МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2011 г. по делу N 33-24303
Судья: Горина Р.М.
Судебная коллегия
по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего
судьи Тегуновой Н.Г.,
судей Шипиловой
Т.А., Гарновой Л.П.,
при секретаре Л.,
рассмотрев 08
ноября 2011 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Администрации Зарайского муниципального района
на решение
Зарайского городского суда Московской области от 26 сентября 2011 г.
по делу по иску
Зарайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ
Масловская основная общеобразовательная школа, Администрации Зарайского
муниципального района о понуждении к совершению действий,
заслушав доклад
судьи Шипиловой Т.А.,
заключение
прокурора Коханка К.В., полагавшей, что решение
законно и отмене не подлежит,
установила:
Зарайский
городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга
лиц к МОУ Масловская основная общеобразовательная школа, Администрации
Зарайского муниципального района Московской области в котором просит обязать
Администрацию Зарайского муниципального района МО обеспечить здание МОУ
Масловская основная общеобразовательная школа кнопкой экстренного вызова
полиции, в срок до 01 декабря 2011 года; обязать
МОУ Масловская основная общеобразовательная школа оборудовать здание МОУ
Масловская основная общеобразовательная школа кнопкой экстренного вызова
полиции и заключить соответствующий договор на круглосуточную охрану МОУ
Масловская основная общеобразовательная школа, в срок до 01 декабря 2011 года.
Требования
мотивированы тем, что Зарайской городской прокуратурой проведена проверка в
деятельности МОУ Масловская основная общеобразовательная школа на предмет
соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объекта при
подготовке к началу нового учебного года.
Проверка показала,
что к началу нового учебного года необходимые меры для обеспечения надлежащей
охраны с целью предотвращения незаконного проникновения в учреждение и
совершения террористических актов не приняты: в учреждении не установлена
кнопка экстренного вызова полиции и не заключен соответствующий договор на
круглосуточную охрану.
В соответствии с п.
1.1, п. 6.6 действующего Устава МОУ Масловская основная общеобразовательная
школа является муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением.
Учредителем и
собственником имущества МОУ Масловская основная общеобразовательная школа,
согласно п. 1.1, п. 6.1 Устава, является Администрация Зарайского
муниципального района МО.
Учитывая
отсутствие у МОУ Масловская основная общеобразовательная школа самостоятельных
денежных средств, необходимых для устранения
выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности,
наличие субсидиарной ответственности Администрации Зарайского муниципального
района по обязательствам учреждения, расходы по установке и обеспечению
функционирования кнопки экстренного вызова полиции в здание школы следует
возложить на Администрацию Зарайского района.
Таким образом,
осуществление деятельности МОУ Масловская основная общеобразовательная школа с
перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в
области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные
последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также
ущерба имуществу. Перечисленные нарушения затрагивают интересы Российской
Федерации в сфере антитеррористической безопасности, а также неопределенного
круга лиц, посещающих МОУ Масловская основная общеобразовательная школа.
Представитель
прокуратуры в судебном заседании иск поддержал.
Представитель
ответчика - Администрации Зарайского муниципального района иск не признал,
пояснив, что в 2007 году все образовательные учреждения Зарайского
муниципального района были оборудованы кнопками тревожного сигнала. Кнопки
экстренного вызова наряда полиции в образовательных учреждениях не установлены.
В исковом заявлении прокурора в качестве основания возникновения обязательств
ответчиков указаны: ФЗ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006
г. N 35-ФЗ, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от
05.10.2009 г. Однако, перечисленные государственные акты не содержат в себе
обязательств по организации в образовательных муниципальных учреждениях системы
вызова полиции и круглосуточной охраны.
Полагает,
что право решения вопроса о необходимости оснащения муниципальных учреждений
всех видов дополнительными средствами обеспечения безопасности в настоящее
время принадлежит исключительно исполнительным органам данных учреждений,
должно финансироваться ими самостоятельно за счет субсидий или иных
внебюджетных источников, и отсутствие средств реагирования полиции и
круглосуточной охраны не влечет нарушение федерального законодательства о
противодействии терроризму.
Представитель
ответчика - МОУ Масловская основная общеобразовательная школа в судебном
заседании иск признала, пояснив, что в настоящее время в школе оборудована
тревожная кнопка, заключен договор на обслуживание тревожной кнопки с ЧОП
"Роман" по 30 сентября 2011 года. Однако кнопка тревожного сигнала не
обеспечивает вызов полиции. Оборудовать кнопку экстренного вызова полиции и
заключить соответствующий договор на круглосуточную охрану не представляется
возможным, поскольку отсутствует финансирование. На совещании в августе 2011
года Управление образования сообщило, что в 2012 году на эти цели Администрацией
выделяются денежные средства, и тогда они оборудуют кнопку экстренного вызова
полиции и заключат соответствующий договор на круглосуточную охрану школы.
Решением Зарайского
городского суда от 26 сентября 2011 года исковые требования удовлетворены.
В кассационной
жалобе Администрация Зарайского муниципального района ставит вопрос об отмене
решения суда.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к
отмене решения суда.
Удовлетворяя
заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что прокурором
представлены бесспорные доказательства, подтверждающие непринятие ответчиками
необходимых мер по оборудованию кнопкой экстренного вызова полиции и заключения
соответствующих договоров на круглосуточную охрану МОУ Масловская основная
общеобразовательная школа.
При этом
суд исходил из того, что указанию Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека от 12 марта 2008 года NN АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 "О
подготовке образовательных учреждений к новому учебному году", подготовку
образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в
соответствии с перечнем мероприятий,
направленных на создание единой системы обеспечения безопасности
образовательных, научных учреждений и организаций РФ. В состав таких
мероприятий включены, в том числе, обеспечение охраны службами безопасности,
вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе,
частными охранными предприятиями; наличие тревожной сигнализации.
Согласно п.
7.1 ст. 14 и п. 6.1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также
минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на
территории муниципального района относится к вопросам местного значения
муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 4 ч. 1
ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" к
полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере
образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных
образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом установлено,
что до настоящего времени МОУ Масловская основная общеобразовательная школа не
оборудована кнопкой экстренного вызова полиции. Имеющаяся тревожная кнопка
сигнализации в учреждении не соответствует требованиям Постановления
Правительства Московской области "О мерах по усилению антитеррористической
защищенности объектов образования, здравоохранения...", поскольку данная
кнопка не обеспечивает вызов полиции, а заключенный договор с ЧОП
"Роман" не предусматривает обязательства по вызову полиции.
В связи с чем следует согласиться с выводом суда о том, что
Администрацией Зарайского муниципального района, МОУ Масловская основная
общеобразовательная школа допущено бездействие в обеспечении антитеррористической
защищенности образовательного учреждения.
В ходе судебного
разбирательства было установлено, что в расходной части бюджета Зарайского
муниципального района на 2012 год предусмотрены средства на установку в
муниципальных образовательных учреждениях кнопки экстренного вызова полиции, ее
обслуживание и оплату договоров по круглосуточной охране объектов.
По изложенным
мотивам, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по
финансированию установки кнопки экстренного вызова полиции в МОУ Масловская
основная общеобразовательная школа должна быть возложена на Администрацию
Зарайского муниципального района.
Довод
жалобы о том, что в указанном учреждении имеется тревожная кнопка тревожной
сигнализации и заключен соответствующий договор с ЧОП "Роман", не
может служить основанием к отмене решения суда, поскольку установленная кнопка
и заключенный договор с охранным фирмой не обеспечивают экстренный вывоз
полиции при нажатии тревожной кнопки сигнализации.
С учетом
изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит
собранным по делу доказательствам и требованиям закона, доводы жалобы не
опровергают выводы суда.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зарайского
городского суда Московской области от 26 сентября 2011 г. оставить без
изменения, кассационную жалобу Администрации Зарайского муниципального района -
без удовлетворения.