КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 июня 1996 г. N 12/1
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Заслушав и обсудив
вопрос "Об основных направлениях развития воспитания в системе
вариативного образования", коллегия отмечает, что с начала 90-х годов
воспитание подрастающего поколения в Российской Федерации получило возможность
развиваться на принципах свободы, демократии и гуманизма. Конституция
Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" и
другие законодательные акты определили общие ориентиры государственной политики
в области образования и неотъемлемого его ядра - воспитания.
Принципы
государственной политики в области образования, как совокупность концептуальных
идей и установок, дали впервые за многие годы возможность самим педагогам
моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства,
национальным и региональным культурным традициям.
Методологической
базой обновления образования и процесса воспитания стали парадигма развивающего
вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры
полезности - к культуре достоинства, а также материалы и документы Всесоюзного
съезда работников народного образования (декабрь 1988 г.).
Значительный вклад
в обновление воспитания, в разрушение авторитарного педагогического стиля
внесло массовое движение сторонников методики коллективного творческого
воспитания.
Важным шагом на
пути к гуманному и свободному воспитанию стало решение коллегии Минобразования
РСФСР в январе 1991 года "О демократизации воспитательной деятельности в образовательных
учреждениях".
Период
реформирования российского образования ознаменован утверждением нового
педагогического самосознания. Появился ряд гуманистических концепций
воспитания, построенных на основе глубоких научных знаний и применяемых в
практической деятельности образовательных учреждений. В их числе: "Концепция воспитания учащейся молодежи в современном
обществе", подготовленная коллективом авторов под руководством З.А.
Мальковой, Л.И. Новиковой, "Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях
перестройки общеобразовательной школы", подготовленная коллективом авторов
под руководством О.С. Газмана, "Системно - социальная концепция школьного
воспитания" Н.М. Таланчука, концептуальные исследования Е.В. Бондаревской
"Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и
нравственности" и другие.
Объединившись
вокруг "педагогики сотрудничества" как общегуманистической идеи
перехода от авторитарной к демократической системе отношений, ряд ученых (Ш.
Амонашвили, В. Караковский, А. Тубельский, А. Адамский, Т. Ковалева) стали
реализовывать авторские модели гуманистических школ, ориентированных на
самоопределение, самореализацию и самовоспитание личности.
В 1993 - 1996 годах
Министерством образования Российской Федерации разработан и принят ряд
документов, развивающих и конкретизирующих принципы обучения и воспитания,
организации учебно - воспитательного процесса. В их числе решения коллегии о
стратегии развития дошкольного воспитания, педагогического и дополнительного
образования, исторического и литературного образования, художественно -
эстетического воспитания, о поддержке детских объединений и организаций,
социально - педагогической работе, приказы и методические письма о гражданско -
правовом образовании и патриотическом воспитании и другие, реализующие
национальную доктрину вариативного развивающего образования.
Все эти документы
Минобразования России ориентируют органы управления образованием всех уровней,
коллективы образовательных учреждений на сохранение и обеспечение целостности
учебно - воспитательного процесса, укрепление в нем творческих начал, повышение
мотивации детей к познанию и самовоспитанию.
Следуя
принципиально новой культурной парадигме образования, закрепленной в Законе
Российской Федерации "Об образовании", Минобразование России
поддерживает позитивную тенденцию в деятельности органов управления
образованием Республик Башкортостана, Карелии, Саха (Якутия), Белгородской,
Воронежской, Пермской, Псковской, Ростовской областей, г. г. Москвы, Санкт -
Петербурга и других регионов России по разработке и реализации регионально -
национальных концепций, программ и рекомендаций по вопросам воспитания на
принципах государственной политики в области
образования.
Вместе с тем еще
многие руководители образовательных учреждений и педагоги находятся в плену
программно - нормативного управления процессом воспитания. Отсюда зачастую в
ряде образовательных учреждений предпочитают действию - бездействие,
конструктивной позиции - имитацию деятельности, целостности образовательного
процесса - только обучение.
Сегодня, когда
многие образовательные учреждения пытаются строить свою деятельность в русле
детоцентристской установки, остро возникла потребность в овладении каждым
педагогом личностным подходом. Изменения в методике обучения и воспитания не могут
произойти без изменений в содержании и методах подготовки и переподготовки
педагогов. Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания и обучения
его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя учебно -
воспитательного процесса - учителя, воспитателя, преподавателя. "Учитель
создает нацию" - это древнее изречение справедливо и в наши дни, как
никогда раньше.
Однако
социологические исследования показывают, что 46% опрошенных учителей не
скрывают, что они пользуются авторитарными методами без учета Конвенции ООН о правах ребенка. Учитель, долгие годы
воспитываясь на традициях авторитарной педагогики, оказался не подготовлен к
новым условиям организации учебно - воспитательного процесса.
Государственная
политика в области образования требует от педагога более высокого уровня
профессионализма в работе с детьми. Ведущим его компонентом является умение
организовать общение, выстроить отношения с каждым учеником таким образом,
чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию. Педагог в России
всегда был прежде всего воспитателем.
Отдел
дополнительного образования совместно с другими заинтересованными
подразделениями Минобразования России, Центром развития системы дополнительного
образования детей, Институтом теории образования и педагогики, Институтом
педагогических инноваций РАО, Институтом общего образования Минобразования
России разработал "Основные направления развития воспитания в системе
вариативного образования" и выносит их на обсуждение:
- Сохранение
целостного учебно - воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Воспитание и обучение - два важнейших неотъемлемых момента этого процесса.
Повышение воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта
воспитания.
- Ведущей целью
воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях
морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой,
референтной группой, своей страной и человечеством. Главное в воспитании -
создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как
личности и как индивидуальности.
- Создание в
образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных
систем.
- Дальнейшая
перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных
дисциплин: включение в традиционные предметы человековедческого материала,
помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим,
проектировать свою жизнь. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление
пассивности учащихся через дидактические игры, драматизацию, ролевые игры и
др., разнообразие форм обучения, раскрепощение личности школьника в учебном
процессе, освобождение его от страха перед ошибкой, создание ситуации
свободного выбора.
-
Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Человек, Семья, Отечество,
Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Взятые в
самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития
личности и образуют своеобразную основу воспитания.
- Жизнью
образовательного учреждения, содержанием образования формировать у учащихся
чувства патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической
культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать
политический выбор.
- Эстетизация
образовательного учреждения, его окружения, всей жизни детей - путь гуманизации
воспитания. Важно, чтобы у всех детей была возможность выразить себя в
художественной деятельности (театр, рисование, пение, танец).
- Развитие клубной
и досуговой деятельности - особой сферы жизни учащихся.
- Важное место в
жизни образовательного учреждения должна занимать игра, открывающая большие
возможности для самопознания детей.
- Воспитание
учащихся в духе свободы, личного достоинства и демократии требует развитого
школьного самоуправления, деятельности различных объединений по интересам.
- Поддержка детских
и молодежных неполитизированных объединений и организаций на основе партнерских
отношений, закрепленных договором.
- Овладение этно -
педагогикой, реализация лучших традиций народной педагогики и на этой основе
приобщение детей к культуре предков и межнациональных отношений.
- Формирование
воспитательного пространства в малом социуме, освоение части социальной среды
педагогическими средствами.
- Ведущая роль в
воспитании принадлежит педагогу - широко образованному гуманисту -
интеллигенту, убежденному другу молодежи, настоящему профессионалу.
Образовательному учреждению нужны психологи, социальные педагоги, педагоги -
организаторы, педагоги дополнительного образования, психотерапевты и медики, необходимы
психологическая и коррекционная службы. Только при условии всестороннего
изучения ребенка возможна разработка индивидуальных вариантов его воспитания и
развития, реальная гуманизация воспитательного процесса.
В целях дальнейшего
развития воспитания на принципах государственной образовательной политики,
дальнейшего преодоления авторитарного командно - административного стиля
управления воспитательным процессом коллегия постановляет:
1. Одобрить
"Основные направления развития воспитания в системе вариативного
образования". Рекомендовать органам управления образованием субъектов
Российской Федерации, педагогическим учебным заведениям, институтам повышения
квалификации работников образования, разработчикам программ и пособий по
вопросам воспитания учащихся обсудить "Основные направления развития
воспитания в системе вариативного образования" на августовских совещаниях,
педагогических советах, учитывать в практической деятельности.
2. Поддержать опыт Республик Башкортостана, Карелии, Саха (Якутия),
Белгородской, Пермской, Псковской, Ростовской, Воронежской областей, г. г.
Москвы, Санкт - Петербурга и других, разработавших и реализующих концепции,
программы и рекомендации по вопросам воспитания учащихся.
3. Поддержать
решение РАО о необходимости расширения и развития проблематики исследований
воспитания в планах НИР Академии. Просить Президиум Российской академии
образования (А.В. Петровский) подготовить к изданию сборник концепций и научных
трудов в области воспитания детей и учащейся молодежи (в помощь педагогическим
коллективам образовательных учреждений).
Заинтересованным
подразделениям Минобразования России принять участие в подготовке и проведении
научно - практической конференции РАО "Проблемы воспитания и деятельности
детских и юношеских организаций в современных условиях".
4. Рекомендовать
муниципальным и региональным органам управления образованием:
4.1. Поддерживать
практику создания и реализации моделей воспитательных систем во всех типах и
видах образовательных учреждений. Способствовать укреплению кадрами педагогов -
организаторов, социальных педагогов, воспитателей, педагогов дополнительного
образования, вожатых, педагогов - психологов образовательные учреждения,
реализующие собственные оригинальные системы воспитания.
4.2. Обратить
особое внимание при аттестации образовательных учреждений на практику
реализации принципа единства и целостности учебно - воспитательного процесса.
Стимулировать образовательные учреждения с развитой системой дополнительного
образования и социального воспитания.
4.3. Развивать
коллегиальные формы управления образовательными учреждениями с равноправным
участием учащихся, педагогов, родителей. Содействовать обновлению школьного
самоуправления в условиях демократического общества,
деятельности детских и молодежных неполитизированных организаций и объединений.
Оказывать общественным детским и молодежным организациям и объединениям помощь
в реализации программ, строить отношения на договорной основе и партнерских
началах, используя договор как школу демократии.
4.4. Совершенствовать
содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и
руководящих кадров. Обеспечивать формирование целостного представления об
учебно - воспитательном процессе в образовательном учреждении, изучение
особенностей и специфики воспитания детей разных поло
- возрастных, социальных и этнических групп, учитывать их при моделировании
воспитательных систем.
4.5. Создавать
систему информационно - методического обеспечения педагогов по вопросам
воспитания и дополнительного образования.
5. Отделу
дополнительного образования (А.К. Бруднов):
5.1. Подготовить к
изданию в 1997 - 1998 гг. сборник региональных и национальных концепций и
программ воспитания юных россиян.
5.2. Провести в
1996 - 1998 гг. конкурс авторских проектов систем воспитания в образовательных
учреждениях разных типов и видов.
5.3. Совместно с
Управлением развития общего среднего образования (М.Р. Леонтьева),
Департаментом профессионального образования (А.В. Елистратов), отделом
дошкольного образования (Р.Б. Стеркина), Управлением реабилитационной службы и
специального образования (Д.С. Шилов) провести в 1997 г. Всероссийскую научно -
практическую конференцию "Гуманистическое воспитание
- путь к демократической России".
5.4. Подготовить в
IV кв. 1996 г. предложения в Правительство Российской Федерации об установлении
льгот для организованных групп учащихся при посещении учреждений культуры и
спорта.
5.5. Внести в III
кв. 1996 г. предложение о создании профессионального информационно -
методического журнала "Дополнительное образование детей".
5.6. Совместно с
Управлением развития общего среднего образования разработать концепцию
гражданско - правового образования и воспитания в образовательных учреждениях,
методические рекомендации по гражданскому и правовому воспитанию в системе
дополнительного образования детей.
5.7. Совместно с
Управлением педагогического образования и науки (М.Н. Костикова) подготовить в
IV кв. 1996 г. предложения об объявлении конкурса на разработку учебных пособий
по воспитанию для педагогических вузов.
6. Управлению
педагогического образования и науки провести в IV кв. 1996 г. Всероссийское
совещание по вопросам воспитания в учреждениях педагогического образования.
7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на
заместителя министра А.Г. Асмолова.
Председатель
коллегии
Е.В.ТКАЧЕНКО