ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2012 г. N 33-745/2012
Судья Смирнов Г.В.
Судебная коллегия
по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего
Кошелевой И.Л.
судей Киреевой
И.А., Переверзиной Е.Б.
с участием
прокурора Гавриловой Е.В.
при секретаре Л.
рассмотрела в
судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации
муниципального образования <...> Ленинградской области на решение
Выборгского городского суда Ленинградской области от 9 декабря 2011 года,
которым удовлетворено исковое заявление Выборгского городского прокурора
Ленинградской области, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов
неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования
<...> Ленинградской области и муниципальному общеобразовательному
учреждению <...> об обязании за счет средств
бюджета огородить по периметру территорию муниципального общеобразовательного
учреждения <...>.
Заслушав доклад
судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л.,
судебная коллегия
по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский
городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и
законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской
суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования
<...> Ленинградской области и муниципальному общеобразовательному
учреждению <...> об обязании ответчиков, за
счет средств бюджета муниципального образования <...>, огородить по
периметру территорию МОУ <...>, расположенную по адресу: <адрес>,
согласно плану границ земельного участка указанного образовательного учреждения
в срок до 1 сентября 2013 года.
В обоснование
заявленных требований процессуальный истец, ссылался на результаты проверки
соблюдения требований законодательства об образовании, которой установлен факт
отсутствия ограждения территории МОУ <...>. Между тем, отсутствие
ограждения территории данного МОУ забором нарушает требования действующего
законодательства и препятствует обеспечению безопасности учеников, ставит под
угрозу их жизнь и здоровье. В этой связи прокурор просит удовлетворить
заявленные исковые требования.
Представитель
администрации МО <...> ЛО в удовлетворении исковых требований просил
отказать, представил письменный отзыв и возражения на исковое заявление.
Решением
Выборгского городского суда Ленинградской области от 9 декабря 2011 года
исковое заявление Выборгского городского прокурора удовлетворено.
Суд возложил на
администрацию МО <...> ЛО выделить денежные средства на ограждение
территории школы, а МОУ <...> установить ограждение территории школы до 1
сентября 2013 года.
Представитель
администрации МО <...> ЛО просит решение суда отменить, считая его
незаконным.
В жалобе указано на
необоснованность ссылки прокурора, в качестве правового обоснования заявленных
требований, на Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О
противодействии терроризму", поскольку, по мнению подателя жалобы, истцом
не представлено надлежащих доказательств снижения по вине ответчиков уровня
террористической защищенности МОУ.
По мнению подателя
жалобы, судом первой инстанции постановлено решение о правах и обязанностях
лица, не привлеченного к участию в деле - Комитета образования администрации МО
<...> ЛО, являющегося специально уполномоченным органом, осуществляющим
управление в сфере образования на территории МО <...> ЛО и являющимся
главным распорядителем бюджетных средств.
Кроме того,
судебное решение является неисполнимым, в связи с тем, что границы земельного
участка не установлены, после монтажа ограждения могут быть затронуты права на
свободный проезд и проход третьих лиц через территорию образовательного
учреждения.
Судебная коллегия,
исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы кассационной жалобы, не
находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов
гражданского дела следует, что муниципальному общеобразовательному учреждению
<...> Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской
области по месту нахождения юридического лица по адресу: <адрес>,
<...> выдана лицензия на право ведения
образовательной деятельности с регистрационным номером N (л.д.
6).
Согласно сведениям,
содержащимся в Уставе образовательного учреждения, оно является бюджетным
учреждением, его учредителем является администрация МО <...> ЛО.
Согласно протоколу
осмотра территории, изготовленному 13 сентября 2011 года старшим помощником
Выборгского городского прокурора Новосельцевой Е.П., ограждение по периметру
МОУ <...> отсутствует (л.д. 5).
Выявленные в ходе
проведенной Выборгской городской прокуратурой проверки обстоятельства положены
в основу вывода суда первой инстанции о том, что территория МОУ <...>, не
соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" по части III "Требования к территории образовательных
учреждений" п.п. 3.1 и 3.2.
Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря
2010 года N 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях" совместно с "СанПиН
2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы", которые зарегистрированы в Министерстве юстиции
Российской Федерации 3 марта 2011 года N 19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10),
и которые введены в действие с 1 сентября 2011 года. При этом с момента
введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считаются утратившими силу
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02.
Пунктами 3.1 и 3.2
СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательного
учреждения должна быть ограждена забором и озеленена, на территории
общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха,
физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной
зоны.
Согласно
Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции
Федерального закона от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ), под
санитарно-эпидемиологическими требованиями следует понимать обязательные
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том
числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий,
строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых
создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и
распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными
санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее -
санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с
требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки,
реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые
устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными
договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Руководствуясь
указанными нормами права, с учетом установленных по
делу фактических обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о наличии
оснований для удовлетворения иска Выборгского городского прокурора,
действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение суда
является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Доводы кассационной
жалобы о том, что судебное решение является неисполнимым, в связи с тем, что
границы земельного участка не установлены, после монтажа ограждения могут быть
затронуты права на свободный проезд и проход третьих лиц через территорию
образовательного учреждения, судебная коллегия не может признать обоснованными,
как сводящиеся к предположению.
Ответчиком не
представлено доказательств, что на земельный участок, расположенный
<адрес>, когда-либо устанавливался сервитут, в порядке, предусмотренном
ст. 23 ЗК РФ.
Иные доводы
кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по
существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования
и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом
оценкой представленных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо
процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены
правильного по существу решения суда, кассационные жалобы не содержат.
Руководствуясь
статьями 360, 361, 366, 370, 374 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ
"О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской
Федерации", судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского
областного суда
определила:
решение Выборгского
городского суда Ленинградской области от 9 декабря 2011 года оставить без
изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального
образования <...> Ленинградской области - без удовлетворения.