ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2012 г. по делу N 33-688-2012
Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в
составе:
председательствующего
Ортабаева М.Б.,
судей - Кисиевой М.Л. и Темираева Э.В.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом
судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Затеречного
района г. Владикавказа РСО-Алания к Администрации местного самоуправления г.
Владикавказа РСО-Алания, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному
учреждению Детский сад N о признании незаконным
бездействия по лицензированию медицинского кабинета,
по апелляционной
жалобе Администрации местного самоуправления г. Владикавказа РСО-Алания на
решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 18 июля 2012
года, которым постановлено:
Исковые требования
прокурора Затеречного района г. Владикавказа РСО-Алания к Администрации
местного самоуправления г. Владикавказа, Муниципальному бюджетному дошкольному
образовательному учреждению Детский сад N о признании незаконным
бездействия по лицензированию медицинского кабинета удовлетворить в полном
объеме.
Признать незаконным
бездействие Администрации местного самоуправления г. Владикавказа,
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N
г. Владикавказа по лицензированию медицинской деятельности по месту нахождения
образовательного учреждения.
Обязать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N
осуществить действия по получению лицензии на право осуществления медицинской
деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
Детский сад N г. Владикавказа в срок до 01 сентября 2012 года.
Заслушав
доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Темираева Э.В.,
возражения прокурора Бязрова И.Ф. против
удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор
Затеречного района г. Владикавказа РСО-Алания обратился в суд с исковым
заявлением в интересах несовершеннолетних к АМС г. Владикавказа РСО-Алания, МБДОУ
Детский сад N о признании незаконным бездействия по лицензированию медицинского
кабинета.
Свои
требования мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки
в МБДОУ Детский сад N были выявлены нарушения требований Закона РФ от 10.07.1992
года N 3266-1 "Об образовании", Федерального закона от 04.05.2011
года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п.
11.12 СанПиН 2.4.1.2660-10, в частности, осуществление медицинского
обслуживания воспитанников дошкольного учреждения (в детском саду функционирует
медицинский кабинет) без установленной
законом лицензии. Тем самым нарушаются требования законодательства РФ о
лицензировании, об образовании, создается потенциальная угроза для жизни и
здоровья детей - воспитанников детского сада.
В судебном
заседании помощник прокурора Затеречного района г. Владикавказ РСО-Алания Гацолаева А.А. исковые требования поддержала в полном
объеме и просила их удовлетворить.
Представитель АМС
г. Владикавказа РСО-Алания К. иск не признала и пояснила, что АМС г.
Владикавказа РСО-Алания является учредителем образовательных учреждений, в
частности МБДОУ Детский сад N. В настоящее время утверждена муниципальная
целевая программа "Оснащение медицинских кабинетов СОШ и ДОУ" на 2012
год, которая в 2012 году будет реализовываться. Таким образом, бездействия АМС
г. Владикавказ по оснащению медицинского кабинета в МБДОУ Детский сад N не
усматривает. Просила отказать в удовлетворении иска.
Заведующая МБДОУ
Детский сад N А. исковые требования также не признала, просила отказать в их
удовлетворении, пояснив при этом, что в настоящее время ведутся мероприятия по
формированию необходимого комплекта документов для получения лицензии.
Представитель
третьего лица, Управления Росздравнадзора по РСО-Алания - Б. в судебном
заседании исковые требования поддержала и пояснила, что осуществление
медицинской деятельности без специального разрешения на предоставляемые работы
(услуги) по адресам образовательных учреждений является нарушением федерального
законодательства. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 09.11.2007 года N 689 "О порядке ведения
единого реестра лицензий, в том числе представленных органами государственной
власти субъектов РФ в соответствии с переданными полномочиями", ведение
единого реестра лицензий осуществляет Росздравнадзор и его территориальные
органы. В настоящее время Управление Росздравнадзора по РСО-Алания не
располагает сведениями о получении лицензий на осуществление медицинской
деятельности по адресам дошкольных учреждений г. Владикавказа.
Советским районным
судом г. Владикавказа РСО-Алания постановлено вышеуказанное решение, об отмене
которого, как незаконного, и принятии нового решения по доводам апелляционной
жалобы просит ответчик - АМС г. Владикавказа РСО-Алания.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным
рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о месте и
времени ее рассмотрения, и находит решение суда подлежащим оставлению без
изменения по следующим основаниям.
В
соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении",
решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении
норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального
права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на
применении в необходимых случаях
аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК
РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие
значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами,
удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или
обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК
РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из
установленных фактов.
Принятое по делу
судебное постановление отвечает указанным требованиям.
Разрешая спор, суд
первой инстанции установил, что в результате проведенной прокуратурой проверки
в МБДОУ Детский сад N выявлено функционирование медицинского кабинета,
медицинский работник которого состоит в штате учреждения в должности старшей
медицинской сестры и осуществляет медицинское обслуживание детей -
воспитанников детского сада. Лицензия на осуществление медицинской деятельности
у ответчика, МБДОУ Детский сад N отсутствует, что не отрицали в суде и представители
ответчиков.
Согласно ст. 24
"Конвенции о правах ребенка" государства - участники признают право
ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и
средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства - участники
стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ
к подобным услугам системы здравоохранения. Государства - участники добиваются
полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры
для обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья
всех детей с уделением первоочередного внимания
развитию первичной медико-санитарной помощи.
В соответствии с п.
п. 1 - 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об
образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении
образовательного процесса в пределах, установленных законодательством РФ, а
также Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного
учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий
для работы медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и
укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного
учреждения.
Согласно п. 96 ст.
17 Федерального закона от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. В
соответствии с положениями указанного закона лицензия предоставляет право
осуществления соответствующего вида деятельности лишь по определенным в
лицензии адресам, указанным как место осуществления лицензируемого вида
деятельности.
Согласно п.
4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291,
лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на
осуществление медицинской деятельности, является наличие заключивших с
соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее,
послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для
выполнения заявленных работ (услуг), профессиональное образование и сертификат
специалиста (для специалистов с медицинским
образованием).
Пунктом 7 Положения
предусмотрено, что соискатель лицензии для ее получения направляет или
представляет в лицензирующий орган в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального
закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о
предоставлении лицензии, к которому прилагаются документы, в соответствии с
указанным в Положении перечнем.
В силу ст. 41
Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"
финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется на
основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных
учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и
муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и
нормативов субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 51
названного закона предусмотрена ответственность за создание необходимых условий
для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных
учреждений, должностных лиц образовательных учреждений в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного
учреждения.
Из материалов дела
следует, что учредителем и собственником имущества МБДОУ Детский сад N является
АМС г. Владикавказа РСО-Алания. Согласно Уставу МБДОУ Детский сад N медицинское
обслуживание детей в Учреждении осуществляется штатным и (или) закрепленным
медицинским персоналом, который наряду с администрацией учреждения несет
ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение
санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников. Для
работы медицинского персонала учреждение создает необходимые условия (п. 2.11
Устава).
Удовлетворяя
исковые требования, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно
исследовал представленные доказательства, правильно установил имеющие значение
для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку в
соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых
содержится в решении суда, и пришел к обоснованному выводу о том, что в
деятельности АМС г. Владикавказа, как муниципального органа власти и учредителя
МБДОУ Детский сад N, и в
деятельности самого МБДОУ Детский сад N усматривается бездействие по получению
последним лицензии на осуществление медицинской деятельности по месту
нахождения медицинского кабинета в образовательном учреждении. И на МБДОУ
Детский сад N лежит обязанность по получению этой лицензии на оказание
медицинских услуг, так как детский сад не только предоставляет помещение для
оказания медицинских услуг, но и, имея в штате медицинских работников,
осуществляет медицинскую деятельность.
Довод
апелляционной жалобы о том, что суд не имел права устанавливать срок устранения
нарушения, является несостоятельным, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 206
ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия,
которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении
срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
И другие
доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки в рамках
предъявленных требований при рассмотрении дела районным судом и им дана, как
указано выше, надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть
приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене
обжалуемого решения, как опровергающие правильность выводов суда первой
инстанции.
На основании
изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
определила:
решение Советского
районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 18 июля 2012 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу АМС г. Владикавказа РСО-Алания - без
удовлетворения.
Председательствующий
М.Б.ОРТАБАЕВ
Судьи
М.Л.КИСИЕВА
Э.В.ТЕМИРАЕВ