САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. по делу N 33-2680/2012
Судья: Агаркова С.Н.
24 мая 2012 года г.
Саратов Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в
составе: председательствующего судьи Коршунова Р.В., судей Поляниной О.А. и
Бартенева Ю.И.,
с участием
прокурора Савиной С.В.,
при секретаре А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации
муниципального образования "Город Саратов" (далее Администрация) на решение
Волжского районного суда г. Саратова от 22 марта 2012 года, которым
постановлено:
"Обязать
администрацию муниципального образования "Город Саратов" в срок до
01.01.2015 года обеспечить на территории города Саратова предоставление
общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества
муниципальных дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих устранение
нуждаемости населения в данных учреждениях", заслушав доклад судьи
Коршунова Р.В., объяснения представителя Администрации М. по доверенности от
06.06.2011 года, выслушав заключение прокурора, полагавшей решение суда
оставить без изменения, изучив материалы
дела,
установила:
прокурор г.
Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к
Администрации о понуждении к совершению действий по организации дополнительных
дошкольных образовательных учреждений в г. Саратове, в обоснование которого
указал, что прокуратурой г. Саратова проведена проверка исполнения требований
Закона Российской Федерации "Об образовании". На территории города
расположено 183 дошкольных образовательных учреждения, из которых 175
муниципальных и 8 частных, проектами зданий этих садов предусмотрено 23171
место. Фактически детские сады посещают 23953 ребенка. Наибольшее количество детей
состоит на очереди на получение дошкольного образования в Волжском, Заводском и
Ленинском районах г. Саратова. При этом количество детей, посещающих учреждения
дошкольного образования, превышает показатели, предусмотренные проектной
документацией. Отсутствие достаточного количества детских дошкольных
учреждений, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления
обязанностей, возложенных Федеральным законом "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом
Российской Федерации "Об образовании". С учетом уточнений исковых
требований прокурор просил обязать Администрацию в срок до 01.01.2015 года
обеспечить на территории г. Саратова предоставление общедоступного бесплатного
дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных
образовательных учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в
данных учреждениях.
Судом постановлено
приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на
нарушение судом норм материального и процессуального права, указывает, что
Администрация не является надлежащим ответчиком по данному делу, обязанность по
обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование
возложена также на Министерство образования Саратовской области, ссылается на
несогласие с выводом суда о незаконном бездействии Администрации, поскольку
постановлением Администрации от 14.10.2010
года утверждена долгосрочная целевая программа "Расширение сети дошкольных
образовательных учреждений в г. Саратове на 2011-2015 годы", необходимость
возложения аналогичной обязанности решением суда на Администрацию отсутствует.
Проверив законность
и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст.
327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не
находит оснований для его отмены или изменения.
В силу ст. 45 ГПК
РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и
охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов
РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 43
Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях.
Материалами дела
установлено, что на территории г. Саратова расположено 183 дошкольных
образовательных учреждения, из которых 175 муниципальных и 8 частных, проектами
зданий садов предусмотрено 23171 место детей, фактически сады посещают 23953
ребенка. В г. Саратове имеется очередность на получение места в дошкольном образовательном <...>. По состоянию на 1
января 2011 года очередность по г. Саратову составила 7880 человек (л.д. 7).
Согласно письму Комитета по образованию Администрации очередность в дошкольные
образовательные учреждения г. Саратова на 1 января 2012 года составила 9164
человека (л.д. 86).
Постановлением
Администрации от 14.10.2010 года N 2424 утверждена долгосрочная целевая
программа "Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе
Саратове" на 2011-2015 годы, которой предусмотрено до 2015 года
строительство детских садов на 600 мест и расширение групп на 1115 мест (л.д.
37-52).
В соответствии с п.
3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" для
воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и
психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть
дошкольных образовательных учреждений.
Пунктом 11
части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района
относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по
основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по
финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за
исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях
регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на
территории муниципального района, а также организация отдыха детей в
каникулярное время.
Аналогичная по
своему содержанию правовая норма содержится в п. 12 ч. 1 ст. 6 Устава
муниципального образования "Город Саратов", принятого решением
Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649 (далее Устав).
Анализ
вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что организация
предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории
г. Саратова относиться к компетенции Администрации, которая является
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города,
наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями
для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам
местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской
области (ст. 33 Устава).
Следовательно,
довод жалобы о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по
предъявленным требования, несостоятелен.
Предусмотренное
долгосрочной целевой программой "Расширение сети дошкольных
образовательных учреждений в городе Саратове на 2011-2015 годы"
строительство детских садов на 600 мест и расширение групп на 1115 мест с
учетом существующей очередности в дошкольные образовательные учреждения (9164
человека по состоянию на 01.01.2012 года) является недостаточным, что
свидетельствует о неисполнении обязанностей, возложенных на органы местного
самоуправления по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного
образования.
В этой связи вывод
суда об обязании Администрации в срок до 01.01.2015 года обеспечить на
территории г. Саратова предоставление общедоступного бесплатного дошкольного
образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных
учреждений, обеспечивающих устранение нуждаемости населения в данных
учреждениях, является обоснованным.
В силу п.
6.1 ч. 1 ст. 29 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в
сфере образования относятся, среди прочих, обеспечение государственных гарантий
прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также
дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством
выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных
общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда
работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные
пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные
нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов,
осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами,
установленными законами субъекта Российской Федерации.
Аналогичная по
своему содержанию правовая норма содержится в ч. 1 ст. 8 Закона Саратовской
области от 28.04.2005 N 33-ЗСО "Об образовании".
С учетом
вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о
том, что в данном случае обязанность по финансированию вопросов, связанных с
организацией предоставления дошкольного образования на территории
муниципального района возложена на органы местного самоуправления указанного района.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы жалобы не
содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом
исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама
по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм
действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного
по существу решения.
При таком положении
оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
решение Волжского
районного суда г. Саратова от 22 марта 2012 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город
Саратов" - без удовлетворения.
Определение
вступает в законную силу со дня его принятия.