МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2012 г. по делу N 11-17609
Судья суда первой инстанции: Басыров И.И.
Судебная коллегия
по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Федерякиной М.А.,
судей Кировой Т.В.,
Ворониной И.В.,
при секретаре А.,
заслушав в открытом
судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В.,
дело по апелляционной
жалобе М. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2012 г.,
которым постановлено:
иск М.
удовлетворить частично.
Взыскать с
Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования г.
Москвы в пользу М. в счет средств выделяемых на семейную форму обучения за 2009
г. на ребенка - Т. сумму в размере ***, в счет расходов по оплате
государственной пошлины сумму в размере ***.
В удовлетворении
иных требований М. отказать,
установила:
М. обратилась в суд
с иском к Северо-Восточному окружному управлению образования Департамента
образования г. Москвы о взыскании денежной компенсации на семейную форму
обучения сына Т. в сумме *** за 2009 - 2011 гг., а также расходов по оплате
государственной пошлины в сумме ***.
В обоснование
заявленных требований истец ссылается на то, что в специальной коррекционной
школе N *** г. Москвы в 5 классе по семейной форме получения образования
обучается сын истца Т., ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Семейная форма образования заключается в том, что ребенок обучается дома
членами семьи или репетиторами, а в школу приезжает на экзамены. За ту
нагрузку, которую берет на себя семья, обучая ребенка, государство гарантирует
денежную компенсацию. Согласно п. 3.1 ст. 6 Закона N 25 г. Москвы
"О развитии образования в городе Москве" и п. 4.8 Постановления
Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 827-ПП "Об организации
деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы,
реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения
образования", родителям (законным представителям), осуществляющим
воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются
денежные средства в размере затрат на
образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в
государственном образовательном учреждении, определяемом городскими нормативами
бюджетного финансирования. Норматив финансовых затрат в 2009, 2010 и 2011 гг.
на содержание одного обучающегося в специальных коррекционных школах г. Москвы
составлял *** руб. в год. Это та сумма, которую ежегодно выделяло Правительство
Москвы на каждого ученика специальной коррекционной школы. Истцу же за обучение
ее ребенка по семейной форме образования Северо-Восточное окружное управление
образования выплатило в 2009 - 2010 учебном году *** коп., в
2010 - 2011 учебном году *** коп. Таким образом, истец полагает, что ей не были
выплачены за 2009 - 2010 учебный год *** коп., и за
2010 - 2011 учебный год *** коп. Итого с 2009 - 2011 гг. истец считает, что ей
не выплатили по договорам о семейной форме *** коп. Недоплаты связаны с тем,
что договоры о семейной форме обучения заключались с нарушением
законодательства. За учебный год истцом и директором школы подписывались два
договора о семейной форме образования. Первый договор заключается на срок с 1
сентября по 31 декабря, т.е. на 4 месяца. Как объяснила истцу директор школы,
Северо-Восточное окружное Управление образования рассчитывает сумму по договору
таким образом: норматив финансовых затрат на одного учащегося делится на 12
месяцев и умножается на 4 месяца. Следующий договор с истцом заключается на
срок с 1 января по 31 мая, т.е. еще на 5 месяцев. Проставленная в договоре
сумма вычисляется по вышеизложенной схеме. Таким образом, за учебный год
заключалось два договора общей продолжительностью 9 месяцев, хотя
финансирование учебного процесса рассчитано на год. Инструкции о том, на какой
срок заключать договоры и как рассчитывать суммы по ним директор школы получает
в вышестоящей инстанции - СВОУО. Поскольку из закона никак не следует, что
истцу положена оплата только за 9 месяцев, истец просила взыскать указанную
компенсацию исходя из периода учебного года равного двенадцати месяцев, и
удовлетворить заявленные ею требования.
В судебное
заседание М. явилась, просила иск удовлетворить.
Представитель
Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования г.
Москвы в суд явился, указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых
требований, так как норматив, выделяемый в виде компенсации на семейную форму
обучения распределяется исходя из количества месяцев в учебном году равному
девяти месяцам.
Представитель
третьего лица - государственного общеобразовательного учреждения специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида N *** З. в суд явилась,
указала на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, так как
норматив, выделяемый в виде компенсации на семейную форму обучения
распределяется исходя из количества месяцев в учебном году равному девяти
месяцам, а не на двенадцать месяцев как полагает истец.
Судом
постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит М. по доводам
апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что она не согласна с тем, что сумма
компенсации должна делится на 12 месяцев и умножаться на 9 учебных месяцев, в
связи с чем, ей не выплачена компенсация в размере 25% от положенной за каждый
учебный год.
В соответствии со
ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебное
заседание М. явилась, просила удовлетворить апелляционную жалобу
Представитель
Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования г.
Москвы - С. в суд явился, возражал против удовлетворения жалобы.
Представитель
третьего лица - государственного общеобразовательного учреждения специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида N *** З. в суд явилась, в
удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.
Судебная коллегия,
исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы
апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой
инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела,
требованиями закона.
Судом первой
инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в специальной
коррекционной школе N *** г. Москвы в 5 классе по семейной форме получения
образования обучается сын истца Т., ребенок с ограниченными возможностями
здоровья. Ребенок обучается дома членами семьи и репетиторами, а в школу
приезжает на экзамены.
Согласно п.
3.1 ст. 6 Закона N 25 г. Москвы "О развитии образования в городе
Москве" и п. 4.8 Постановления Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г.
N 827-ПП "Об организации деятельности государственных образовательных
учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в
различных формах получения образования", родителям (законным
представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего
ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого
ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном
учреждении, определяемом городскими нормативами бюджетного финансирования.
Норматив финансовых
затрат в 2009, 2010 и 2011 гг. на содержание одного обучающегося в специальных
коррекционных школах г. Москвы составлял ***руб. в год.
Истцу за обучение
ее ребенка по семейной форме образования Северо-Восточное окружное управление
образования выплатило в 2009 - 2010 учебном году *** коп., в
2010 - 2011 учебном году *** коп.
Из пояснений,
данных представителем государственного общеобразовательного учреждения
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида N *** директора
З. следует, что в октябре 2009 года от М. поступило заявление о получении
денежной компенсации. Норматив финансовых затрат на одного обучающегося на 2009
год, на тот момент, администрации школы был неизвестен. Бюджетный отдел ЦБ
СВОУО г. Москвы назвал сумму затрат норматива в размере *** рублей. Договор о
получении образования в семейной форме был заключен с 01.09.09 г. по 31.12.2009
г., выплаты денежной компенсации по договору составили *** рублей. Между тем,
Постановлением Правительства г. Москвы N 1109-ПП от 02 декабря 2009 года годовой
норматив на 2009 год составил 157831 рублей. В связи с этим, выплаты денежной
компенсации с 01.09.2009 года по 31.12.2009 г. оказались на
*** копеек меньше.
Разрешая
заявленные требования, суд пришел к выводу, что поскольку к расчету сумм
компенсации на обучения ребенка истца СВОУО г. Москвы в 2009 году был положен
норматив меньшей величины, чем установлен Правительством Москвы на 2009 год, с
Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования г.
Москвы подлежит взысканию в пользу М. в счет средств выделяемых на семейную
форму обучения за 2009 г. на ребенка - Т. а сумма в размере ***, поскольку разница выплаченных
денежных средств на обучение ребенка и норматива средств, установленного
Правительством Москвы на данные цели равна *** (*** руб. / 12 мес. в году * 4
учебных месяца 2009 года = *** копейки; *** копейки - *** руб. = ***), с чем
судебная коллегия согласна.
В удовлетворении
иных требований М. о взыскании денежной компенсации на семейную форму обучения
сына Т. а за 2009 - 2011 гг. суд правомерно отказал,
ввиду следующего.
В соответствии с
подп. "в" пункта 1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об
образовании" в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке
указываются, в том числе продолжительность обучения на каждом этапе обучения.
Согласно п. 3.15
Устава государственного общеобразовательного учреждения специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида N *** учебный год в
Учреждении начинается, как правило, 01 сентября и продолжительность его составляет
во 2 - 11 классах не менее 34 недель, что подтверждается выпиской из Устава
школы и не оспаривается истцом.
В
соответствии с п. 4.2 Постановления Правительства Москвы от 25.09.2007 N 827-ПП
"Об организации деятельности государственных образовательных учреждений
города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах
получения образования" (вместе с "Положением о формах получения
образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы,
реализующих общеобразовательные программы") отношения между
образовательным учреждением и родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося регулируются договором, условия которого не
должны ограничивать права сторон. Примерная
форма договора утверждается Департаментом образования города Москвы.
Истец в судебном
заседании подтвердила, что оплату исходя из размера нормативов компенсации на
семейную форму обучения сына Т. а за каждый учебный
год она получала за девять месяцев обучения, арифметически данная сумма рассчитывалась
ответчиком правильно, однако неправомерно не доначислена
компенсация за три месяца в каждом году, поскольку средства выделяются
Правительством Москвы на год.
Однако, договоры об
обучении ребенка с истцом заключались с 2009 по 2011 года, на каждый учебный
год равный девяти месяцам, начиная с 01 сентября и заканчивая 31 мая
соответствующего года.
Исходя из
положений п. 3.1 ст. 6 Закона N 25 г. Москвы "О развитии образования в
городе Москве" и п. 4.8 Постановления Правительства Москвы от 25 сентября
2007 г. N 827-ПП "Об организации деятельности государственных
образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные
программы, в различных формах получения образования", родителям (законным
представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего
ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в
размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе
образования в государственном образовательном учреждении, определяемом
городскими нормативами бюджетного финансирования.
Учитывая,
что этап образования охватывается продолжительностью учебного года, который по
заключенным с истцом договорам на обучение ребенка составлял с 2009 по 2011
года по девять месяцев в каждом году, согласно положениям устава школы, п. 42
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196, суд обоснованно пришел
к выводу о том, что ответчик в соответствии с требованиями действующего законодательства распределял нормативы
финансовых затрат на содержание одного обучающегося - Т. а, исходя из
продолжительности этапа образования (учебного года) в школе, равного девяти
месяцам.
Таким образом, суд
пришел к выводу, что доводы истца о том, что ответчик не доплатил денежные
средства на ее ребенка в каждом году за три месяца, являются
признаны необоснованными.
Поскольку суд
пришел к выводу о частичном удовлетворении иска М., то в соответствии со ст. 98
ГПК РФ в пользу истца с Северо-Восточного окружного управления образования
Департамента образования г. Москвы взыскал госпошлину, оплаченную истцом при
подаче иска в сумме *** копеек пропорционально удовлетворенным требованиям.
Судебная коллегия
соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются
законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что истец не согласна с тем, что сумма компенсации
должна делится на 12 месяцев и умножаться на 9 учебных месяцев, в связи с чем,
ей не выплачена компенсация в размере ***% от положенной за каждый учебный год,
не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку п. 42
Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196 (в ред. от 10.03.2009 г.) "Об утверждении Типового положения об
общеобразовательном учреждении" установлено, что продолжительность
учебного года на первой, второй и третей ступенях общего образования составляет
не менее 34 недели без учета государственной (итоговой аттестации). Таким
образом, продолжительность учебного года составляет 9 месяцев. П. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. N
789-ПП "Об утверждении нормативов финансового обеспечения государственной
услуги по предоставлению начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования в государственных образовательных учреждениях,
подведомственных Департаменту образования города Москвы" предусмотрено,
что в расчет нормативов финансового обеспечения государственной услуги по
предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования в государственных образовательных учреждениях,
подведомственных департаменту образования города Москвы включаются расходы на
реализацию федеральных государственных общеобразовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по
текущим расходам на оплату труда и начислениям на заработную плату,
компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, а также на частичное
обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным
процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, расходных материалов,
канцелярских товаров; хозяйственные расходы, услуги связи, транспортные
расходы, услуги по содержанию имущества, приобретение мягкого инвентаря; прочие
расходы. В связи с чем, суд пришел к правильному выводу, что с ответчика в
пользу истца подлежит взысканию невыплаченная денежная сумма *** коп. за 2009 -
2010 г. учебный год (*** руб. / 12 мес. x 9 мес. = *** коп.; *** коп. - *** коп. = *** коп.)
В связи с чем,
оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При рассмотрении
дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм
материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения,
а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
Решение
Останкинского районного суда г. Москвы от 28 мая 2012 года - оставить без
изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.