РФ,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258, по
частной жалобе заявителя на определение судьи Верховного Суда РФ от 21 марта
2003 года, которым в принятии заявления отказано по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Заслушав доклад
судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., Кассационная коллегия
установила:
Д.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением,
ссылаясь на то, что в оспариваемом Положении отсутствуют нормы,
регламентирующие контрольные функции Министерства образования РФ, которые бы
четко определяли действия Министра и Министерства образования РФ по выявлению и
устранению нарушений по реализации прав граждан в области образования, а также
ответственность должностных лиц.
Определением судьи
Верховного Суда РФ от 21 марта 2003 года отказано в принятии заявления в связи
с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке
гражданского судопроизводства (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).
В частной жалобе
заявитель просит об отмене определения, полагая, что его требования подлежат
рассмотрению в Верховном Суде РФ. Кассационная коллегия находит определение
судьи подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.
1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если заявление не
подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Как следует из
содержания заявления, Д. фактически ставит вопрос о внесении изменений в
Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 258 и дополнении утвержденного
им Положения нормами, регламентирующими контрольные функции Министерства
образования РФ по реализации прав граждан в области образования и
ответственность должностных лиц.
Таким образом,
судья Верховного Суда РФ сделал правильный вывод о том, что заявитель просит о
внесении дополнений в оспариваемый правовой акт.
Между тем
разрешение таких вопросов, связанных с изменением либо дополнением правового
акта, не входит в компетенцию судебных органов, поэтому основания для
рассмотрения заявления по существу в Верховном Суде РФ, как и в любом другом
суде общей юрисдикции, отсутствуют, и в принятии заявления на основании п. 1 ч.
1 ст. 134 ГПК РФ судьей отказано правомерно.
Согласно ст. 10
Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти
(законодательной, исполнительной и судебной) и суды не вправе вмешиваться в
нормотворческую деятельность федеральных органов государственной власти.
Руководствуясь ст.
374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная
коллегия Верховного Суда РФ
определила:
определение судьи
Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2003 года оставить без
изменения, а частную жалобу Д. - без удовлетворения.