МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2011 г. по делу N 33-25944
Судья Муштаков В.С.
Судебная коллегия
по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего:
Тегуновой Н.Г.
судей: Алибердовой Н.А. и Меншутиной
Е.Л.
при секретаре: Л.
рассмотрев в открытом
судебном заседании кассационную жалобу Администрации Зарайского муниципального
района Московской области
на решение
Зарайского городского суда от 4 октября 2011 года
по делу по иску
Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к
Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Летуновская средняя общеобразовательная школа",
Администрации Зарайского муниципального района Московской области о понуждении
к совершению действий,
заслушав доклад
судьи Тегуновой Н.Г.
заключение прокурора
Коханка К.В., полагавшей решение суда оставить без
изменения
установила:
Зарайский городской
прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к
Муниципальному дошкольному, образовательному учреждению "Летуновская средняя общеобразовательная школа",
Администрации Зарайского муниципального района Московской области о понуждении
к совершению действий.
Свои
требования мотивирует тем, что в соответствии с полномочиями, предусмотренными
ст. ст. 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" в рамках
надзора за исполнением законов, Зарайской городской прокуратурой проведена
проверка в деятельности МДОУ "Летуновская
средняя общеобразовательная школа" на предмет соблюдения законодательства
об антитеррористической защищенности объекта при подготовке к началу нового
учебного года.
Проверка
показала, что к началу нового учебного года в указанном учреждении необходимые
меры для обеспечения надлежащей охраны с целью предотвращения незаконного
проникновения в учреждение и совершения террористических актов не приняты: в
учреждении не установлена кнопка экстренного вызова милиции и не заключен
соответствующий договор на круглосуточную охрану МДОУ "Летуновская
средняя общеобразовательная школа".
В соответствии с п 6.1 и 6.8 действующего Устава МДОУ "Летуновская средняя общеобразовательная школа"
учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его
распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную
ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Учредителем и
собственником имущества МДОУ "Летуновская
средняя общеобразовательная школа", согласно п. 1.1, п. 6.4 Устава,
является Администрация Зарайского муниципального района Московской; области.
Учитывая
отсутствие у МДОУ Летуновская средняя
общеобразовательная школа "самостоятельных денежных средств, необходимых
для устранения выявленных нарушений законодательства об антитеррористической
защищенности, наличие субсидиарной ответственности Администрации Зарайского
муниципального района по обязательствам учреждения, расходы по установке и
обеспечению функционирования кнопки экстренного вызова милиции в МДОУ "Летуновская средняя общеобразовательная школа" следует
возложить на Администрацию Зарайского муниципального района Московской области.
Таким образом,
осуществление деятельности МДОУ "Летуновская
средняя общеобразовательная школа" с перечисленными недостатками нарушает
требования действующего законодательства в области антитеррористической
защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с
причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу.
Перечисленные
нарушения затрагивают интересы Российской Федерации в сфере
антитеррористической безопасности, а также "неопределенного круга лиц,
посещающих МДОУ "Летуновская средняя
общеобразовательная школа".
Прокурор просит
суд:
1. Обязать
Администрацию Зарайского муниципального района Московской области обеспечить
здание МДОУ "Летуновская средняя
общеобразовательная школа" кнопкой экстренного вызова милиции, в срок до
ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обязать МДОУ
"Летуновская средняя общеобразовательная школа
оборудовать здание МДОУ кнопкой экстренного вызова полиции и заключить
соответствующий договор на круглосуточную охрану МДОУ "Летуновская
средняя общеобразовательная школа" в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель
ответчика Администрации Зарайского муниципального района по доверенности М. с
заявленными требованиями не согласна, считает их
незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим
основаниям.
В 2007 году все
образовательные учреждения Зарайского муниципального района оборудованы
кнопками тревожного сигнала. Кнопки экстренного вызова наряда полиции в
образовательных учреждениях не установлены.
В исковом заявлении
прокурора в качестве основания возникновения обязательств ответчиков указаны:
Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 г. N
35-ФЗ, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от
05.10.2009 г.
Однако, перечисленные государственные акты не содержат в себе
обязательств по организации в образовательных муниципальных учреждениях системы
вызова милиции и круглосуточной охраны.
Учитывая изложенное, данные акты не порождают для ответчиков
обязательств, предъявляемых истцом к исполнению.
Администрация
Зарайского муниципального района считает, что право решения вопроса о
необходимости оснащения муниципальных учреждений всех видов (здравоохранение,
культуры, спорт, образование) дополнительными средствами обеспечения
безопасности в настоящее время принадлежит исключительно исполнительным органам
данных учреждений, должно финансироваться ими самостоятельно за счет субсидий
или иных внебюджетных источников, и отсутствие средств реагирования полиции и
круглосуточной охраны не влечет нарушение федерального законодательства о
противодействии терроризму.
Представитель
ответчика МДОУ "Летуновская средняя
общеобразовательная школа" директор школы И. иск признала и пояснила, что
в настоящее время в учреждении оборудована тревожная кнопка, заключен договор
на обслуживание тревожной кнопки с ЧОП "Роман" по ДД.ММ.ГГГГ. Однако кнопка тревожного сигнала не обеспечивает
вызов полиции. Оборудовать кнопку экстренного вызова полиции и заключить
соответствующий договор на круглосуточную охрану не представляется возможным,
поскольку отсутствует финансирование. На совещании в августе 2011 года
Управление образования сообщило, что в 2012 году на эти цели Администрацией
выделяются денежные средства, и тогда они оборудуют кнопку экстренного вызова
полиции и заключат соответствующий договор на круглосуточную охрану учреждения.
Решением Зарайского
городского суда от 4 октября 2011 года исковые требования удовлетворены.
В кассационной
жалобе Администрация Зарайского муниципального района ставит вопрос об отмене
решения суда.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы жалобы судебная коллегия не
усматривает оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя
заявленные требования суд обоснованно исходил из того,
что прокурором представлены бесспорные доказательства, подтверждающие
непринятие ответчиками необходимых мер по оборудованию кнопкой экстренного
вызова полиции и заключения соответствующих договоров на круглосуточную охрану
МДОУ "Летуновская средняя общеобразовательная
школа".
В ходе судебного
разбирательства ответчиками не представлено доказательств того, что
установленная кнопка тревожного сигнала в МДОУ "Летуновская
средняя общеобразовательная школа" обеспечивает экстренный вызов полиции и
заключен соответствующий договор на круглосуточную охрану МДОУ "Летуновская средняя общеобразовательная школа"ответчиками.
При этом, судом
обоснованно указано, что согласно указанию Министерства образования и науки РФ,
МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
"О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году",
подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в
соответствии с перечнем мероприятий, направленных на создание единой системы
обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций РФ.
В состав таких мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами
безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной
основе, частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации.
Согласно п.
7.1 ст. 14 и п. 6.1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также
минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на
территории муниципального района относится к вопросам местного значения
муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 4 ч. 1
ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" к
полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере
образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных
образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом установлено,
что до настоящего времени МДОУ "Летуновская
средняя общеобразовательная школа" не оборудована кнопкой экстренного
вызова полиции. Имеющаяся тревожная кнопка сигнализации в учреждении не
соответствует требованиям Постановления Правительства Московской области
"О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов
образования, здравоохранения ...", поскольку данная кнопка не обеспечивает
вызов полиции, а заключенный договор с ЧОП "Роман" не предусматривает
обязательства по вызову полиции.
В связи с чем,
следует согласиться с выводом суда о том, что администрацией Зарайского
муниципального района, МДОУ "Летуновская средняя
общеобразовательная школа" допущено бездействие в обеспечении
антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
В ходе судебного
разбирательства было установлено, что в расходной части бюджета Зарайского
муниципального района на 2012 год предусмотрены средства на установку в
муниципальных образовательных учреждениях кнопки экстренного вызова полиции, ее
обслуживание и оплату договоров по круглосуточной охране объектов.
По изложенным
мотивам, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по
финансированию установки кнопки экстренного вызова полиции в МДОУ "Летуновская средняя общеобразовательная школа" должна
быть возложена на Администрацию Зарайского муниципального района.
Довод
жалобы о том, что в указанном учреждении имеется тревожная кнопка тревожной
сигнализации и заключен соответствующий договор с ЧОП "Роман", не
может служить основанием к отмене решения суда, поскольку установленная кнопка
и заключенный договор с охранным фирмой не обеспечивают экстренный вывоз
полиции при нажатии тревожной кнопки сигнализации.
С учетом
изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит
собранным по делу доказательствам и требованиям закона, доводы жалобы не
опровергают выводы суда.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зарайского
городского суда от 4 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную
жалобу Администрации Зарайского муниципального района - без удовлетворения.