ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 15 апреля 1996 г. N 667
О РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 940
"Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования" приказываю:
1. Утвердить
структуру государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
магистров по направлениям высшего профессионального образования (далее -
требования) и методические рекомендации к их разработке (Приложения N N 1 и 2).
2.
Учебно-методическим объединениям в срок до 30 июня 1996 г. разработать
соответствующие требования по закрепленным за ними направлениям.
3.
Исследовательскому центру проблем качества подготовки специалистов (Селезневой
Н.А.) обеспечить научно-методическое и организационное сопровождение разработки
требований.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Управление образовательно-профессиональных программ и технологий (Татура Ю.Г.)
и Управление гуманитарного образования (Серикова В.В.).
Заместитель
Председателя
Государственного
комитета
Российской
Федерации
по высшему
образованию
В.Д.ШАДРИКОВ
Приложение
N 1
к Приказу
Госкомвуза России
от 15 апреля 1996
г. N 667
СТРУКТУРА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ
СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
Утверждаю
Заместитель
Председателя
Госкомвуза России
В.Д.ШАДРИКОВ
"__"_____________1996
г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Государственные
требования
к минимуму
содержания и уровню подготовки магистра
по направлению
_____________________
Действуют в
качестве
временных
требований
до введения в
действие
стандарта
Москва 1996 год
1. Общая
характеристика направления
(код и название
направления)
1.1. Направление
утверждено Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему
образованию от 5 марта 1994 г. N 180.
1.2.
Нормативный срок освоения профессиональной образовательной программы при очной
форме обучения - 6 лет.
Квалификация
(степень) - Магистр _____________________________
1.3.
Проблемное поле направления (аннотированный перечень магистерских программ
направления).
______________________________________________________________
______________________________________________________________
1.4.
Магистр должен быть подготовлен:
- к самостоятельной
деятельности, требующей широкого образования по направлению и углубленной
профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и
научно-педагогической работы;
- к обучению в
аспирантуре.
1.5.
Основные сферы профессиональной деятельности магистра:
- научные и
научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности;
- государственные и
негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно
завершивших обучение по основной профессиональной
образовательной
программе, обеспечивающей подготовку
магистра по
направлению (код и название направления)
Основная
профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра,
состоит из программы обучения бакалавра и программы специализированной
подготовки.
2.1. Общие
требования к образованности магистра
Общие требования к
образованности магистра определяются содержанием аналогичного раздела
требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и
требованиями, связанными со специализированной подготовкой.
Магистр по
направлению _____________ должен быть широко эрудирован, обладать
фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества,
современными информационными технологиями, методами получения, обработки и
хранения научной информации, быть готовым к научно-исследовательской и научно -
педагогической деятельности.
2.2. Требования к
знаниям и умениям по дисциплинам
2.2.1. Требования к
знаниям и умениям по
дисциплинам
программы обучения бакалавра
Требования к
знаниям и умениям по дисциплинам программы обучения бакалавра изложены в
Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
в части "Требований к обязательному минимуму содержания и уровню
подготовки бакалавра по направлению ___________________",
утвержденных________________________
2.2.2. Требования к
знаниям и умениям по дисциплинам
образовательной
части программы специализированной
подготовки
2.2.2.1. Требования
по гуманитарным
и
социально-экономическим дисциплинам
______________________________________________________________
2.2.2.2. Требования
по математическим
и
естественнонаучным дисциплинам
______________________________________________________________
2.2.2.3. Требования
по дисциплинам направления
______________________________________________________________
2.2.2.4. Требования
по специальным дисциплинам
Требования к
образовательной части программы специализированной подготовки по специальным
дисциплинам определяются вузом при реализации конкретной магистерской
программы.
2.3. Требования к
знаниям и умениям
по научно-исследовательской
части программы
специализированной
подготовки
Магистр должен
уметь:
- формулировать
задачи исследования;
- формировать план
исследования;
- вести
библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- выбирать
необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать
новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать
полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся
литературных данных;
- представлять
итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в
соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств
редактирования и печати.
3. Обязательный минимум содержания основной
профессиональной
образовательной программы,
обеспечивающей подготовку магистра
по
направлению_______________
┌─────────┬────────────────────────────────────────┬─────────────┐
│Индекс │ Наименование дисциплины │Объем в часах│
├─────────┼────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ 1
│ 2 │ 3
│
├─────────┴────────────────────────────────────────┴─────────────┤
│ Обязательный минимум
содержания │
│ программы обучения
бакалавра │
│
│
│ Обязательный минимум содержания программы
обучения бакалавра│
│определен в
Государственном образовательном
стандарте высшего│
│профессионального образования в
части "Требований к│
│обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки
бакалавра│
│по
направлению _________", утвержденных_____________ │
│ 8000 │
│
│
│ Обязательный минимум содержания
программы │
│ специализированной
подготовки │
│ │
│ГСЭ-М.00
│ Гуманитарные и социально-экономические │ │
│ │ дисциплины │ 200
│
│ │
│ │
│ГСЭ-М.01
│ Методология научного творчества
│ │
│ │
│ │
│ГСЭ-М.02
│ Философские вопросы естественных, │ │
│ │ гуманитарных и технических
наук │ │
│ │
│ │
│ГСЭ-М.03
│ _______________________________________│ │
│ │
│ │
│ЕН-М.00 │ Математические и естественные │ │
│ │ дисциплины │ 72
│
│ │
│ │
│ЕН-М.01 │ Компьютерные технологии в науке
и │ │
│ │ образовании │ │
│ │
│ │
│ДН-М.00 │ Дисциплины направления │ 150
│
│ │
│ │
│ДН-М.01 │ Современные проблемы науки │ │
│ │
│ │
│ДН-М.02 │ История и методология науки │ │
│ │
│ │
│ДН-М.03 │ _______________________________________│ │
│ │
│ │
│СД-М.00 │ Специальные дисциплины │ 1400
│
│
│
│ Обязательный минимум содержания
специальных дисциплин │
│ определяется требованиями к профессиональной
специализации │
│ магистра при реализации конкретной
магистерской программы │
│
│
│ДВ-М.00 │ Дисциплины по выбору │ 446
│
│ │
│ │
│НИР-М.00
│ Научно-исследовательская работа
│ 2268 │
│ │
│ │
│НИР-М.01
│ Научно-исследовательская работа
│ │
│ │ в семестре │ │
│ │
│ │
│НИР-М.02
│ Практики: ___ нед. - ___ часов │ │
│ │ -
научно-исследовательская
│ │
│ │ - научно-педагогическая │ │
│ │
│ │
│НИР-М.02
│ Подготовка магистерской диссертации
│ │
├─────────┴────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│Всего
часов по программе специализированной
│ │
│подготовки
│ 4536 │
├──────────────────────────────────────────────────┼─────────────┤
│Общий
объем часов, включая программу подготовки
│ │
│бакалавра
│ 12536 │
└──────────────────────────────────────────────────┴─────────────┘
Итоговая
государственная аттестация:
Защита выпускной
квалификационной работы
Профессиональная
образовательная программа подготовки магистров составлена исходя из следующих
данных:
- всего недель на
освоение программы обучения бакалавра - 200;
- всего недель на
освоение программы специализированной подготовки - 100, включая:
- общий объем
нагрузки студентов - магистрантов - примерно 4536 час. (84 нед.), из них:
теоретическое обучение и научно-исследовательская работа в семестре (_____
нед.); научно-исследовательская и научно-педагогическая практика (__ нед.);
подготовка магистерской диссертации (__ нед.);
- каникулы (__
нед.);
- итоговая
государственная аттестация (__ нед.);
- отпуск после
окончания вуза (4 нед.)
5.
Примечания
1. При реализации
программы специализированной подготовки: вуз (факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала (для циклов дисциплин - в
пределах 10%).
1.2. Осуществлять
преподавание дисциплин, входящих в цикл, в виде авторских курсов,
обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным
документом.
1.3. Устанавливать
соотношение объемов между научно-исследовательской и научно-педагогической
практиками.
2. Максимальный
объем нагрузки студента, включая все виды его учебной, научно-исследовательской
и научно-педагогической работы, не должен превышать 54 часов в неделю, при этом
максимальный объем аудиторных занятий студента не должен превышать 14 часов в
неделю в среднем за весь период обучения.
3. Студентам
предоставляется возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4
часов в неделю и иностранным языком.
4. Дисциплины по
выбору студента могут быть ориентированы как на удовлетворение его
образовательных потребностей, так и на получение конкретных знаний в сфере
будущей профессиональной деятельности; они устанавливаются вузом (факультетом)
при реализации конкретной магистерской программы.
5. В период
действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и
дополнен в установленном порядке.
6. Студентам
предоставляется возможность за счет дисциплин по выбору без увеличения общего
объема часов, отводимых на освоение материала, выполнить Государственные
требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника
для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей
школы".
Приложение
N 2
к Приказу
Госкомвуза России
от 15 апреля 1996
г. N 667
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К
МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
Учебно-методические
объединения устанавливают федеральный компонент государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования, который
определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки
магистров по конкретным направлениям.
В связи с этим
Госкомвуз России считает необходимым дать некоторые методические рекомендации
УМО к разработке отдельных положений требований.
В общей
характеристике направления при обозначении квалификации (степени) после слова
"Магистр" (п. 1.2) делается дополнение в соответствии с приложением к
Инструкции "О порядке заполнения и выдачи государственных документов о
высшем профессиональном образовании лицам, окончившим образовательные
учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации".
Характеристика
проблемного поля направления (п. 1.3) дается в форме аннотированного перечня
магистерских программ. Под магистерской программой понимается актуальная
крупная научная проблема направления. Перечень магистерских программ
характеризует проблемное поле направления. Аннотация магистерской программы
обрисовывает проблемное поле программы.
Данные о
подготовленности и основных сферах профессиональной деятельности магистра (п.
п. 1.4 и 1.5) могут быть отражены с учетом специфики направления.
При разработке п.
п. 2 и 3 требований учебно-методические объединения имеют право с учетом специфики
направлений:
- объединять циклы
дисциплин при сохранении общего объема часов, отводимых на их освоение;
- определять общую
трудоемкость образовательной программы, продолжительность и структуру практик,
объем каникулярного времени (но не менее объема, установленного ГОСом);
- вводить в состав
итоговой государственной аттестации итоговые экзамены по отдельным дисциплинам,
а также итоговый междисциплинарный экзамен по направлению.
Указанные в
требованиях виды аттестационных испытаний будут являться обязательными для всех
вузов, при этом к требованиям должна прилагаться краткая программа экзамена.
Требования к
магистерской диссертации будут указаны в документе, определяющем общие требования
к выпускной квалификационной работе. Тем не менее
Учебно-методические объединения при разработке ГОСов имеют право вносить свои
предложения по этому вопросу.