ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2011 г. по делу N 33-1046
Председательствующий - Красикова О.Е.
Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего
- Солоповой И.В.,
судей - Ялбаковой Э.В., Антуха Б.Е.,
при секретаре -
К.Е.Е.,
с участием
прокурора - Т.И.М.,
рассмотрела в
судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Отдела труда и
социального развития администрации Чемальского района
Р. на решение Чемальского районного суда Республики
Алтай от 08 ноября 2011 года, которым
удовлетворены
исковые требования заместителя прокурора Чемальского
района Республики Алтай в интересах Т.Н.Т. к Отделу труда и социального
развития администрации Чемальского района об обязании обеспечить Т.Н.Т. твердым топливом, недополученным
за 2008 год и 2009 год.
Возложена
обязанность на Отдел труда и социального развития администрации Чемальского района в срок до 01 мая 2012 года обеспечить
Т.Н.Т. твердым топливом, недополученным ею за 2008 год - дровами в количестве
9,84 куб. метров и за 2009 года - дровами в количестве 3,67 куб. метров и углем
в количестве 3,18 тонн.
Заслушав доклад
судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель
прокурора Чемальского района Данилова Ю.В. в
интересах Т.Н.Т. обратилась в суд с иском к Отделу труда и социального развития
администрации Чемальского района об обязании обеспечить Т.Н.Т. твердым топливом, недополученным
за 2008 год и 2009 год. Исковые требования мотивированы тем, что Т.Н.Т.
является учителем математики МОУ "Б-ая
СОШ". По информации Отдела труда и социального развития администрации Чемальского района в связи с отсутствием финансовых средств
истцу не поставлено за 2008 год дров в количестве 9,93 м куб., а также за 2009
год дров в количестве 3,68 м куб. и 3,18 тонн угля. Финансовое обеспечение
расходов, связанных с предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг
педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности,
осуществляется органами местного самоуправления за счет средств
республиканского бюджета. Федеральное законодательство сохраняет для граждан -
работников образования - льготы в натуральной форме. При этом,
ни ранее действующее, ни действующее в настоящее время федеральное
законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни
размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных
услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическими работниками
членов семьи. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничений
или уменьшения объема этого права, субъектам Российской Федерации не
представлено. Истец имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения ее в
натуральном виде твердым топливом для отопления, которое до настоящего времени
в полном объеме не реализовано.
Суд вынес
вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в
удовлетворении исковых требований просит в кассационной жалобе представитель
Отдела труда и социального развития администрации Чемальского
района Р., указывая, что Отдел труда и социального развития является органом
администрации Чемальского района и его финансирование
производится из средств бюджета муниципального образования "Чемальский район" в соответствии с установленным
лимитом. Согласно Закона
Республики Алтай N 1-РЗ от 12.01.2006 г. органам местного самоуправления
переданы отдельные государственные полномочия по предоставлению мер социальной
поддержки граждан, установленных Законом Республики Алтай "О мерах
социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской
местности Республики Алтай", действие которого не распространяется на
педагогических работников, работающих в государственных и муниципальных
учреждениях образования, культуры и искусства. Суд не принял во внимание
пункт 3 Постановления Правительства РФ от 27.06.2003 г. N 377, в соответствии с
которым Минфин России предоставляет субсидии на основании ежеквартально
представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически
произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели. В 2008, 2009 годах Отдел
свои обязательства в пределах выделенных денежных средств выполнил полностью. Согласно п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании"
предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам является
расходным обязательством Российской Федерации, а наделение субъектов Российской
Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер
социальной поддержки педагогическим работникам направлено лишь на
совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует
правоотношения по предоставлению данной льготы. На основании ст. ст. 6,
84 БК РФ, п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. ст. 3, 4
Закона Республики Алтай 78-РЗ от 07.07.2008 г. считает, что бюджет
муниципального образования не может отвечать по обязательствам государства. В
бюджет Республики Алтай в 2008, 2009 годах денежные средства на указанные цели
не поступали, в бюджете муниципального образования также на эти цели денег нет.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Отдела труда и
социального развития администрации Чемальского района
Р., поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, прокурора Тюхтеневу
И.М., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия находит
решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд
правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил закон,
регулирующий правоотношения сторон.
В соответствии с п.
5 ст. 55 Закона РФ от 10.02.1992 года N 3266-1 "Об образовании"
пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на
бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности,
рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок
возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной
поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской
Федерации.
Судом первой
инстанции установлено, что истец является педагогическим работником, тем самым
она относится к категории работников, имеющих право на получение мер социальной
поддержки в виде обеспечения их в натуральном виде твердым топливом для
отопления жилья.
Разрешая
спор, суд, руководствуясь положениями приведенной нормы, а также учитывая
положения Закона Республики Алтай от 07.07.2008 г. N 78-РЗ "О размерах,
условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной
жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и
проживающим в сельской местности Республики Алтай", действующего на момент
возникновения спорных правоотношений, пришел к правильному выводу о том, что
обязанность по обеспечению льгот по предоставлению
жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим
в сельской местности, осуществляется органами местного самоуправления.
Из материалов дела
усматривается, что перед педагогическим работником, в интересах которого обратился
прокурор Чемальского района, имеется задолженность за
недопоставленное топливо за 2008 и 2009 г.г.
Таким образом,
судом установлено, что истцу меры социальной поддержки, предусмотренные
федеральным и республиканским законодательством, в виде обеспечения твердым
топливом, не были предоставлены в полном объеме, в связи
с чем судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах ст. 55 Закона
РФ "Об образовании", Закона Республики Алтай "О размерах,
условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной
жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и
проживающим в сельской местности Республики Алтай" вывод суда первой
инстанции о нарушении прав данного педагогического работника и удовлетворении требований
по предоставлению указанному лицу льготы по бесплатному отоплению в натуральной
форме.
Доводы кассационной
жалобы сводятся к тому, что предоставление мер социальной поддержки
педагогическим работникам являются расходными обязательствами Российской
Федерации и должны финансироваться за счет средств федерального бюджета, однако
денежных средств на эти цели в 2008 и 2009 г.г.
выделено недостаточно для покрытия всех расходов. В этой связи судебная
коллегия отмечает, что право педагогических работников на своевременное
получение предоставленных им законом социальных льгот, не может быть поставлено
в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств.
Таким образом,
юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно, выводы решения
им соответствуют, нарушений норм материального права, повлекших вынесение
незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной
жалобе, судом не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 08 ноября
2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Отдела
труда и социального развития администрации Чемальского
района Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.СОЛОПОВА
Судьи
Э.В.ЯЛБАКОВА
Б.Е.АНТУХ