САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. N 33-3037/2012
Судья: Мазнева Т.А.
Судебная коллегия
по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Параевой В.С.
судей Петровой
Ю.Ю., Александровой Ю.К.
при секретаре Ц.
рассмотрела
в открытом судебном заседании в порядке главы 40 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), на
основании ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении
изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
гражданское дело N 2-2115/2011 по кассационной жалобе негосударственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 05 декабря 2011 года
по иску Прокурора Приморского района Санкт-Петербурга к негосударственному
образовательному учреждению высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" об обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад
судьи Параевой В.С., объяснения прокурора Санкт-Петербургской городской
прокуратуры Мазиной О.Н., действующей на основании доверенности от 28.11.2011
года, возражавшей против отмены решения районного суда, судебная коллегия по
гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
установила:
Прокурор
Приморского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту прав, свобод и законных
интересов неопределенного круга лиц, обратился в Фрунзенский
районный суд Санкт-Петербурга с иском к негосударственному образовательному
учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский
Гуманитарный университет профсоюзов" (далее - СПб ГУП "Международная
гимназия "Ольгино") об обязании устранить
нарушения, указывая на то, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга
была проведена проверка соблюдения законодательства РФ в области законодательства об отходах производства и потребления в СПб ГУП
"Международная гимназия "Ольгино", расположенном по адресу:
<адрес>.
Прокурор в
обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенной
проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно
в СПб ГУП "Международная гимназия "Ольгино" отнесение опасных
отходов образующихся в учреждении (мусор от бытовых помещений, ртутные лампы,
люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные, отходы) к конкретному
классу опасности не подтверждено; свидетельства о классе опасности отходов
отсутствуют; не составлены
паспорта на отходы 1 - 4 класса опасности, не разработан проект нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение; учет образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других
лиц, а также размещенных отходов не ведется; плата за негативное воздействие на
окружающую среду в установленные сроки не осуществляется.
По мнению
прокурора, невыполнение требований экологического законодательства прямо
нарушает права граждан проживающих в близлежащих домах, обучающихся и
работающих в структурном подразделении НОУ "ВПО Санкт-Петербургский
университет профсоюзов", расположенном по адресу: <адрес> на
благоприятную среду обитания.
В этой
связи прокурор Приморского района Санкт-Петербурга, ссылаясь на положения ст. 8
Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. ст. 3, 11
Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей
среды", просил суд признать бездействия СПб ГУП противоречащими ФЗ
"Об охране окружающей среды" и обязать ответчика в структурном
подразделении, расположенном по адресу: <адрес> устранить нарушения ФЗ
"Об охране окружающей среды", а именно: получить подтверждение в
порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области
обращения с отходами отнесение опасных отходов, образующихся в учреждении, к
конкретному классу опасности для окружающей среды; получить паспорта на опасные
отходы 1 - 4 классов опасности и согласовать в Ростехнадзоре;
получить свидетельства о классе опасности отходов;
разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
организовать ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных,
переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных
отходов; произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду в срок
до истечения 30 дней со дня вступления в законную силу судебного решения.
Решением
Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 05 декабря 2011 года исковые
требования прокурора Приморского района Санкт-Петербурга удовлетворены
частично.
Суд обязал
негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов"
в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить
паспорта на опасные отходы 1 - 4 классов опасности; получить свидетельства о
классе опасности отхода для окружающей среды; после получения необходимых
паспортов и свидетельств организовать ведение учета образовавшихся,
использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других
лиц, а также размещенных отходов; произвести оплату за негативное воздействие
на окружающую среду.
В кассационной
жалобе ответчик просит отменить указанное решение, считает его незаконным и
необоснованным, а выводы суда не соответствующими
обстоятельствам дела.
Представитель
ответчика и представители третьих лиц в заседание судебной коллегии не явились,
о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции надлежаще
извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 354
ГПК РФ считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Судебная коллегия,
изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Мазиной О.Н., обсудив
доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены правильного решения
суда.
В соответствии с ч.
1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,
свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина
может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию
здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может
сам обратиться в суд.
Право на
благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11
Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей
среды".
В соответствии со
ст. 51 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия,
гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Как усматривается
из материалов дела, СПб ГУП "Международная гимназия "Ольгино",
расположенная по адресу: <адрес> является структурным подразделением
ответчика.
17.11.2010 года
Прокуратурой Приморского района в адрес ответчика направлено Представление об
устранении требований законодательства об отходах производства и потребления в котором прокурор указал, что в ходе
проведенной прокуратурой проверки выявлено, что в СПб ГУП "Международная
гимназия "Ольгино" отнесение опасных отходов, образующихся в
учреждении к конкретному классу опасности не подтверждено, отсутствуют
свидетельства о классе опасности, не разработан проект нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение, учет образовавшихся, использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также
размещенных отходов не ведется.
Разрешая
заявленный спор, суд первой инстанции, правильно руководствовался положениями
ст. ст. 1, 11, 14, 18 Федерального закона "Об отходах производства и
потребления", п. 5.3.7 Постановления Правительства РФ от 30.07.04 N 401
"О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору" и исходил из того, что осуществление ответчиком деятельности с
нарушением требований в области охраны окружающей среды создает угрозу
причинения вреда здоровью человека,
а также обоснованно принял во внимание, что указанное выше учреждение
занимается образовательной деятельностью, связанной с получением образования
граждан, в том числе несовершеннолетних, сохранение жизни и здоровья которых
является приоритетным направлением государственной политики. Установив,
что СПб ГУП "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов"
является юридическим лицом, которое образует отходы производства и потребления,
хранит, накапливает опасные отходы до момента их вывоза соответствующей
организацией, пришел к правильному выводу о том, что наличие нахождения опасных
отходов может негативно повлиять на права граждан, как проживающих в
близлежащих домах, так и работающих либо обучающихся в структурном
подразделении ответчика.
С учетом
изложенного, следует согласиться с выводом суда о том, что требования прокурора
Приморского района в части обязания ответчика
соблюдать законодательство об отходах производства и об охране окружающей среды
являются законными и обоснованными.
Согласно ст. 24 ФЗ
от 10.01.2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" нормативы
образования отходов производства и потребления, а также лимиты на их размещение
устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую
среду в соответствии с действующим законодательством.
Так,
положениями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об
отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица при
эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов,
связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные
и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу ч. ч. 2 - 3
статьи 14 этого же Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в
процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить
отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке,
установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с
отходами. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт.
Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о
составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок
проведения паспортизации опасных отходов определен Постановлением Правительства
РФ от 26 октября 2000 года "О порядке ведения государственного кадастра
отходов и проведения паспортизации опасных отходов", согласно которому
Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы на основании
предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с
отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе,
свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения
отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по
паспортизации опасных отходов.
Согласно ст. 1
Закона N 89-ФЗ, паспорт опасных отходов является документом, который должен
удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса
опасности, и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов
является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных
положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об
отходах производства и потребления". Отсутствие паспорта опасных отходов
служит препятствием к их транспортированию.
Согласно пунктам 2,
4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в
соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на
окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и
утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
определяет Правительство Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 16
Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на
окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на
их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства
РФ от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение", которым утверждены
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение.
В соответствии с Правилами
норматив образования отходов определяется установленное количество отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты
на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно
допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством,
видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их
размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного
вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок
в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной
территории.
Согласно пункту 7
Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение индивидуальные предприниматели и
юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа
заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность
по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных
отходов); проект нормативов образования отходов - и лимитов на их размещение;
копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и
иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего
лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных
опасных отходов).
В соответствии
с пунктом 10 Правил территориальные органы уполномоченного органа в срок, не
превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных документов, принимают
решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием),
которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской
Федерации порядке.
Удовлетворяя
исковые требования прокурора Приморского района Санкт-Петербурга частично, суд
исходил из того, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что ответчик
Представление об устранении требований законодательства об отходах производства
и потребления в полном объеме не исполнил.
В соответствии со
ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она
ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не
предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения
дела, ответчиком представлены суду доказательства получения
подтверждения отнесения отходов образующихся в учреждении к конкретному
классу опасности, а также разработанный проект нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение.
Судом
установлено, что СПб ГУП "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет
профсоюзов" проводились работы по разработке и согласованию опасных
отходов (на мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая
крупногабаритный) и на ртутные лампы, отработанные люминесцентные
ртутьсодержащие трубки и брак, получены два свидетельства о классе опасности
отхода для окружающей среды.
Также судом
установлено и следует из материалов дела, что три паспорта отходов (твердых
коммунальных отходов (смет с территории), эмульсии и смеси, содержащие
растительные и животные жировые продукты, отходы при промывке канализационных
сетей) не утверждены, согласования не выданы, в настоящее время подготовленные
проекты находятся на повторной проверке в Департаменте Росприроднадзора.
Таким образом,
материалами дела подтверждено, что предписание прокурора прокуратуры
Приморского района Санкт-Петербурга исполнено ответчиком частично, а потому
вывод суда о том, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению,
является правомерным.
С учетом
изложенного, судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены все
юридически значимые обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка в
соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной
жалобы сводятся к переоценке обстоятельств, правильно установленных судом,
являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, правовых
оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции не
содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
определила:
Решение
Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 05 декабря 2011 года по
настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу негосударственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" - без
удовлетворения.