ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. по делу N 33-3643-2011
Председательствующий по делу
судья Радченко В.М.
Судебная коллегия
по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего
Кулаковой О.К.
и судей: Васильевой
Т.И., Карабельского А.А.
рассмотрела
в открытом судебном заседании в городе Чите 25 октября 2011 года дело по иску
Б.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному
учреждению) в Агинском бурятском округе Забайкальского края (межрайонному),
Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Оловяннинском районе о
включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости,
по кассационной
жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Агинском бурятском округе Забайкальского края
(межрайонного) Б.В. (л.д. 57, 81-83)
на решение
Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 25 августа 2011 года,
которым постановлено исковое заявление Б.С. с учетом уточнений удовлетворить частично.
Включить в
педагогический стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии, периодов
работ и обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда
Российской Федерации в Оловяннинском районе Забайкальского края включить Б.С. в
стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды
работы:
в с 30 августа 1983 года по 28 августа 1984
года в должности воспитателя, с 20 марта 1985 года по 20 мая 1985 года в
должности воспитателя, с 23 января 1989 года по 30 января 1990 года в должности
воспитателя;
в с 17 июня 1991 года по 21 апреля 1998 года в
должности методиста.
В остальной части
исковые требования Б.С. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад
судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия
установила:
Б.С.
обратилась с иском о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, к Управлению Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Агинском бурятском
округе Забайкальского края (межрайонному), Отделу Пенсионного фонда Российской
Федерации в Оловяннинском районе, ссылаясь на то, что она приобрела необходимый
25-летний стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в
учреждениях для детей. Письмом начальника Отдела Пенсионного фонда Российской
Федерации в Оловяннинском районе Т. от 21.03.2011 г. истице отказано в
назначении пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В специальный стаж территориальным пенсионным органом не включены
периоды ее трудовой деятельности: с 30.08.1983 г. по 01.01.1984 г, с 01.01.1984
г. по 28.08.1984 г., с 20.03.1985 г. по 20.05.1985 г., с 23.01.1989 г. по
30.01.1990 г. в должности воспитателя в детском комбинате, с 28.08.1984 г. по
20.03.1985 г. в должности заведующего в детском комбинате, с 17.06.1991 г. по
21.04.1998 г. в должности методиста в. Считая отказ территориального
пенсионного органа нарушающим ее право на пенсионное
обеспечение, истица просила суд включить в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорные периоды работы.
К участию в деле в
качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно
предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Районный комитет по
образованию и делам молодежи".
Судом постановлено
приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственного учреждения) в Агинском бурятском округе Забайкальского края
(межрайонного) Б.В. просит решение суда отменить как незаконное. Ссылается на
то, что периоды работы истицы с 30.08.1983 г. по 28.08.1984 г., с 20.03.1985 г.
по 20.05.1985 г., с 23.01.1989 г. по 30.01.1989 г., с 30.01.1989 г. по 30.01.1990 г. не подлежат включению в
специальный трудовой стаж, т.к. пенсионным законодательством не предусмотрено
наименование дошкольного образовательного учреждения "детский
комбинат". Периоды работы Б.С. с 17.06.1991 г. по 21.04.1998 г.
необоснованно включены судом в стаж работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, поскольку работа в должности методиста
не влечет возникновения права на льготное пенсионное обеспечение. Включая
работу в должности методиста в специальный трудовой стаж Б.С., суд неправильно
применил нормы материального права. Судом необоснованно приняты в качестве
допустимых доказательств показания свидетелей, подтвердивших осуществление
истицей педагогической деятельности.
Участвующие в деле
лица, будучи извещенными о времени и месте кассационного рассмотрения дела
почтой, в судебное заседание не явились и о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть
дело в отсутствие указанных лиц на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ.
Проверив решение
суда в интересах законности в полном объеме, обсудив доводы кассационной
жалобы, судебная коллегия находит решение суда в части включения в специальный
трудовой стаж Б.С. периода работы в качестве методиста и в с 17.06.1991 г. по
21.04.1998 г. и в части отказа истице в иске о включении в специальный трудовой
стаж периода работы в качестве заведующей детского
комбината с 28.08.1984 г. по 19.03.1985 г. подлежащим отмене в связи с
неправильным применением норм материального права.
Как
усматривается из трудовой книжки истицы, в период с 05.02.1990 г. по 16.06.1991
г. Б.С. работала в должности воспитателя, с 17.06.1991 г. истица переведена с
должности воспитателя на должность методиста детского сада, с 20.02.1998 г.
Б.С. переводом принята на работу в на должность методиста, в которой истица
проработала до 21.04.1998 г. В период с 28.08.1984 г. по 19.03.1985 г. Б.С. работала в должности заведующей детским комбинатом (л.д.
8-11).
Включая в
специальный педагогический стаж период работы Б.С. в должности методиста детского
сада, суд исходил из того, что в должности методиста истица выполняла трудовую
функцию старшего воспитателя и что должностные обязанности по указанным
профессиям являются тождественными.
С названными
выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В подтверждение
вывода о тождественности выполняемых истицей трудовых функций в должности
методиста суд в решении сослался на ответ заведующей ИМЦ "Инициатива"
МУП Районный комитет по делам молодежи Читинской области администрации муниципального
района "Оловяннинский район" от 23.08.2011 г. N 455 (л.д. 55).
Между тем,
руководствуясь данным ответом, суд не принял во внимание Инструкцию о порядке
исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденную Приказом
Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. N 94, которая действовала в
спорный период времени и согласно которой в детских дошкольных учреждениях
одновременно существовали две должности: старшего воспитателя и методиста
(пункт "л" и пункт "м" Приложения N 6). Суд не учел действующий в настоящее время Приказ Министерства
образования и науки РФ от 24.12.2010 г. N 2075 "О продолжительности
рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников", которым установлена продолжительность рабочего
времени для старшего воспитателя дошкольных образовательных учреждениях и
методиста образовательных учреждений, Общероссийский классификатор профессий
рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК
016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. N 367),
в перечне которого имеется самостоятельная должность методиста по дошкольному
воспитанию (позиция 24092).
Таким образом,
должности методиста и старшего воспитателя дошкольного образовательного
учреждения являются разными должностями, по каждой из которых предусмотрены
соответствующие трудовые функции.
Пунктом 2
Постановления Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г. предусмотрено, что
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению
федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Пенсионным фондом
Российской Федерации вправе устанавливать тождество профессий, должностей и
организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а
также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по
старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным
подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В силу пп.
19 п. 1 и п. 2 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего
Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления
периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком
работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых
досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781,
действующим в настоящее время, предусмотрены должности старшего воспитателя и
воспитателя-методиста детских садов всех наименований.
По волеизъявлению и
в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой
пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г.
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до
01.01.2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных
правовых актов.
Списком
профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность
которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу
лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463,
действовавшим в период работы истицы в должности методиста (с 06.09.1991 г. по
21.0.1998 г.), предусмотрены старший воспитатель (воспитатель-методист) детских
дошкольных учреждений всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Должность
воспитателя-методиста предусматривалась Постановлением Госкомтруда СССР от
07.01.1977 г. N 3 "Об утверждении квалификационных характеристик
должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных
учреждений и внешкольных учреждений".
Перечнем
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет, являвшимся приложением к Постановлению Совета Министров СССР от
17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства" и действовавшим в период работы
Б.С. в должности методиста с 17.06.1991 г. по 01.10.1993 г., должность
методиста детского сада и объединенных
яслей-садов предусмотрена не была.
Поскольку
до настоящего времени в установленном законом порядке тождество должности
методист дошкольного образовательного учреждения должностям старшего
воспитателя и воспитателя-методиста дошкольного образовательного учреждения,
предусмотренными Списками от 06.09.1991 г. и от 29.10.2002 г., не установлено и
так как должность методиста Списками не предусмотрена, оснований для включения
периода работы истицы в должности методиста дошкольного образовательного
учреждения в специальный педагогический стаж не имелось. В связи с чем решение суда в указанной части
подлежит отмене.
Так как
обстоятельства, имеющие значение для разрешения указанного требования,
установлены из материалов дела, судебная коллегия считает возможным, не
передавая дело на рассмотрение в районный суд, вынести новое решение об отказе
Б.С. в иске о включении в специальный трудовой стаж периода ее работы с
17.06.1991 г. по 21.04.1998 г.
Судебная
коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа Б.С. в иске о
включении в специальный педагогический стаж периода работы с 28.08.1984 г. по
19.03.1985 г. в должности заведующей детского комбината, т.к. должность
заведующего детских яслей-сада предусмотрена Списком, утвержденным
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г.
То обстоятельство,
что наименование детский комбинат в указанном Списке отсутствует, основанием
для отказа Б.С. в иске о включении названного периода работы в специальный
трудовой стаж являться не может, т.к. ясли-сад и
детский комбинат являлись одним и тем же детским дошкольным образовательным
учреждением. Указанное обстоятельство подтверждено общесоюзным классификатором
"Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госкомстатом СССР,
Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 г., в соответствии с которым
дошкольное воспитание предусматривалось в том числе, в детских ясли - садах
(комбинатах).
При таком положении
периоды работы истицы в детском комбинате в должностях, предусмотренных
Списками, подлежат включению в специальный педагогический стаж.
С учетом изложенного
решение суда в части отказа Б.С. в удовлетворении иска о включении в
специальный трудовой стаж периода работы в качестве
заведующей детского комбината с 28.08.1984 г. по 19.03.1985 г. подлежит отмене.
В указанной части требований судебная коллегия считает возможным вынести новое
решение об удовлетворении названного искового требования.
Решение суда в
части включения в специальный педагогический стаж истицы периодов ее работы в
качестве воспитателя детского комбината подлежит оставлению без изменения как
соответствующее закону и установленным по делу обстоятельствам.
Разрешая спор, суд
неправильно принял во внимание в качестве доказательств, подтверждающих
льготный характер работы истицы, показания свидетелей. Между тем, названное
нарушение не может являться основанием к отмене решения суда в оставленной без
изменения части, т.к. спорные периоды работы Б.С. подлежат включению в
специальный трудовой стаж по иным указанным в кассационном определении
основаниям без учета показаний свидетелей.
В интересах
законности судебная коллегия считает необходимым частично изменить решение
суда, возложив обязанность по включению периодов работы Б.С. в специальный
педагогический стаж на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Агинском бурятском округе Забайкальского края (межрайонное),
которое в данном деле в качестве ответчика участвовало как юридическое лицо,
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Оловяннинском
районе Забайкальского края в качестве ответчика судом привлечено не было, к участию в
деле судом был привлечен Отдел Пенсионного фонда РФ в Оловяннинском районе (без
образования юридического лица).
С Управления
Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Агинском Бурятском округе
Забайкальского края (межрайонного) в соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного
кодекса РФ в пользу бюджета муниципального района "Оловяннинский
район" подлежит взысканию государственная пошлина за подачу кассационной
жалобы в размере 2000 руб. по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.
333.18 Налогового кодекса РФ (часть вторая) (ред. от 19.07.2011 г.)
государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого
действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины
плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой
банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства
(иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе
производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
В
соответствии с п. 3 и п. 9 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (часть вторая)
по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями,
государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового
заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового
заявления неимущественного характера: для организаций - 4000 рублей; при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50
процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче
искового заявления неимущественного характера.
От уплаты
государственной пошлины при подаче кассационной жалобы по делам, в которых
территориальные пенсионные органы выступают в качестве ответчика по искам
граждан о защите нарушенных пенсионных прав, Пенсионный фонд РФ и его
территориальные органы законом не освобождены.
Таким образом,
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение)
в Агинском бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) при подаче
кассационной жалобы по настоящему гражданскому делу обязано было уплатить
государственную пошлину в размере 2000 руб.
Факт уплаты
государственной пошлины должен быть подтвержден подлинником расчетного
документа, т.к. в соответствии со ст. 333.18 Налогового кодекса РФ (часть
вторая) и ч. 4 ст. 339 ГПК РФ к кассационной жалобе прилагается документ,
подтверждающий уплату государственной пошлины, а него его копия.
В подтверждение
факта уплаты государственной пошлины ответчиком представлено платежное
поручение N 32791 от 23.09.2011 г., в котором указан вид платежа - электронно
(л.д. 91).
Названый расчетный
документ не подтверждает факт уплаты ответчиком государственной пошлины,
поскольку не имеет отметки о его исполнении. Платежное поручение с отметкой о
его исполнении не представлено пенсионным органом и в суд кассационной
инстанции.
При таком положении
факт уплаты государственной пошлины ответчиком не подтвержден.
В
соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 г.
N 12 "О применении судами норм Гражданского процессуального Кодекса
Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной
инстанции" суду кассационной инстанции необходимо иметь в виду, что
неуплата стороной государственной пошлины либо ее уплата не в полном размере не
может служить основанием для возврата дела в суд первой инстанции. В этом случае вопрос о взыскании государственной пошлины в
установленном законом размере может быть разрешен в кассационном определении с
учетом правил статьи 98 ГПК РФ.
Исходя из
изложенного, с ответчика подлежит взысканию неуплаченная при подаче
кассационной жалобы государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение
Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 25 августа 2011 года в
части включения в стаж работы Б.С., дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода работы с 17.06.1991 г.
по 21.04.1998 г. и в части отказа Б.С. в иске о включении в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
периода работы с 28.08.1984 г. по 20.03.1985 г. отменить.
В указанной части
принять новое решение.
В удовлетворении
иска о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации", периода работы с 17.06.1991 г. по
21.04.1998 г. Б.С. отказать.
Обязать
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском
бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) включить в стаж работы Б.С.
ФИО15, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп.
19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", период работы с 28.08.1984 г. по 19.03.1985 г.
Решение
Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 25 августа 2011 г.
частично изменить.
Возложить
обязанность по включению в стаж работы Б.С., дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периодов работы с
30.08.1983 г. по 28.08.1984 г., с 20.03.1985 г. по 20.05.1985 г., с 23.01.1989
г. по 30.01.1990 г. на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Агинском бурятском округе
Забайкальского края (межрайонное).
В остальной части
решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без
удовлетворения.
Взыскать с
Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Агинском
бурятском округе Забайкальского края (межрайонное) в
бюджет муниципального района "Оловяннинский район" государственную
пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 2000 руб.