ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу N 33-109/2012г.
Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в
составе:
председательствующего
судьи Ортабаева М.Б.,
судей Калюженко Ж.Э. и Нигколовой И.И.,
при секретаре Д.,
рассмотрела
в судебном заседании кассационное представление прокурора Пригородного района
РСО-Алания на решение Пригородного районного суда РСО-Алания от 29 ноября 2011
года по делу по заявлению прокурора Пригородного района РСО-Алания о признании
незаконным бездействия администрации местного самоуправления муниципального
образования - Пригородный район и обязании
администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный
район установить пандусы и поручни при входе в здание МОУ СОШ N 2 с. Октябрьское, которым постановлено:
Прокурору
Пригородного района РСО-Алания в удовлетворении заявления о признании
незаконным бездействия администрации местного самоуправления муниципального
образования - Пригородный район, обязании
администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный
район оборудовать пандусы и поручни при входе в здание МОУ СОШ N 2 с.
Октябрьское в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу
отказать.
Заслушав
доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Нигколовой И.И.,
объяснения прокурора Бязрова И.Ф., поддержавшего
доводы кассационного представления, возражения представителя АМС МО -
Пригородный район Б., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Республики Северная Осетия-Алания
установила:
Прокурор
Пригородного района РСО-Алания обратился в суд с заявлением в интересах
неопределенного круга лиц к АМС МО - Пригородный район о признании незаконным
бездействия АМС МО - Пригородный район и возложении обязанности на АМС МО -
Пригородный район установить пандусы и поручни при входе в здание МОУ СОШ N 2
с. Октябрьское в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В
обоснование заявления указал, что прокуратурой Пригородного района РСО-Алания
проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в
том числе детей-инвалидов, по результатам которой в МОУ СОШ N 2 с. Октябрьское
Пригородного района в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
отсутствуют пандусы и поручни при входе в здание.
Представитель АМС
МО - Пригородный район Б. с заявлением прокурора не согласилась, указав, что
прокурором не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.
Районным судом по
делу принято вышеуказанное решение.
В кассационном
представлении прокурор Пригородного района РСО-Алания ставит вопрос об отмене
решения районного суда, считая его неправильным.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к
следующему.
Судом первой
инстанции установлено, что администрация местного самоуправления муниципального
образования - Пригородный район является собственником нежилого помещения,
расположенного по адресу: с. Октябрьское, ул.
<...>, используемого под объект социальной инфраструктуры: МОУ СОШ N 2.
В ходе проверки
соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе
детей-инвалидов, проведенной прокуратурой Пригородного района РСО-Алания
установлено, что в МОУ СОШ N 2 с. Октябрьское Пригородного района не созданы
условия детям-инвалидам для беспрепятственного доступа в здание, отсутствуют
пандусы и поручни при входе в здание.
Отказывая
прокурору Пригородного района РСО-Алания в удовлетворении заявленных
требований, суд первой инстанции основывался на техническом заключении отдела
строительства и архитектуры Администрации местного самоуправления Пригородного
района от 2011 г. N <...>, согласно которому обеспечить беспрепятственный
доступ инвалидов и маломобильных групп граждан к зданию школы и свободное
перемещение в нем невозможно без реконструкции в соответствии с утвержденной
технической документацией.
Делая вывод о
невозможности установления пандусов и поручней при входе в здание МОУ СОШ N 2
с. Октябрьское, суд первой инстанции не учел положения действующего
законодательства и требования СНиП.
Согласно
ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и
организации независимо от организационно-правовых форм создают условия
инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников)
для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым,
общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным
сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования
железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и
всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами
связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми
сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение
пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда
действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов,
собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с
общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение
минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом,
положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В
частности, предусматривает обязанность организации независимо от
организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного
доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Из представленного
АМС Пригородного района заключения следует невозможность обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп граждан к зданию
школы без его реконструкции в соответствии с утвержденной технической
документацией.
В то же время
доказательств невозможности реконструкции здания МОУ СОШ N 2 с. Октябрьское
администрацией Пригородного района суду первой инстанции представлено не было.
При анализе
вышеприведенных норм закона и представленных по делу доказательств, судебная
коллегия считает, что суд первой инстанции неправильно отказал прокурору
Пригородного района РСО-Алания в удовлетворении заявленных требований об
установлении пандусов и поручней при входе в здание МОУ СОШ N 2 с. Октябрьское,
поскольку факт нарушения доступности здания школы N 2 с. Октябрьское для
маломобильных групп населений нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
При таких
обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с
вынесением нового решения о признании незаконным бездействия АМС Пригородного
района, выразившегося в необорудовании техническими
приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здание
МОУ СОШ N 2 с. Октябрьское Пригородного района.
В
соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном
решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном
соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами
материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или
основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ (п. 2)).
По смыслу
ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить
определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в
случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд
устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть
исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя
организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
В
соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом принципа разумности, судебная
коллегия считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком
обязанности по проведению работ, указанных в резолютивной части решения, в
шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой
срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании
изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда РСО-Алания
определила:
Решение
Пригородного районного суда РСО-Алания от 29 ноября 2011 г. отменить и принять
новое решение:
Признать незаконным
бездействие АМС Пригородного района, выразившееся в необорудовании
техническими приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ
инвалидов в здание МОУ СОШ N 2 с. Октябрьское Пригородного района.
Обязать АМС
Пригородного района обеспечить пандусами и поручнями при входе в здание МОУ СОШ
N 2 с. Октябрьское в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения в
законную силу.
Кассационное
представление прокурора Пригородного района РСО-Алания удовлетворить.
Председательствующий
М.Б.ОРТАБАЕВ
Судьи
Ж.Э.КАЛЮЖЕНКО
И.И.НИГКОЛОВА