ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2000 г. по делу N 83-Г00-1
Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего
Нечаева В.И.
судей Корчашкиной Т.Е.
Василевской В.П.
рассмотрела в
судебном заседании от 21 июля 2000 г. кассационную жалобу администрации
Брянской области на решение Брянского областного суда от 10 мая 2000 г. по
заявлению прокурора области о признании нормативного правового акта недействительным.
Заслушав доклад
судьи Василевской В.П., объяснения представителя администрации Брянской области
П., заключение прокурора Коптевой Л.И. об оставлении
решения суда без изменения и уточнении резолютивной части решения, Судебная
коллегия
установила:
16 ноября 1999 г.
администрация Брянской области приняла постановление N 449 "О порядке
профессиональной подготовки и переподготовки кассиров-операционистов
контрольно-кассовых машин на территории Брянской области", согласно которому профессиональная подготовка (переподготовка)
кассиров-операционистов на территории Брянской
области является необходимым условием эксплуатации контрольно-кассовых машин.
Такая
подготовка должна проводиться центром технического обслуживания или учреждением
начального профессионального образования, которые заключили договоры с
генеральными поставщиками контрольно-кассовых машин по обеспечению методической
помощи в организации обучения и имеют лицензию на соответствующую
образовательную деятельность; при допуске к работе на контрольно-кассовых
машинах кассиров-операционистов, не прошедших
профессиональную подготовку (переподготовку), соответствующие лица привлекаются
к ответственности в установленном законом порядке.
Прокурор Брянской
области обратился в суд с заявлением о признании данного постановления
недействительным, как противоречащим действующему федеральному
законодательству, в том числе Закону Российской Федерации "Об
образовании".
Решением Брянского
областного суда от 10 мая 1999 г. заявление прокурора удовлетворено,
оспариваемое им постановление признано недействительным и отменено.
В кассационной
жалобе администрация Брянской области просит решение суда отменить и дело
направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение по тем основаниям, что
оно не соответствует положениям Постановления Конституционного Суда РФ от
11.04.2000 г. и основано на неправильном применении и толковании норм
действующего законодательства.
Судебная коллегия
Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы
кассационной жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Согласно пп. "е", "б" ст. 72, 76 Конституции РФ
общие вопросы образования и защиты прав и свобод человека находятся в
совместном ведении Российской Федерации и ее
субъектов; по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются
федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить
федеральным законам, принятым в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции
Российской Федерации; в случае противоречия между федеральным законом и иным
актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как видно
из дела, установленный областной администрацией порядок профессиональной
подготовки (переподготовки) кассиров-операционистов
контрольно-кассовых машин противоречит Законам Российской Федерации - ст. 21
"Об образовании" (в редакции ФЗ от 13.01.96 г.) и ст. 3 "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением", согласно которым прохождение профессиональной подготовки
(переподготовки) не ограничивается обучением в центре технического обслуживания
и учреждении начального профессионального образования..., как это указано в оспариваемом постановлении администрации области, такая
профессиональная подготовка возможна и в других образовательных учреждениях, а
также в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию
и имеющих соответствующие лицензии; более того, эта подготовка не является
необходимым условием эксплуатации контрольно-кассовых машин.
С учетом
этих и других оснований суд обоснованно пришел к выводу, что постановление N
449 от 16.11.99 г. "О порядке профессиональной подготовки и переподготовки
кассиров-операционистов контрольно-кассовых машин на
территории Брянской области" принято администрацией области с превышением
своих полномочий, в нарушение Конституции РФ, прав граждан, федерального
законодательства и правомерно постановил решение о признании его
недействительным.
Вместе с
тем, на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
11 апреля 2000 г. и разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" резолютивная
часть решения подлежит уточнению о том, что признанный судом недействительным
акт не порождает правовых последствий со дня его издания.
Доводы кассационной
жалобы о законности постановления областной администрации были предметом
судебного разбирательства, о чем в решении суда содержится аргументированный и
мотивированный ответ.
Решение суда
является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам,
изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
На основании
изложенного и руководствуясь ст. ст. 294, 311 и п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР,
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Брянского областного
суда от 10 мая 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу
администрации Брянской области - без удовлетворения.
Уточнить
резолютивную часть решения, изложив ее в следующей редакции:
"Постановление администрации Брянской области N 449 от 16 ноября 1999 г.
"О порядке профессиональной подготовки и переподготовки кассиров-операционистов контрольно-кассовых машин на территории
Брянской области" признать недействительным и не порождающим правовых
последствий со дня его издания".