СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2012 г. по делу N 33-752/2012
судья Лисиенков К.В.
Судебная коллегия
по гражданским делам суда ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего
Агеева А.В.,
судей коллегии Атрошкиной В.Т. и Реутовой Ю.В.,
при секретаре В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.А. на
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого
автономного округа от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:
Взыскать с П.А. в
пользу бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа сумму целевой образовательной
субсидии в размере 75000 рублей, а при недостаточности средств с П.Л..
Взыскать с П.А.
государственную пошлину в сумме рублей.
заслушав доклад
судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Реутовой Ю.В., судебная коллегия
по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
установила:
Департамент
образования Администрации МО г. Салехарда обратился с иском к П.Л. и П.А. о
взыскании суммы целевой образовательной субсидии в сумме рублей.
В обоснование
исковых требований указано, что между Департаментом образования и ответчиками
были заключены договоры о предоставлении целевых образовательных субсидий: от
15 августа 2007 года, на основании постановления Администрации ЯНАО от 06
апреля 2007 года N 160-А, на сумму 25000 рублей; от 25 августа 2008 года, на
основании постановления Администрация ЯНАО от 13 мая 2008 года N 220-А, на
сумму рублей; от 25 августа 2009 года, на основании постановления Администрации
ЯНАО от 18 июня 2009 года N 328-А, на сумму рублей. В соответствии с пп. 1.1 вышеуказанных договоров, истец предоставил целевые
образовательные субсидии на общую сумму руб, путем
перечисления на расчетный счет филиала Уральского института коммерции и права,
что подтверждается соответствующими платежными поручениями. Согласно
постановлениям администрации ЯНАО, на основании которых была выдана
образовательная субсидия ответчикам, оплата обучения в филиалах ВУЗов
Российской Федерации предоставляется студентам из числа: коренных малочисленных
народов Севера; многодетных семей; семей, стоящих на учете, как малоимущие;
детей-инвалидов; инвалидов 1 - 2 групп.
Согласно пункту 6
постановления Администрации ЯНАО от 18.06.2009 года N 328-А, оплата обучения в
виде образовательной субсидии также предоставляется детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей.
По результатам
проверки истца Счетной палаты ЯНАО в сентябре 2010 года было выявлено, что
ответчиками не представлены документы, подтверждающие факт отнесения П.А. к
числу льготных категорий студентов.
Представитель истца
Ш., действующая на основании доверенности, в судебное
заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие,
на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в
исковом заявлении.
Ответчики в
судебном заседании суда первой инстанции пояснили, что решение о предоставлении
субсидий принимались на комиссии, у членов комиссии не было вопросов при
выделении им образовательной субсидии. Ответчик П.Л. является пенсионером, одна
воспитывала дочь, считает несправедливым взыскание с нее ранее выделенных
денежных средств для образование
ее дочери, которая по окончании филиала работает в г. Салехарде в МЧС. Она на
момент предоставления субсидии не являлась малоимущей, не относилась к числу
коренных и малочисленных народов Крайнего Севера, ее ребенок не являлся
инвалидом. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено
решение, резолютивная часть которого указана выше.
Не согласившись с
указанным решением, ответчик П.А. направила апелляционную жалобу
в которой просила состоявшееся по делу решение суда отменить, производство по
делу прекратить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что по
договорам, заключенным в 2007-2008 годах истек трехгодичный срок исковой
давности, который не был принят судом во внимание ввиду отсутствия
представителя истца в судебном заседании. Дополнительно ответчик ссылается на
неправильное применение норм материального права, полагает, что суд
необоснованно применил к сложившимся правоотношениям положения Гражданского
кодекса РФ о неосновательном обогащении, неверно применил положения
Постановлений администрации ЯНАО, на основании которых были выданы
образовательные субсидии.
Выслушав пояснения
ответчиков П.А. и П.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит
решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм
материального и процессуального права.
Удовлетворяя
исковые требования, суд исходил из того, что ответчики не относились к льготным
категориям студентов и не имели права на получение образовательной субсидии.
Вместе с
тем, как следует из материалов дела между департаментом образования
Администрации МО г. Салехард и ответчиком П.Л. были заключены договоры о
предоставлении целевой образовательной субсидии на обучение П.А. в 2007-2009
годах на сумму руб каждый, а всего истец предоставил
ответчикам целевые образовательные субсидии на общую сумму руб,
путем перечисления на расчетный счет филиала Уральского института коммерции и права, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.
Указанные договоры были заключены сторонами на основании постановлений
Администрации ЯНАО: от 06 апреля 2007 года N 160-А; от 13 мая 2008 года N
220-А; от 18 июня 2009 года N 328-А.
Постановлением
Администрации ЯНАО от 6 апреля 2007 года N 160-А "О мерах по подготовке
специалистов с высшим профессиональным образованием в Ямало-Ненецком автономном
округе в 2007 году" утверждено Положение о порядке предоставления целевой
образовательной субсидии за счет средств окружного бюджета для получения
высшего профессионального образования (далее по тексту Положение). Из пункта 1
указанного положения следует, что целью принятия данного нормативного акта
является подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием.
Условием предоставления образовательной субсидии в соответствии с пунктом 4
Положения является работа студента в соответствии с полученной в вузе
специальностью в организациях или учреждениях на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа по окончании обучения в вузе не менее трех лет. В пунктах 5 - 9 Положения перечисляются категории студентов,
условия и размер предоставляемой субсидии, при этом в пунктах 5-6 Положения
основным критерием для предоставления субсидии является успеваемость студентов,
а в пунктах 7 - 8 Положения указаны льготные категории студентов (из числа
коренных малочисленных народов Севера; многодетных семей; семей, стоящих на
учете как малоимущие; из числа детей-инвалидов; инвалидов 1 - 2 групп),
которым образовательная субсидия предоставляется вне зависимости от
успеваемости.
В пункте 10
Положения приводится перечень документов, который необходимо предоставить для
заключения договора. Из анализа указанных документов следует, что данный
перечень является примерным и не ограничивает состав лиц, которым
предоставляется образовательная субсидия только льготными категориями студентов.
Аналогичные
положения содержатся в постановлении Администрации ЯНАО от 13 мая 2008 года N
220-А и постановлении Администрации ЯНАО от 18 июня 2009 года N 328-А.
Таким образом, суд
первой инстанции, установив, что ответчики не относились ни к одной из льготных
категорий, указанных в вышеприведенных постановлениях Администрации ЯНАО,
сделал не правильный вывод о том, что ответчики не имели право на получение
целевой образовательной субсидии для обучения в ВУЗе.
В силу пункта 4
части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для
отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том
числе, неправильное применение судом норм материального права.
Учитывая,
что согласно представленным суду договорам П.А. обучалась по очной форме в
высшем учебном заведении, высокий уровень ее успеваемости и трудоустройство по
окончанию обучения на территории ЯНАО сторонами не оспаривался, судебная
коллегия полагает необходимым решение Салехардского
городского суда от 21 февраля 2012 года отменить, в иске Департаменту
образования Администрации МО г. Салехарда о взыскании суммы целевой
образовательной субсидии отказать.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального
кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного
округа от 21 февраля 2012 года отменить, в удовлетворении иска Департамент
образования Администрации МО г. Салехарда обратился с иском к П.Л., П.А. о взыскании
суммы целевой образовательной субсидии - отказать.
Копия верна
Судья
Ю.В.РЕУТОВА