ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2012 г. по делу N 33-5868/2012
Судья Карагодина Т.А.
22 июня 2012 года в
городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского
областного суда в составе
председательствующего
Андреева А.А.
судей Самойловой
Н.Г., Алябьева Д.Н.
с участием
прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Елансковой
Л.Ф.
при секретаре Т.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора
Котовского района Волгоградской области к администрации Котовского
муниципального района Волгоградской области о признании недействующим
нормативно-правового акта в части,
по апелляционному
представлению прокурора Котовского района Волгоградской области Кирина А.В.
на решение
Котовского районного суда Волгоградской области от 17 апреля 2012 года, которым
постановлено:
В
удовлетворении требований прокурору Котовского района Волгоградской области к
администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о
признании п. 3 постановления главы Котовского муниципального района от
29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы родителей (законных
представителей) за содержание ребенка в муниципальных образовательных
учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования"
недействующим - отказать.
Заслушав доклад судьи
Андреева А.А., выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Еланскову Л.Ф., полагавшую решение
законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского
областного суда,
установила:
Прокурор Котовского
района Волгоградской области обратился в суд с заявлением к
администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о
признании недействующим нормативно-правового акта в части.
В обоснование
требований указал, что прокуратурой Котовского района проведена проверка
соблюдения действующего федерального законодательства об образовании в
деятельности администрации Котовского муниципального района.
В ходе проверки
установлено, что главой Котовского муниципального района принято постановление
от 29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы родителей (законных
представителей) за содержание ребенка в муниципальных образовательных
учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования". Считал,
что указанный пункт 3 постановления противоречит требованиям законодательства.
Просил признать
недействующим п. 3 постановления главы Котовского муниципального района от
29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы родителей (законных
представителей) за содержание ребенка в муниципальных учреждениях Котовского
муниципального района Волгоградской области реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования".
Суд постановил
указанное выше решение.
В апелляционном
представлении прокурор Котовского района Волгоградской области Кирин А.В.
оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его
отменить.
В обоснование
жалобы указано на нарушение норм материального права.
Проверив законность
и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы,
судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу частей 1, 2
статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с
частями 2, 4 статьи 41 Федерального закона от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об
образовании" финансирование муниципальных образовательных учреждений
осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта
Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и
категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в
расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Органами
местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования
муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за
исключением субвенций предоставляемых из бюджетов субъектов Российской
Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 настоящего Закона).
Согласно
статьям 38, 52 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N
666, установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за
содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии
с законодательством Российской Федерации; финансовое обеспечение деятельности
дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1
статьи 15; частью 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ от
06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района
относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому
обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации; организация
предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления
дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и
общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального
района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; финансовые
обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения,
исполняются за счет местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых
местным бюджетом из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации).
В соответствии с
пунктом 54 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N
1204 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об
образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного
возраста" взимание платы с родителей (законных представителей) за
содержание воспитанников учреждения производится в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Размер указанной платы определяется
исходя из общих затрат содержания воспитанников в учреждении с учетом
длительности их пребывания, а также режима работы учреждения.
Согласно ст. 52.1
Закона РФ от 10.07.1992 N 3266 "Об образовании" учредители
образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу
дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или
законных представителей (далее - родительская плата) за содержание ребенка в
указанных организациях, если иное не установлено настоящим Законом и иными
федеральными законами.
Размер родительской
платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в
соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных
представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов
указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья,
посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения,
реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а
также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных
образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.
(в
ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)
Перечень затрат,
учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
Пунктом 27
приказа Минпроса СССР от 29.01.1985 N 16 "О
введении Положения о детском дошкольном учреждении" предусмотрено, что отчисление
детей из детского учреждения производится отделом народного образования
(здравоохранения) или соответствующим ведомством по предоставлению заведующего
детским дошкольным учреждением: на основании медицинского заключения о
состоянии здоровья ребенка, препятствующего его пребыванию в данном детском
учреждении; при непосещении ребенком детского
дошкольного учреждения свыше 2 недель без уважительных причин или в случае
неуплаты за его содержание в течение 2 недель после установленного срока; по
желанию родителей или лиц, их замещающих.
За ребенком
сохраняется место в детском дошкольном учреждении в случае его болезни,
карантина, болезни или отпуска матери, на время очередного отпуска отца или
лиц, заменяющих родителей, также в летний период (сроком до 75 дней) независимо
от времени отпуска родителей или лиц, их замещающих.
Судом апелляционной
инстанции установлено, что главой Котовского муниципального района принято
постановление от 29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы родителей
(законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных образовательных
учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования".
Пункт 3
постановления предусматривает взимать плату родителей (законных представителей)
в полном размере, за исключением следующих случаев отсутствия ребенка в
образовательном учреждении:
пропуска по болезни
ребенка или пребывания его на санаторно-курортном лечении (согласно
представленной медицинской справке);
пропуска по причине
карантина;
отсутствия ребенка
в течение летнего оздоровительного периода с 1 июня по 31 августа (согласно
заявлению родителей (законных представителей), но не более 75 дней);
отсутствие ребенка
в период отпуска родителей (законных представителей), но не более двух месяцев
в год (согласно заявлению родителей (законных представителей), справке с места
работы об отпуске родителей (законных представителей);
отсутствия ребенка
в период регистрации родителей (законных представителей) в органах службы
занятости в качестве безработных или в случае простоя (временной приостановки
работы) в организации, где работают родители (законные представители) (согласно
справке службы занятости, предприятия, организации).
При непосещении
ребенком образовательного учреждения по другим причинам родительская плата
вносится в полном объеме.
В
оспариваемом пункте постановления главы Котовского муниципального района
Волгоградской области от 29.11.2011 года N 2919 "Об упорядочении платы
родителей (законных представителей) за содержание ребенка в муниципальных
учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования"
предусмотрены исключительные случаи, когда родительская плата не взыскивается с
родителей при непосещении ребенком дошкольного образовательного учреждения,
которые не противоречат вышеуказанному приказу Минпроса от 29.01.1985 N 16.
При таких
обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое
постановление принято надлежащим органом власти местного самоуправления, в
пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий,
противоречий положениям данного постановления нормам федерального
законодательства об оплате за содержание ребенка в муниципальных учреждениях,
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не
усматривается, нарушений гражданских прав и охраняемых законом интересов
граждан и юридических лиц указанное
постановление не влечет, обосновано отказав в удовлетворении требований.
Судебная коллегия
считает несостоятельными к отмене решения доводы представления о том, что
взимание платы с родителей при наличии уважительных условий временного
непосещения ребенком детского учреждения является незаконным, поскольку
содержание оспариваемого пункта нормативного акта наоборот, предполагает
освобождение родителей от внесения такой платы в указанных случаях.
Несостоятельными
судебная коллегия считает и доводы представления о том, что непосещение
ребенком детского дошкольного учреждения без уважительных причин влечет
освобождение родителей от внесения оплаты за содержание ребенка в детском
учреждении, поскольку указанное утверждение основано на неверном толковании
принципов организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на
территории муниципального района.
По мнению судебной коллегии, ссылки в представлении на необходимость
органа местного самоуправлении, как собственника дошкольного образовательного
учреждения, нести материальные расходы на его содержание, не могут служить
основанием для отмены решения суда и признания обжалуемого нормативного акта в
части недействующим, поскольку носят декларативный характер, нормы гражданского
законодательства, регулирующие указанные правоотношения, напрямую спорные
правоотношения не регулируют.
При таких данных
оснований к отмене решения суда коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
Решение Котовского
района суда Волгоградской области от 17 апреля 2012 года оставить без
изменения, апелляционное представление прокурора Котовского района
Волгоградской области Кирина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи